Главные вкладки

    Применение компьютерных технологий в детском саду. Компьютерная программа "Игры для тигры"
    статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

     

    В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др. Особое место среди компьютерных программ должны занять специализированные программы для детей с нарушениями  развития.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konferenciya_-_igry_dlya_tigry.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Применение компьютерных технологий в детском саду

    В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют различные компьютерные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др. Особое место среди компьютерных программ должны занять специализированные программы для детей с нарушениями  развития.

    Не секрет, что зачастую речь детей старшего дошкольного возраста остается мало выразительной, бедной. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету.

         Для этого была разработана специализированная компьютерная программа «Игры для Тигры» (автор Лизунова Л.Р.), которую я активно использую в своей работе. Программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Она позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

         Технология «Игры для Тигры» построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. Эта программа адресована прежде всего специалистам – логопедам и дефектологам детских учреждений, но может использоваться для самостоятельных занятий в домашних условиях родителями, заинтересованным в исправлении и развитии речи своих детей, при условии консультирования специалистами.

          В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений компьютерная логопедическая программа предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока:

    1. «Просодика»,
    2. «Звукопроизношение»,
    3.  «Фонематика»,
    4. «Лексика».

      Каждый блок программы состоит из нескольких модулей, представленных в подменю. При этом упражнения, входящие в состав модулей направлены на коррекцию и развитие определенных языковых и речевых компонентов.

         Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения у детей дошкольного возраста.

         Предусмотрена возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребенка. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.

         Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» представляет пользователю объективную оценку результатов деятельности в трех вариантах – визуально, в звуковом и цифровом виде.

         Красочные рисунки, объемное изображение, анимация объектов, звуковое и музыкальное сопровождение делают программу привлекательной для детей.

         Все упражнения программы построены в игровой форме, при этом создается проблемная ситуация, решение которой производится доступными ребенку средствами и возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою Тигренку выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную  оценку выполненного действия. Это создает положительную мотивацию при работе с программой, так как ребенку интересно общаться с компьютерным героем. Работа с данной технологией проводится при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог - компьютер - ребенок.

    Проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программой, и пользовательские навыки приобретаются непосредственно в процессе ее применения.

    Цели использования компьютерной технологии:

    1. оптимизация коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей,
    2. создание у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к логопедическим занятиям в современных условиях.

    Задачи:

    1. Развитие и коррекция психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия.
    2. Развитие познавательной активности, самоконтроля.
    3. Активизация словаря.
    4. Закрепление знаний цветов спектра.
    5. Развитие мелкой моторики руки.
    6. Создание положительного эмоционального фона.
    7. Помочь освоить детьми модели коммуникации с вымышленным героем компьютерной программы, для освоения межличностной коммуникации.
    8. Воспитание стремления достичь положительного результата в работе.

    Гигиенические нормы и рекомендации работы за компьютером

    Максимальная одноразовая длительность работы на компьютере не должна быть более указанной ниже:

    1. для детей 6 лет I-II групп - 15минут в день;
    2. для детей 6 лет III группы - 10 минут вдень;
    3. для детей 5 лет I-II групп - 10 минут в день;
    4. для детей 5 лет III группы - 7 минут в день;
    5. для детей 6 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения - 10 минут в день;
    6. для детей 5 лет, относящихся к группе риска по состоянию зрения - 7 минут в день,

    Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:

    1. первая половина дня - оптимальна;
    2. вторая половина дня - допустима. Занятие с использованием компьютера во второй половине дня следует проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15 ч 30 мин до 16 ч 30 мин, после дневного сна и полдника.

    Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет- 1-2 раза.

    Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно. Объясняется это тем, что работоспособность ребенка уже к четвергу снижается, а в пятницу происходит ее резкое снижение в силу накопившейся недельной усталости.

    Недопустимо проводить занятия на компьютере во время, отведенное для прогулок и дневного отдыха.

    В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить офтальмотренаж (специальные упражнения для глаз).

    Время и место проведения гимнастики

    Зрительная гимнастика проводится дважды в течение развивающего занятия с использованием компьютера: первый раз - в середине работы на компьютере (после 5 минут работы для пятилетних и после 7-8 минут для шестилетних детей) и второй раз - по окончании работы на компьютере или после завершения всего развивающего занятия с использованием компьютера (после заключительной части).

    Длительность зрительной гимнастики во всех случаях равняется 1 минуте.

    Зрительная гимнастика во время работы на компьютере

    Упражнение 1 - со зрительными метками

    В кабинете заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать по изучаемой теме, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет. Примерами игровых сюжетов могут быть следующие. В центре стены помещается машина (или голубь, или самолетик, или бабочка). В углах под потолком стены - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку.

    Упражнение 2 - со зрительными метками и поворотами головы

    Выполняется так же, как предыдущее упражнение, но дети должны выполнять его с поворотами головы.

    Зрительная гимнастика после занятия с использованием компьютера

    Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Рекомендуются следующие варианты упражнений.

    Упражнение 1

    Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

    Упражнение 2

    Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.

    Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным, оно никогда еще не было столь привлекательным и захватывающим При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.

     

         Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе логопеда и дефектолога всегда найдется место для использования компьютерных программ, что позволит значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование компьютерных технологий в детском саду.

    В презентации представлен опыт работы с дошкольниками по компьютерной программе ПервоЛого....

    Использование компьютерных технологий в детском саду

    Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ, наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Сама жизнь поставила воспита...

    Консультация "Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду".

    Консультация "Использование информационно-компьютерных технологий в детском саду" для педагогов....

    Анкетирование на тему; "Ваше отношение к использованию информационных компьютерных технологий в детском саду"?

    Ваше отношение к  использованию информационных компьютерных технологий в детском саду?...

    Применение компьютерных технологий в детском саду

    информация для родителей и коллег...

    «Использование компьютерных технологий в детском саду»

    Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной,...