Игры, игровые приемы и компьютерные технологии
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Селиванова Светлана Анатольевна

 Описан опыт внедрения в практику  работы различные игровые приемы, которые поддержали бы интерес у детей к логопедическим занятиям , а также повысили эффективность коррекционного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на научно-практической конференции

Тема: «Игры, игровые приемы и компьютерные технологии , применяемые

в автоматизации звуков с детьми со стертой формой дизартрии»

(из опыта работы)

Подготовила: Учитель-логопед

МДОУ ЦРР «Белоснежка»

                                                                                                  Селиванова С.А.

П. Пурпе-1, сентябрь 2008год

Из года в год специалисты, работающие в детских учреждениях, отмечают рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. В особую группу в детских садах и школах общего типа выделяются  дети с легкой степенью дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи - она понятна для окружающих, но нечеткая, в связи с чем представляет значительную трудность для коррекции. К настоящему времени проблема повышения эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью  дизартрии является недостаточно изученной в свете процесса информатизации образования.

В исследованиях Г. В. Гуровец, С. Н. Маевской, 1978; Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, 2000; Л. В. Мелеховой, 1967; Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольской, 1974; О. А. Токаревой, 1997 и других авторов легкие формы дизартрии рассматриваются как сложный синдром церебрально-органического генеза, проявляющийся в виде неврологических, двигательных и речевых расстройств. Таким образом, легкая степень  дизартрии представляет собой сложное нарушение, которое с трудом поддаются процессу коррекции, и, как правило, имеет длительную сложную динамику.

Работая вот уже 14 лет с детьми старшего дошкольного возраста, я действительно убедилась, что детей имеющих дизартрический компонент (ОНР,ФФН,ФН ) достаточно много. Практически они составляют основную массу контингента,  посещающих  логопункт.

Работая с этими детьми,  я столкнулась с проблемой. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. А возникает она  по разным причинам:

  1. недостаточное развитие артикуляционной моторики;
  2. недоразвитие фонематического восприятия;
  3. нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
  4. грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
  5. отклонения в нервно-психической сфере;
  6. снижение уровня познавательной активности;
  7. отклонения в поведении детей.

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

Размышляя над тем, как сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более  эффективными , но в тоже время интересными, развивающими и познавательными для детей, я начала внедрять в практику своей работы различные игровые приемы, которые поддержали бы интерес у детей к логопедическим занятиям , а также повысили эффективность коррекционного процесса.  Одним из средств достижения моей цели явилась специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры», которую вот уже 5 лет я с успехом применяю на практике  и она действительно очень эффективна в работе с детьми. Поэтому в прошлом году я разработала для себя перспективное планирование индивидуальных занятий с детьми, включая упражнения логопедической компьютерной программы.

Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Специальное включение компьютерных программ в процесс логопедического воздействия, направленного на преодоление дизартрии у детей оптимизирует процесс коррекции их устной речи и в целом содействует гармонизации развития.

Данная программа(«Игры для Тигры») предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, поставляется на CD -диске и содержит описание и подробные методические рекомендации, позволяющие эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми.

Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Л. Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, 1969, 2002, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой (1985). Она адресована, прежде всего, специалистам – логопедам и дефектологам детских дошкольных учреждений, но может рекомендоваться широкому кругу пользователей при условии логопедического консультирования.

Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы «Игры для Тигры» встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей, что очень важно на индивидульных занятиях. Разные уровни  заданий позволяют идти от более простых упражнений к более сложным, опираясь на «зону ближайшего развития» ребёнка в соответствии с его возможностями.

Работа с данной программой проводится при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог – компьютер – ребенок.

Каждый из четырех коррекционно-образовательных блоков программы состоит из нескольких модулей. Работа с использованием компьютерной программы «Игры для Тигры» проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности ребенка дошкольника. Визуализация происходит на экране монитора в виде доступных для ребенка мультипликационных образов и символов, что как раз и позволяет достичь успехов при автоматизации звуков у ребенка с дизартрией и дизартрическим компонентом.

Компьютерная технология «Игры для Тигры» предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:

  1. звукопроизношение,
  2. просодические компоненты устной речи,
  3. фонематический слух и восприятие,
  4. лексические и грамматические средства языка,
  5. коммуникативные навыки,
  6. артикуляционная моторика,
  7. обратные речевые кинестезии,
  8. мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатурой),
  9. слуховое и зрительное восприятие,
  10. внимание,
  11. вербальная и зрительная память,
  12. воля и мотивация,
  13. словесно-логическое мышление.

Эти направления , как раз лежат в основе логопедической работы с детьми с дизартрическим компонентом при автоматизации звуков и в общем при коррекции речи.

Основные принципы, положенные в основу построения программы «Игры для Тигры»:

  1. системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
  2. игровая форма обучения;
  3. интерактивность;

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать определенные выводы.

В этом году я приобрела новую программу «Учимся говорить правильно». Эта программа еще мной не апробирована, но думаю, она очень понравится детям и поможет сделать коррекционный процесс более интересным и увлекательным для детей, а значит более эффективным. А это самое главное в работе логопеда.

«Учимся говорить правильно» предназначена для речевого развития детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста. Её с успехом можно применят как в д. саду, так и в школе в работе с детьми с ФН,ФФН, ОНР. Материал мультемедийного пособия направлен на формирование слухового восприятия, звукового анализа и синтеза слов, развития навыков правильного произношения звуков, слогов, слов и умения связно выстраивать свои высказывания.

Развивающая программа включает в себя следующие разделы:

  1. Неречевые звуки
  2. Звукоподражание, которые представлены серией сюжетных интерактивных экранов с заданиями, практически по всем лексическим темам , которые используются в работе с детьми, поэтому их также можно очень плавно внести в планирование коррекционной работы. Эти разделы направлены на развитие фонематического слуха, но параллельно отрабатывается лексическая  и грамматическая сторона речи. В каждом задании предлагается два режима работы «Изучение « и «Задание» и до 7 уровней сложности, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

3. «Речевые звуки» представлен мультимедийными программами двух типов. К первому относятся  задания «Услышь звук…», ко второму типу-задания «Определи место звука…в слове» «Помести картинки….!, «Посчитай…»

     Все типы заданий имеют усложнение-выделение среди изолированных звуков, в слогах и                  словах.

4.«Развитие связной речи» представлен заданиями следующих видов «Слово-действие», «Подбери действия», «Слово-признак» и «Составляем описание»

     Игра «Послушай рассказ», где предлагается прослушать рассказ, расставить картинки в нужной последовательности и восстановить хронологию рассказа.

Мой небольшой опыт подсказывает, что данная программа будет хорошим помощником в коррекционной работе логопеда,и я советую всем логопедам приобрести эту программу и внедрять в практическую деятельность.

Применяя компьютерные технологии , не забывайте правила работы за компьютером:

Правила работы за компьютером:

  1. Помните, что длительная работа за компьютером вредна для маленьких детей. Поэтому детям дошкольного возраста допустимо проводить у компьютера  не более 15 минут, а на индивидуальных занятиях-5-7 минут.
  2. Следите, чтобы ребёнок при работе за компьютером сидел правильно, это поможет не допустить лишней перегрузки: стул должен быть со спинкой;
  3. Клавиатура и мышь должны располагаться  так, чтобы предплечья рук лежали на столе;
  4. Глаза должны быть на уровне середины или 2/3 экрана монитора;
  5. Расстояние от глаз до экрана монитора не должно быть 60-70 см;
  6. Источники освещения в кабинете не должны вызывать блики на экране;
  7. Целесообразно после занятий на компьютере проводить динамическую паузу, сгимнастику для глаз.

Но компьютерные программы все же не являются панацеей в работе логопеда , традиционные игры и игровые упражнения я также применяю в соей работе с детьми , имеющими дизартрический компонент, на этапах введения звуков в речь . Сегодня я хочу вас познакомить с наиболее интересными и эффективными  игровыми упражнениями из опыта моей работы, которые я включила в моё планирование.

Игровые приемы автоматизации звука в слогах и словах.

  1. Приемы логопедической работы с чистоговорками ( Они спо собствуют отработке эвукопроизношения,  развитию силы голоса, темпа речи, чувства ритма, речевого дыхания,лексико-грамматической стороны и развитию речи детей-ло гопатов 5-7 лет.

(см на диске)         

Размышляя над тем, как сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я начала придумывать игры. Все игры изготавливаются из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка с автоматизируемым звуком и несколько картинок с любым другим звуком. Чаще всего картинки я вырезала из старых списанных учебников по начальной школе.

  1. На этапе  автоматизации в словах и предложениях я с успехом использую самостоятельно изготовленные игры, такие как “Построй домик” “Собери цветочек”Солнышко” “Собери яблочки “Кукла наряжается” “Собери бусы” “Подбери фигуры” и др.(фото материалы, описание на диске, устное представление)

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

  1. Очень эффективны игровые дидактические упражнения , максимально насыщенным  речевым материалом изучаемого звука с использованием ритма и рифмы (рифмованный речевой материал способствует  более продуктивной автоматизации звуков)  Л.Н. Смирновой. Наглядные карточки  к рифмованному материалу очень просты в изготовлении, не требуют много времени, но в тоже время: нравятся и интересны детям, возможно применять, как на индивидуальной, так и подгрупповой работе и давать в качестве домашнего задания, легко запоминаются детьми.(представление изготовленных карточек)

Игровые приемы автоматизации звука в связной речи. Логопедические сказки-помошницы стали для меня действительными помощниками в работе. Приготовленные иллюстрации  помогают детям вжиться образ героев и совместро разыгрывать, пересказывать сказочные сюжеты , контролируя своё звукопроизношение  на занятиях и дома

Упражнения для развития дыхания и голоса  и моторной сферы, способствующие автоматизации звуков в речи

1.Дыхательные упражнения  по А.Н. Стрельниковой  (адаптированные для детей дошкольного возраста) с  успехом применятся мной на этапах автоматизации звука, позволяют совмещать две задачи-развитие дыхания и автоматизация звуков.

2.Логопедический точечный массаж, который проводится в зависимости от нарушения: при спастичной форме - расслабление мышц артикуляционного аппарата, при вялой - их укрепление;
3.  «Пальчиковый игротренинг»

Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.

Литература:

  1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. С-Пб., 2000.
  3. Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.
  4. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.
  5. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.,    1988.
  6. www.logopunkt.ru
  7. ж. «Логопед»
  8. Серия статей из журнала «Дефектология» за 1985-1986 гг Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.
  9. Т.Б.Филичева, А.В.Соболева. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург, 1996.
  10. Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова. Если ваш ребенок остается в развитии. – М, 1993.
  11. А.Н.Гвоздев. Вопросы изучения детской речи: .М, 1961.

.


Приготовить

_диф-ую диагностику

Скинуть чистоговорки

Фото игр

-смирнова речевые рифмовки

Логопед сказки-пощ

Памятка работы за комп.


 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компьютерных технологий в детском саду. Компьютерная программа "Игры для тигры"

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонент...

Использование игровых компьютерных технологий в игре "Четвертый лишний" для детей 4-5 лет

Формирование и активизация словаря по теме «Одежда», закрепление обобщающего слова – одежда....

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Игры и приемы социо-игровой технологии»

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Игры и приемы социо-игровой технологии»...

Мастер-класс для педагогов ДОУ: «Игры и приемы игровой технологии»

Ознакомление участников объединения с играми, применяемыми в социо-игровой технологии....

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Игры и приемы социо-игровой технологии»

Цель: Ознакомление участников объединения с играми, применяемыми в социо-игровой технологии....

«Игры и приемы социо-игровой технологии»

laquo;Игры и приемы социо-игровой технологии»Цель применения социо-игровых технологий в развитии дошкольников — организация самостоятельной деятельности в атмосфере  взаимопоним...