Анализ логопедического занятия
методическая разработка (логопедия) по теме

Лейман Юлия Александровна

Анализ логопедического занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_logopedicheskogo_zanyatiya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ логопедического занятия.

ФИО логопеда______________________________________________________

город (район)_______________________________________________________

№ ДОУ______________________дата____________________________________

Этап работы________________________________________________________

Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)

Тема_______________________________________________________________

Возраст детей_______________________________________________________

Анализирующий_____________________________________________________

Цель посещения_____________________________________________________

Шкала оценки 1 балл — низкий уровень, 2 балла — средний уровень, 3 балла — высокий уровень

1. Анализ целей занятия

  1. соответствие целей занятия особенностям учебного материала; ______
  2. место данного занятия в системе занятий по теме;______
  3. уровень подготовленности группы (ребенка); ______
  4. постановка и доведение целей занятия до детей;_______

2. Степень достижения целей занятия

  1. образовательной;______
  2. коррещионно-развивающей; ______
  3. воспитательной;_______

3. Анализ структуры и организации занятия

  1. соответствие структуры занятия его целям продуманность выбора типа занятия, его структуры; ______
  2. логическая последовательность и взаимосвязь этапов занятия; ______
  3. целесообразность распределения времени между этапами занятия; _______
  4. рациональность выбора форм обучения; _______
  5. наличие плана занятия и организация его выполнения логопедом;_______
  6. оборудование занятия; _______
  7. рациональная организация работы логопеда и детей от простого к сложному;_____

4. Анализ содержания занятия

  1. соответствие содержания занятия требованиям государственных программ;_____
  2. полнота, достоверность доступность изложения; ______
  3. степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия; ______
  4. связь занятия с жизнью; ______
  5. подведение детей к восприятию новых знаний;______
  6. формирование новых понятий; ______
  7. актуализация опорных знаний; ______
  8. организация самостоятельной работы детей; _______
  9. характер тренировочных упражнений (степень сложности, вариативность, учет  уровня подготовленности детей) ______
  10. инструкции и помощь логопеда; _______
  11. степень усвоения нового материала (эффективность); _____
  12. связь нового с ранее изученным; ______
  13. повторение (организация, формы приемы, объем);______

5. Оценка коррекционной направленности занятия

  1. развитие понимания речи; _______
  2. воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности; ______
  3. формирование практических навыков словообразования и слово изменения; _____
  4. формирование правильного произношения звуков; _______
  5. развитие фонематического слуха и восприятия; ________
  6. закрепление навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; ___
  7. контроль за внятностью и выразительностью речи; ______
  8. подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза; _____
  9. обучение самостоятельному высказыванию; ________
  10. усвоение элементов языковой системы при непосредственном общении; ______
  11. включение заданий с опорой на несколько анализаторов; ______
  12. упражнения на развитие высших психических функций; ______
  13. упражнения на развитие общей и мелкой моторики;________

6.     Анализ методики проведения занятия

  1. определение обоснованности и правильности отбора методов приемов и средств обучения; ______
  2. соответствие методов, приемов и средств обучения содержанию материала, поставленным целям занятия, возможностям группы (ребенка); ______
  3. разнообразие приемов и методов, применяемых логопедом; ______
  4. эмоциональность подачи материала; _______
  5. эффективность использования наглядных пособий, дидактического материала;____
  6. оценка методической вооруженности и педтехники логопеда;_______

7.     Анализ работы и поведения детей на занятии

  1. общая оценка работы группы (ребенка); _____
  2. внимание и прилежание; ______
  3. интерес к занятию; _______
  4. активность детей (ребенка);______
  5. формирование у детей общеучебных и специальных умений и навыков; ______
  6. выполнение единых требований; _______
  7. индивидуальная работа со слабоуспевающими детьми; ______
  8. качество знаний, умений и навыков; ______
  9. глубина, осознанность и прочность знаний; ______
  10. умение детей применять знания в различных ситуациях; ______
  11. степень овладения практическими навыками; _______
  12. характер проверки знаний детей логопедом; _______
  13. работа над ошибочными ответами;_______

8.     Оценка санитарно-гигиенических условий занятия

  1. температурный режим; ______
  2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания); _____
  3. освещение; _____
  4. предупреждение утомления и переутомления; ______
  5. смена видов деятельности; ______
  6. своевременное и качественное проведение физкультурных пауз; ______
  7. соблюдение правильной рабочей позы; _____
  8. соответствие мебели росту ребенка; ______
  9. создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания; _____
  10. посильность нагрузки речевого и дидактического материала; _____
  11. целесообразное ослабление напряженности в конце занятия;______

9. Оценка самоанализа, сделанного логопедом в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим

10. Результаты занятия

  1. оптимальность обучающих действий логопеда; ______
  2. качество знаний, умений и навыков детей; ______
  3. тенденции в речевом развитии и коррекции детей;______

11. Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы других логопедов

12.         Недостатки занятия

  1. диагностика причин; _____
  2. предложения по их устранению;______

13.         Личность логопеда

  1. собранность и внимательность логопеда на занятии; _____
  2. самообладание и самоорганизация ; ______
  3. стиль и тон в работе; _______
  4. речь логопеда (ясность, точность, выразительность,   эмоциональность);_____
  5. соотношение речи логопеда и детей (ребенка); ______
  6. доброжелательное отношение к детям; _______
  7. соблюдение норм педагогической этики; ______
  8. мастерство педагогического общения;_______

14.        Общие выводы и предложения

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15.Рекомендации логопеду по самообразованию на основании выводов и предложений_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Самоанализ логопедического занятия

ФИО логопеда______________________________________________________

город (район)_______________________________________________________

№ ДОУ______________________дата____________________________________

Этап работы________________________________________________________

Форма занятия (индивидуальное, фронтальное, подгрупповое)

Тема_______________________________________________________________

Возраст детей_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________200 г.              Логопед ________________________

Схема самоанализа логопедического занятия

1.Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме.

2.Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия.

3.Характеристика логопедом ребенка (группы).

4.Мотивировка отбора материала для данного занятия.

5.Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных детьми на занятии.

6.Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия.

7.Удовлетворенность или неудовлетворенность логопеда занятием (его отдельными частями).

8.Меры, намечаемые логопедом по устранению отмеченных недостатков.

9.Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов.

10.Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда.

Интерпретация полученных в ходе анализа данных

Сложите все баллы и сравните сумму с «ключом».

114 и менее баллов—низкий уровень проведения логопедического занятия.

При подготовке к занятию логопедом не были учтены возрастные, характерологические особенности и речевые возможности детей (ребенка).

Структура занятия однообразная. При отборе содержания, возможно, не учтены требования программы. В ходе занятия игнорировалась самостоятельная работа детей. Познавательная активность детей низкая. Индивидуальный подход не реализован. Отмечается нерациональный расход времени. Логопед отдает предпочтение словесному методу. Возможно игнорирование трудностей детей и непонимание причин их наличия, демонстрация обезличенного подхода (безразличие к внутреннему миру ребенка). Педагог не обнаружил твердых знаний. Наблюдалось механическое перенесение логопедом чужого опыта в свою работу, отсутствие четкой системы работы. Затрудняло проведение занятия несоблюдение санитарно-гигиенических норм.

• Чтобы преодолеть недостатки в организации и проведении такого логопедического занятия, педагогу стоит прислушаться к рекомендациям коллег и администрации, пройти стажировку у опытного логопеда, составить программу самообразования и систематически повышать уровень своей квалификации на курсах повышения квалификации.

145—200 баллов— средний уровень проведения логопедического занятия.

Возможно, при подготовке и проведении данного занятия были учтены речевые возможности не всех детей. Структура занятия и отбор содержания соответствуют требованиям программы обучения. Логопед продемонстрировал однообразные методы обучения и неумение отдельных детей работать по предложенным методам. Возможно, педагогу так и не удалось установить контакт с детьми (отдельным ребенком), несмотря на то что на занятии был создан благоприятный психологический климат. К концу занятия отмечается снижение познавательной активности детей. Для перевода детей к более деятельному состоянию логопед сочетает индивидуальную работу с фронтальной. Могли иметь место переоценка познавательных возможностей детей, невнимательное выслушивание логопедом отвечающего ребенка. Эмоциональное поведение педагога на занятии способствует усвоению основных знаний и умений. На занятии были соблюдены основные требования к санитарно-гигиеническому режиму. Логопед работает по системе, пытается выработать собственный стиль работы.

Педагогу следует прислушаться к советам и замечаниям коллег и администрации, закрепить наиболее успешные моменты своей работы, целенаправленно работать по преодолению недостатков занятия через посещение занятий более опытных логопедов, чтение специальной литературы и повышение квалификации на курсах повышения квалификации.

201—252 балла— высокий уровень проведения логопедического занятия.

При постановке целей занятия и его планировании логопедом были учтены возрастные и характерологические особенности детей. Структура занятия соответствует целям обучения, воспитания и коррекции. Содержание занятия соответствует требованиям программы. Логопедом выработаны свой собственный стиль и система работы. На занятии представлено оптимальное чередование различных видов работы, сочетание индивидуальной работы с фронтальной. Творческое переосмысление логопедом методов, приемов и средств, обучение детей проходило соответственно складывающейся учебной ситуации. Разнообразие методов, занимательность изложения, богатство интонаций, выразительная мимика педагога способствовали росту интереса детей к занятию. Логопед умело и своевременно поощряет деятельность детей.

Успешному проведению занятия способствуют оптимальные санитарно-гигиенические условия.

Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику других логопедов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный анализ логопедического занятия (урока).

Примерный  анализ  логопедического  занятия  (урока)  по  теме  "Дифференциация  звонких  и  глухих  согласных  на  примере  звуко...

Методическая разработка логопедического занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза и обучению грамоте

Методическая разработка логопедического занятия посовершенствованию навыков звукового анализа и синтеза и обучению грамоте...

Анализ индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению.

Анализ индивидуального логопедического  занятия по звукопроизношению....

Карта анализа логопедического занятия

В материале представлен шаблон анализа логопедического занятия...

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА анализа логопедического занятия

Тема занятия, его место в общей системе логопедического воздействия. Соответствие занятия этапу коррекционной работы, возрастным и речевым особенностям учеников.Правильность постановки целей зан...

Анализ логопедического занятия

Представлены варианты анализа  знаятия логопеда по коррекции звуков речи...

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА анализа логопедического занятия

Тема занятия, его место в общей системе логопедического воздействия. Соответствие занятия этапу коррекционной работы, возрастным и речевым особенностям учеников.Правильность постановки целей занятия, ...


 

Комментарии