Олимпиада
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме

Журавлeва  Екатерина Владимировна

 

Тема: «Значение устного народного творчества в развитии речи старших дошкольников».

Коррекционно-образовательная задача: обогащать речевое, умственное развитие детей новыми впечатлениями, прибегая к элементам драматизации; активизировать словарь по теме «Элементы русского быта».

Коррекционно-развивающая задача: развивать артикуляционную и общую моторику, длительный плавный выдох, зрительное и слуховое восприятие, память.

Коррекционно-воспитательная задача: обогащать эмоциональное развитие детей, прививать любовь к русской культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад «Золотая рыбка»

Тема: «Значение устного народного творчества

в развитии речи старших дошкольников»

Выполнила учитель- логопед МБДОУ

«Детский сад «Золотая рыбка»

Журавлёва Екатерина Владимировна

(старший дошкольный возраст 5- 6 лет)

город Уварово Тамбовская область

«Самая большая роскошь в мире – это роскошь человеческого общения»

Антуан де Сент Экзюпери.

Общение – одна из важнейших особенностей человека. С помощью него мы можем делиться с окружающими своими чувствами, впечатлениями, переживаниями, обмениваться опытом и накопленными знаниями. Если бы мы не могли общаться друг с другом, то мы бы не смогли познать ни окружающий мир, ни себя. При помощи слов, жестов, мимики мы делаем свою жизнь ярче, богаче, разнообразнее. Общение - это особый вид искусства, которому может обучиться каждый. Стать мастером в этом искусстве стоит любому человеку, независимо от места работы и увлечений. Ведь только общаясь с другими людьми, умея выражать свои мысли, а в особенности слушать своего собеседника, мы становимся более открытыми, раскрепощенными, коммуникабельными.

Правильная, выразительная речь –  это залог успешного общения. Общение детей вызывает развитие игровой деятельности, способствует расширению игровых сюжетов, игровых действий, длительности игр. А дети с хорошей речью, как правило, являются лидерами игры, что в свою очередь положительно влияет на развитие личностных качеств детей.  Формирование правильной речи – одна из основных задач дошкольного образования.

На занятиях по воспитанию у детей правильного звукопроизношения я использую элементы устного народного творчества. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей. Жизнь предъявляет особые требования к педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя "зону ближайшего развития" (Л.С. Выгодский). Все это позволит дать многое малышам в плане их умственного развития.

Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия. В связи с этим больше использовать словесные, наглядные, игровые методы в ознакомлении с народными произведениями, варьировать методические приемы. Необходимо помнить, что ребенок, откликаясь на красочность и богатство зрительных образов, способен принять любой забавный сюжет, войти в игровое взаимодействие с взрослым и взять на себя любую роль. При исполнении народного произведения педагог должен обеспечить понимание смыслового содержания его детьми, благодаря эмоциональной окраски речи, изменению тембра голоса. Таким образом, устанавливается речевое взаимодействие с ребенком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.

На фольклорно-игровых занятиях желательно использовать прием действенного соучастия детей, привлечение их к поисковой деятельности, самостоятельности, развивать их фантазию. Знакомство детей фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это - колыбельные песни матери, игры - забавы с маленькими детьми. (“Сорока”, “Ладушки”, “Коза” и другие), потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторять его действия. Повторяя вместе с педагогом стихи, потешки, чистоговорки, у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции.

Целенаправленное и систематическое использование произведений устного народного в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Тема: «Значение устного народного творчества в развитии речи старших дошкольников».

Коррекционно-образовательная задача: обогащать речевое, умственное развитие детей новыми впечатлениями, прибегая к элементам драматизации; активизировать словарь по теме «Элементы русского быта».

Коррекционно-развивающая задача: развивать артикуляционную и общую моторику, длительный плавный выдох, зрительное и слуховое восприятие, память.

Коррекционно-воспитательная задача: обогащать эмоциональное развитие детей, прививать любовь к русской культуре.

Оборудование: элементы интерьера русской избы и предметы обихода, деревянные ложки; костюм сороки-вороны; костюмы детей для посещения музея; кроссворд; диск с  мелодией «Калинка», диск с русскими народными сказками «Волк и семеро козлят», «Жихарка»; плоскостное изображение Сороки; атрибуты к драматизации сказок.

Материал: наряд Сказочницы, иллюстрации к потешкам и пословицам, бумага, карандаши, изба, оформленная в народном стиле.

Предшествующая работа: знакомство с пословицами и поговорками различной тематики.

Ход занятия

Дети рассаживаются на ковре. К ним приходит Сказочница.

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аринушка.  Это старинное русское имя. Я пришла к вам в гости, побеседовать и поиграть.

Ребята, а знаете, в какой стране мы живем? Правильно, в России, мы – россияне. Россия – большая страна, и ее населяет много народов, но большинство говорит на русском языке. Мы на каком языке говорим? (На русском.)

Красив, богат и могуч наш русский язык, и вот об этом мы поговорим на сегодняшнем занятии.

В древние времена, когда русские люди еще не знали букв (т.е. их еще не придумали), а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые авторы той поры. Бабушка рассказала сказку внучке, внучка вырастала и рассказывала ее своей дочке, а та – своей. В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется устным. К устному народному творчеству относятся: сказки, пословицы, поговорки, песни, потешки, прибаутки, загадки.  Колыбельные, которые вам пела мама или бабушка, также являются элементами устного народного творчества.

Потешки, прибаутки нужны были людям для того, чтобы забавлять маленьких детей, вызывать улыбку у загрустившего ребенка, успокоить плачущего. В русских народных потешках (от слов «потешать») используются нежные слова, красивые выражения. Послушайте и поиграйте вместе со мной.

Дети хором рассказывают две потешки, имитируя движениями руки, делая одновременно гимнастику для глаз.

«Водичка, водичка...»
«Ножки, ножки, где вы были...»
(К потешкам выставляются иллюстрации.) 

Какие ласковые слова вы услышали? Чем вам понравились потешки? Ребята, а сейчас я вас приглашаю к себе в гости, в свою избу. Но, прежде чем попасть в мой дом, нужно преодолеть препятствия. Вы готовы?

1Артикуляционная гимнастика.

Сказочница -  Подготовим наши органы артикуляции к красивой речи!

Дети берут индивидуальные зеркала и проводится общий комплекс артикуляционной гимнастики.

 На доске плоскостное изображение Сороки.

Сказочница - Кто это?

Дети – Это Сорока.

Сказочница – Как вы догадались, что это Сорока?

1-й ребёнок -  На ней расписная рубашка.

2-й ребёнок -  На голове у неё платочек.

Обобщение логопедом -  Да, ребята, вы видите Сороку. На ней расписная рубашка в русском стиле, на голове платочек, а на плечи наброшен расписной платок с кистями.

Логопед -  Будем собираться к Сороке в гости

2. «В гостях у Сороки ».

Дети строятся и идут в музей русского быта.

Дети – Тук-тук! Здесь живёт Сорока?

Сорока встречает детей. Роль сороки-вороны исполняет девочка подготовительной группы. На ней костюм: расписная рубашка, платок, бусы, шаль, «клюв», «крылья».

Сорока – Здравствуйте, гости дорогие! Входите! Вот мой дом! Смотрите, как я живу!

Сорока-ворона обращает внимание детей на стоящие рядом предметы: коромысло, печку, рушники, чугунок, скамью, прялку.

Сорока – Вот чугунок! Вот печка: здесь я пироги пеку да калачи, баранки да крендельки!

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару, всё с печи!

Все румяны, горячи!

Сорока  показывает блюдо с «пирожками», угощает детей. Дети благодарят Сороку-ворону.

Сказочница -  Ой, подождите, горячи, горячи! Подуем на них.

3. Дыхательная гимнастика.

Дети берут в руки «пирожки», дуют на них.

Дети рассаживаются на стульчики.

Сказочница и дети – Сорока-сорока! Где была?

Сорока – Далеко! По полям летала, зёрна собирала, печку топила, кашу варила, детишек скликала, кашкой угощала! Этим дала в чашечке, этим  – в поварёшечке. Этим  – на ложечке. А  этому – масленичек!

Сорока  раскладывает детям «кашу» из горшочка в приготовленную посуду. Дети «едят» кашу.

Сказочница и дети – Нам понравилась твоя каша! Спасибо!

V. Закрепление (потешка).

Сказочница -  Ребята, споём песенку и сыграем на ложках для Сороки!

Потешка повторяется от начала до конца. Проговаривание и пропевание потешки идёт совместно с логопедом. При этом дети отбивают ритм песенки на деревянных ложках.

Сорока – А я хотела бы для вас поплясать! Кому знакома русская пляска?

Включается музыка «Калинка», дети совместно с Сорокой и Сказочницей пляшут.

Сказочница – Ребята, нам пора уже домой! Давайте ещё раз споём песенку для Сороки!

Исполняется потешка в медленном темпе в ритме колыбельной.

Сказочница – Ребята, скажем Сороке «спасибо»! Пригласим её к нам в гости!

Дети прощаются и возвращаются в группу.

VI. Продолжение работы по теме (русская народная сказка).

1. Рассказ Сказочницы.

 Ребята! «Сорока» – это потешка, произведение устного народного творчества для малышей. С вами хотела бы я вспомнить русские народные сказки. Помните, мы с вами говорили, что человек с древних времён учился у природы. Но были такие явления, которые древние люди не могли объяснить. Они боялись грозы, темноты, пытались защититься от этого. Стремился русский народ к хорошей жизни! Люди мечтали! Так постепенно рождались сказки! Сказки передавались от одного человека к другому, из уст в уста. Сказки – это устное народное творчество. Долгими зимними вечерами собирались люди в доме, зажигали свечу и рассказывали свои сказки. Вы много знаете русских народных сказок?

Заслушиваются ответы детей.

2. Задание «Узнай сказку по фрагменту»

Сказочница – Узнайте сказку!

  1. Просмотр фрагментов (диск): «Волк и семеро козлят», «Жихарка».
  2. Драматизация (отрывок) сказки «Гуси-лебеди»

В роли Алёнушки – О., в роли Яблоньки – В.

Сказочница – Как называется сказка? Кто её сочинил? Почему гуси-лебеди украли братца? Почему Алёнушке помогали печка, яблоня, река?

  1. «Узнайте сказку по словам её героев!»

К. и П. зачитывают наизусть тексты.

Несёт меня лиса                                            Ку-ка-реку!

За тёмные леса,                                             Иду на ногах

За быстрые реки,                                          В красных сапогах

За высокие горы…                                       Несу косу на плечах:

Кот и дрозд, спасите меня!…                      Хочу лису посечи,

Обобщение: Любите сказки! Читайте их, рассказывайте их своим младшим братьям и сёстрам!

VII. Итог. 

                               Список использованной и рекомендуемой литературы.

1 Алексеева М.М. “Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников” Изд. Центр “Академия”, 1999.

2. Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре - Вып.1, 1995.

3. Соловьева О.И. “Методика развития речи и обучение родному языку в детском саду” М., Просвещение, 1998.

4. Ревина И. “Дни, прожитые с детьми: Фольклор и авторская песня в жизни детей”// Дошкольное воспитание, 2000, №4.

5. Скворцова Л. “Формирования у детей интереса к русскому фольклору” Дошкольное воспитание, 2004.

6. Сергеева Д. “А как речь - то говорит, словно реченька журчит”: Малый фольклор. Дош. воспитание, 1994, №9

7. Неганова Н. “Русский фольклор в жизни малышей” Дошкольное воспитание, 1995, №9.

8. Мартынова А.Н. “Детский поэтический фольклор”СПб, 1997, №608

9. Лопухина И.С. “Звуки, буквы и слова”, “Дельта”, 2000.

10. Грухих В.М. “Словопроизводство в пословицах и поговорках” Русский язык в школе, 1997.

11. Зуева Т.В. “Русский фольклор” Флинта: Наука, 2000.

12. Бахтин В.С. “От былины до считалки” Рассказы о фольклоре - Л., 1988.

13. Буланин Д. “Детский поэтический фольклор” Антология, 1997.

14.Усова А.П. “Русское народное творчество в детском саду”. М., Просвещение, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из истории Олимпиады; Зимние виды спорта на Олимпиаде 2014г. в Сочи, Талисманы зимних олимпийских игр

Слово «олимпиада» изначально означало не сами игры, а четырехлетний промежуток между ними. Древние греки вели хронологию по олимпиадам, начиная с 776 г. до н.э. (например, «третий год 146-й олимпиады»...

Олимпиада 2014 "История Олимпиады"

Одна из задач  мероприятия звучит так:Ознакомить дошкольников с доступными для детей этого возраста сведениями из истории олимпийского движения и Олимпиады современности.  С помощью мул...

Сценарий праздника для дошкольников "Детская Олимпиада",посвящённого Олимпиаде в городе Сочи (подготовительный возраст)

Цель: Формировать у дошкольников представления об Олимпийских играх  современности как части общечеловеческой культуры....

Олимпиада в Сочи Символы Олимпиады

Презентация по теме "Олимпийская символика Олимпиада в Сочи"...