Использование компьютерных технологий в детском саду
консультация на тему

Аширова Надия Харрясовна

Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ, наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Сама жизнь поставила воспитателей перед необходимостью использования компьютерных технологий в образовательном процессе детского сада.

     Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

     Несколько лет назад мы даже и не мечтали об использовании информационных технологий в образовательном пространстве. Готовили дидактический материал, наглядные пособия, рисовали всё своими руками. Изменился  мир, появились новые возможности для воспитателей. Теперь оформляя стенды группы к новому учебному году, мы обращаемся к информационным технологиям: технологии сканирования, технологии создания и обработки графических изображений, технологии создания и обработки текстовой информации.

     Применение ИКТ в сфере дошкольного образования позволит педагогам изменить содержание, искать новые нетрадиционные методы и организационные формы обучения, будет способствовать развитию их информационной компетентности, позволит большинству педагогов проявить творчество.

 

     По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:

•        использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

•        использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;

•        использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

•         использование ИКТ в процессе самообразования.

     Использование компьютера для обучения и развития детей дошкольного возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.

 

1.  Опосредованное обучение и развитие.

а) Использование глобальной связи Интернет.

     Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решать ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

     Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

     Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

     В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

     Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно ёмким, зрелищным, комфортным.

     Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

     Интерес для воспитателей может представлять электронная версия журнала «Дошкольное воспитание». (URL: http://dob/1september.ru). Здесь можно найти статьи по творческому, сенсорному, речевому и другим видам развития детей.

     Полезным ресурсом является подборка материалов Фестиваля педагогических идей, проводимым издательским домом «Первое сентября» (URL:http://festival.1september.ru), где воспитатели делятся своими педагогическими находками.

     Помощником для развития дошкольников может служить сайт с режимом доступа: http://bukvar.edu.ru. Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы. Он в основном предназначен для увеличения словарного запаса детей; его можно использовать как дидактический материал при обучении детей чтению.

     Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения детей и любые фотографии и иллюстрации для занятий.

 

б) Использование компьютера для ведения документации.

     Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и специалистам ДОУ:

•        подбор иллюстративного и дополнительного материала для образовательной деятельности, оформления стендов, групп, кабинетов, буклетов;

•        знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

•        обмен опытом;

•        знакомство с периодикой;

•        использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;

•        использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных;

•        создание электронной почты, ведение сайта;

•        создание презентаций в программе Power Point;

     Немаловажный аспект использования компьютера – это ведение базы данных по книгам: одни отражают комплексные подходы в обучении, другие – развитие какого-то определённого качества, дифференцируя возрастные категории  и др.

2.  Непосредственное обучение.

а) Использование развивающих компьютерных программ.

     Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудио восприятие на визуальное. Анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

     Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей: исследовательский характер; лёгкость для самостоятельных занятий ребёнка; развитие широкого  спектра навыков и представлений; высокий технический уровень; возрастное соответствие; занимательность.

     Обучающие программы можно классифицировать следующим образом:

Ø Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.

Ø «Говорящие» словари с хорошей анимацией.

Ø АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

Ø Игры-путешествия, «бродилки».

Ø Простейшие программы по обучению чтения, математике и др.

     В качестве обучающих игр можно привести пример игр «Форма», «Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики».

     Если раньше никому и в голову не приходило усадить двухлетнего карапуза перед монитором, то сейчас рынок компьютерных игр предлагает огромный выбор продукции для детей дошкольного возраста и здесь важно помнить, что компьютер в жизни дошкольника призван выполнять не столько развлекающую, но и образовательную функцию. Из их числа необходимо выбрать компьютерные программы, которые должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия.

     В работе с дошкольниками предлагается использовать в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры.

     Среди игр для детей младшего возраста следует выделить игры-раскраски, игры по принципу «нажми на кнопку», обучающие программы («угадай букву»), задания на развитие логики («убери лишний предмет»).

     Среди развивающих игр можно выделить игры:

Ø на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»;

Ø на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»;

Ø для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского».

 

     Следующая группа игр, направлена на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель».

     Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческого развития детей: «Мышка Мия», «Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения».

 

б) Использование мультимедийных презентаций.

     Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти детей.

     Цель такого представления - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей.

     Таким образом, можно выделить два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность (от английского «multimedia» – многокомпонентная среда), то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся), а также воспроизводить звук и музыку. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений.

     В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальным является использование в условиях ДОУ интерактивной доски. Это позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. На всех мероприятиях с использование доски дети разного возраста с удовольствием выполняют игровые задания, рисуют, смотрят презентации и мультипликационные фильмы. Использование интерактивной доски способствует повышению качества воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в образовательном учреждении.

     Использование компьютерных технологий помогает мне в работе:

•        привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

•        делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

•        формировать информационную культуру у детей;

•        активизировать познавательный интерес;

•        реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

•        дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

•        активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

     Я практикую применение информационных технологий на занятиях как в работе с группой, так и в индивидуальной работе с детьми.

     На занятии по художественной литературе дети внимательно слушают произведения художественной литературы, с интересом рассматривают движущие картинки, с удовольствием повторяют слова из текста за воспитателем. Малышам интересно слушать по новому, а не по традиционным картинкам, книжкам или театру.

     Также на своих занятиях я использую компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения, с правилами безопасного поведения дома и на улице. Например, когда даю новые знания, восприятие происходит быстрее, т. к. весь материал сопровождается сказочными героями, которые попадают в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого необходимо решить поставленную задачу.

     Знакомя детей с процессами и явлениями природы, я использую разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции с художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи.

     В игровой форме можно познакомить детей, например: со звуками, используя «Веселую азбуку» С. Маршака или показать звуки, какие издает человек. Использование «Веселого счета» помогает ребенку легче освоить счет. Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка.

     На занятиях с дошкольниками будет очень интересным применение развивающих и обучающих стенгазет, которые создают на компьютере в несколько фрагментов и затем распечатывают на черно-белом принтере. Фрагменты состыковывают друг с другом, и наклеивают на ватман. А теперь можно и позаниматься: раскрасить картинки, выполнить задания. Такая коллективная деятельность позволяют формировать у детей навыки общения и командной работы. Кто-то из ребят лучше рисует, кто-то быстрее соображает. Они учатся друг у друга.

     Я считаю, что нет необходимости использовать мультимедийные технологии на  каждом занятии, так как у детей теряется особый интерес к таким занятиям. Однако при этом важно не забывать о том, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его.

     По требованиям СанПин  занятия с использованием компьютера предполагают для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут, из них 3-5 минут дети могут находиться непосредственно за компьютером, другие мультимедийные средства (такие как презентации, слайд-шоу, фотоальбомы) еще 5-10 минут. Но если  использовать компьютер только в качестве экрана, то позволяется  при необходимости увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой деятельности и физминуткой. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз. Конечно, обязательно проветривание помещения до и после занятия. Занятия с использованием ИКТ проводятся не более 2 – 3 раз в неделю, все занятия проводятся с подгруппой детей. СанПин нам определяет размер экрана 28 дюймов или от 69 см (для всей группы).

     В своей работе стараюсь привлечь родителей. Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

Ø минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;

Ø возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;

Ø на родительских собраниях, можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить различные консультации с наглядностью;

Ø оформление коллекций фотографий, видеоматериалов снятых родителями вместе с детьми во время прогулок в парке, в лесу на природе, на водоемах, для дальнейшей переработки и создания электронных пособий, слайдов для детей.

     По результатам работы стало видно, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии  обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста:

1.Предъявление информации на экране компьютера  в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

2.Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

3.Графическая, текстовая, аудиовизуальная информация, используемая в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

4.Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться  на вопросах, вызывающих затруднения.

5.При использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.).

6.Компьютер обладает стимулом познавательной активности детей. Такие занятия побуждают детей к поисковой  и познавательной деятельности.

7.Использование разного рода слайд-шоу позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как свойства воды, почвы, и пр.

8.Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. 

     Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.

Литература:

1.Гирш И.С. «Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» (статья из Интернета).

2.Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput24.htm

3.Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

4.Образование и XXI век; Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. 

5.Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей ДОУ

«Использование компьютерных технологий в детском саду»

                                                                                                    Подготовила:

                                                                                                 воспитатель

Аширова Н.Х.

Лямбирь - 2014

     Бурное развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ, наложили определенный отпечаток на деятельность современного педагога. Сама жизнь поставила воспитателей перед необходимостью использования компьютерных технологий в образовательном процессе детского сада.

     Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

     Несколько лет назад мы даже и не мечтали об использовании информационных технологий в образовательном пространстве. Готовили дидактический материал, наглядные пособия, рисовали всё своими руками. Изменился  мир, появились новые возможности для воспитателей. Теперь оформляя стенды группы к новому учебному году, мы обращаемся к информационным технологиям: технологии сканирования, технологии создания и обработки графических изображений, технологии создания и обработки текстовой информации.

     Применение ИКТ в сфере дошкольного образования позволит педагогам изменить содержание, искать новые нетрадиционные методы и организационные формы обучения, будет способствовать развитию их информационной компетентности, позволит большинству педагогов проявить творчество.

     По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на:

•        использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

•        использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;

•        использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

•         использование ИКТ в процессе самообразования.

     Использование компьютера для обучения и развития детей дошкольного возраста можно условно разделить на непосредственное и опосредованное.

  1. Опосредованное обучение и развитие.

а) Использование глобальной связи Интернет.

     Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решать ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

     Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

     Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

     В-третьих, в информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

     Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно ёмким, зрелищным, комфортным.

     Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

     Интерес для воспитателей может представлять электронная версия журнала «Дошкольное воспитание». (URL: http://dob/1september.ru). Здесь можно найти статьи по творческому, сенсорному, речевому и другим видам развития детей.

     Полезным ресурсом является подборка материалов Фестиваля педагогических идей, проводимым издательским домом «Первое сентября» (URL:http://festival.1september.ru), где воспитатели делятся своими педагогическими находками.

     Помощником для развития дошкольников может служить сайт с режимом доступа: http://bukvar.edu.ru. Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы. Он в основном предназначен для увеличения словарного запаса детей; его можно использовать как дидактический материал при обучении детей чтению.

     Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения детей и любые фотографии и иллюстрации для занятий.

б) Использование компьютера для ведения документации.

     Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и специалистам ДОУ:

•        подбор иллюстративного и дополнительного материала для образовательной деятельности, оформления стендов, групп, кабинетов, буклетов;

•        знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

•        обмен опытом;

•        знакомство с периодикой;

•        использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий;

•        использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных;

•        создание электронной почты, ведение сайта;

•        создание презентаций в программе Power Point;

     Немаловажный аспект использования компьютера – это ведение базы данных по книгам: одни отражают комплексные подходы в обучении, другие – развитие какого-то определённого качества, дифференцируя возрастные категории  и др.

  1. Непосредственное обучение.

а) Использование развивающих компьютерных программ.

     Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудио восприятие на визуальное. Анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.

     Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие программы для детей: исследовательский характер; лёгкость для самостоятельных занятий ребёнка; развитие широкого  спектра навыков и представлений; высокий технический уровень; возрастное соответствие; занимательность.

     Обучающие программы можно классифицировать следующим образом:

  • Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
  • «Говорящие» словари с хорошей анимацией.
  • АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
  • Игры-путешествия, «бродилки».
  • Простейшие программы по обучению чтения, математике и др.

     В качестве обучающих игр можно привести пример игр «Форма», «Секреты живописи для маленьких художников», «Мир информатики».

     Если раньше никому и в голову не приходило усадить двухлетнего карапуза перед монитором, то сейчас рынок компьютерных игр предлагает огромный выбор продукции для детей дошкольного возраста и здесь важно помнить, что компьютер в жизни дошкольника призван выполнять не столько развлекающую, но и образовательную функцию. Из их числа необходимо выбрать компьютерные программы, которые должны иметь положительную нравственную направленность, в них не должно быть агрессивности, жестокости, насилия.

     В работе с дошкольниками предлагается использовать в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры.

     Среди игр для детей младшего возраста следует выделить игры-раскраски, игры по принципу «нажми на кнопку», обучающие программы («угадай букву»), задания на развитие логики («убери лишний предмет»).

     Среди развивающих игр можно выделить игры:

  • на развитие математических представлений: «Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», «Лунтик. Математика для малышей»;
  • на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»;
  • для музыкального развития, например, «Щелкунчик. Играем с музыкой Чайковского».

     Следующая группа игр, направлена на развитие основных психических процессов: «Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель».

     Третья группа – это прикладные средства, созданные с целью художественно-творческого развития детей: «Мышка Мия», «Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения».

б) Использование мультимедийных презентаций.

     Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в памяти детей.

     Цель такого представления - формирование у малышей системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей.

     Таким образом, можно выделить два главных достоинства презентаций – интерактивность, то есть способность выполнять определенные действия в ответ на действия ребенка, и мультимедийность (от английского «multimedia» – многокомпонентная среда), то есть, возможность «предъявлять» и тексты, и изображения (в том числе движущиеся), а также воспроизводить звук и музыку. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной, «погрузить» ребенка в определенную обстановку, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений.

     В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальным является использование в условиях ДОУ интерактивной доски. Это позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. На всех мероприятиях с использование доски дети разного возраста с удовольствием выполняют игровые задания, рисуют, смотрят презентации и мультипликационные фильмы. Использование интерактивной доски способствует повышению качества воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в образовательном учреждении.

     Использование компьютерных технологий помогает мне в работе:

•        привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

•        делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

•        формировать информационную культуру у детей;

•        активизировать познавательный интерес;

•        реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

•        дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

•        активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

     Я практикую применение информационных технологий на занятиях как в работе с группой, так и в индивидуальной работе с детьми.

     На занятии по художественной литературе дети внимательно слушают произведения художественной литературы, с интересом рассматривают движущие картинки, с удовольствием повторяют слова из текста за воспитателем. Малышам интересно слушать по новому, а не по традиционным картинкам, книжкам или театру.

     Также на своих занятиях я использую компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения, с правилами безопасного поведения дома и на улице. Например, когда даю новые знания, восприятие происходит быстрее, т. к. весь материал сопровождается сказочными героями, которые попадают в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого необходимо решить поставленную задачу.

     Знакомя детей с процессами и явлениями природы, я использую разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции с художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи.

     В игровой форме можно познакомить детей, например: со звуками, используя «Веселую азбуку» С. Маршака или показать звуки, какие издает человек. Использование «Веселого счета» помогает ребенку легче освоить счет. Еще очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление ребенка.

     На занятиях с дошкольниками будет очень интересным применение развивающих и обучающих стенгазет, которые создают на компьютере в несколько фрагментов и затем распечатывают на черно-белом принтере. Фрагменты состыковывают друг с другом, и наклеивают на ватман. А теперь можно и позаниматься: раскрасить картинки, выполнить задания. Такая коллективная деятельность позволяют формировать у детей навыки общения и командной работы. Кто-то из ребят лучше рисует, кто-то быстрее соображает. Они учатся друг у друга.

     Я считаю, что нет необходимости использовать мультимедийные технологии на  каждом занятии, так как у детей теряется особый интерес к таким занятиям. Однако при этом важно не забывать о том, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его.

     По требованиям СанПин  занятия с использованием компьютера предполагают для детей 5лет – 10 минут, для детей 6-7 лет - 15 минут, из них 3-5 минут дети могут находиться непосредственно за компьютером, другие мультимедийные средства (такие как презентации, слайд-шоу, фотоальбомы) еще 5-10 минут. Но если  использовать компьютер только в качестве экрана, то позволяется  при необходимости увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой деятельности и физминуткой. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз. Конечно, обязательно проветривание помещения до и после занятия. Занятия с использованием ИКТ проводятся не более 2 – 3 раз в неделю, все занятия проводятся с подгруппой детей. СанПин нам определяет размер экрана 28 дюймов или от 69 см (для всей группы).

     В своей работе стараюсь привлечь родителей. Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями:

  • минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации;
  • возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
  • на родительских собраниях, можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить различные консультации с наглядностью;
  • оформление коллекций фотографий, видеоматериалов снятых родителями вместе с детьми во время прогулок в парке, в лесу на природе, на водоемах, для дальнейшей переработки и создания электронных пособий, слайдов для детей.

     По результатам работы стало видно, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии  обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста:

1.Предъявление информации на экране компьютера  в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

2.Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

3.Графическая, текстовая, аудиовизуальная информация, используемая в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.

4.Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться  на вопросах, вызывающих затруднения.

5.При использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.).

6.Компьютер обладает стимулом познавательной активности детей. Такие занятия побуждают детей к поисковой  и познавательной деятельности.

7.Использование разного рода слайд-шоу позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как свойства воды, почвы, и пр.

8.Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. 

     Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.

Литература:

1.Гирш И.С. «Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» (статья из Интернета).

2.Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/pedoput24.htm

3.Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

4.Образование и XXI век; Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.  

5.Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Использование компьютерных технологий в детском саду» Подготовила: воспитатель МБДОУ « Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» Аширова Н.Х.

Слайд 2

Н аправления использование ИКТ при организации воспитательно -образовательного процесса с детьми; использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями; использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами. использование ИКТ в процессе самообразования.

Слайд 3

Использование компьютера для обучения и развития детей дошкольного возраста. Опосредованное: а ) Использование глобальной связи Интернет. б ) Использование компьютера для ведения документации. Непосредственное: а ) Использование развивающих компьютерных программ. б) Использование мультимедийных презентаций.

Слайд 4

Использование глобальной связи Интернет. Во-первых, это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании. Во-вторых , это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы). В-третьих , в информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.

Слайд 5

Использование Интернет-ресурсов Электронная версия журнала «Дошкольное воспитание». ( URL : htt p:// dob /1 september . ru ). Фестиваль педагогических идей, проводимый издательским домом «Первое сентября »( URL : http :// festival .1 september . ru ). Сайт с режимом доступа: http:// bukvar . edu . ru .

Слайд 6

Использование компьютера для ведения документации. подбор иллюстративного и дополнительного материала для образовательной деятельности, оформления стендов, групп, кабинетов, буклетов; знакомство со сценариями праздников и других мероприятий; обмен опытом; знакомство с периодикой; использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий; использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных; создание электронной почты, ведение сайта; создание презентаций в программе Power Point .

Слайд 7

Использование развивающих компьютерных программ. Обучающие программы можно классифицировать следующим образом: Игры для развития памяти, воображения, мышления и др. «Говорящие» словари с хорошей анимацией. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков. Игры-путешествия, « бродилки ». Простейшие программы по обучению чтения, математике и др.

Слайд 8

Развивающие игры развитие математических представлений: « Баба Яга учится считать», «Остров Арифметики», « Лунтик . Математика для малышей»; развитие фонематического слуха и обучения чтению «Баба Яга учится читать», «Букварь»; для музыкального развития : «Щелкунчик . Играем с музыкой Чайковского». развитие основных психических процессов: « Звериный альбом», «Снежная королева», «Русалочка», «Спасем планету от мусора», «От планеты до кометы», «Маленький искатель». художественно-творческое развитие детей: « Мышка Мия », «Юный дизайнер», «Учимся рисовать», «Волшебные превращения».

Слайд 9

Использование мультимедийных презентаций. сокращает время обучения; высвобождает ресурсы здоровья детей; позволяет образовательный процесс сделать более ярким, эмоциональным; привлечение большого иллюстративного материала; использование звуковых эффектов и видеозаписей.

Слайд 10

Использование компьютерных технологий в работе: привлекать пассивных слушателей к активной деятельности; делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной; формировать информационную культуру у детей; активизировать познавательный интерес; реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении; дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе; активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

Слайд 11

Требования СанПин проветривание помещения до и после занятия; использование компьютера для детей 5лет – 10 минут; для детей 6-7 лет - 15 минут, из них 3-5 минут дети могут находиться непосредственно за компьютером; другие мультимедийные средства (такие как презентации, слайд-шоу, фотоальбомы) еще 5-10 минут; п ри использование компьютера только в качестве экрана, позволяется при необходимости увеличивать занятие на 5 минут, но с обязательной сменой деятельности и физминуткой ; после окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.

Слайд 12

Использование ИКТ во взаимодействии с родителями минимизация времени доступа к информации субъектов коммуникации; возможность продемонстрировать любые документы, фотоматериалы; на родительских собраниях, можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить различные консультации с наглядностью.

Слайд 13

Преимущества ИКТ в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста: Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста; Графическая , текстовая, аудиовизуальная информация, используемая в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. При использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов. С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.). Компьютер обладает стимулом познавательной активности детей. Такие занятия побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности. Использование разного рода слайд-шоу позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как свойства воды, почвы, и пр. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

Слайд 14

И спользование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса : педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет; повышается социальный статус педагога; и спользование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников; наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей.

Слайд 15

Спасибо за внимание!