Работа с родителями.
статья по логопедии на тему

Яна Евгеньевна Матюшкина

Этот материал содержит информацию о работе с родителями детей имеющих речевые нарушения. Материал подобран с учетом рекомендаций, и может быть использован как на родительских собраниях, так и в методическом уголке логопеда. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с родителями детей имеющих речевые нарушения.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Именно родители, являясь главным авторитетом для ребенка, их пример, их мнение в этом возрасте важнее примера и мнения педагога, каким бы высококлассным он не был. Поэтому так важно сделать мам, пап, бабушек и дедушек союзниками в такой работе. Но это не так просто, как кажется на первый взгляд.

 Задачами родителей являются:

  1. Создание в семье благоприятных условий для общего и речевого развития ребенка;
  2. Проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и необходимой коррекции его недостатков;

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с теми или иными нарушениями. Благоприятное время для коррекционной работы теряется, ребенок уходит из детского сада в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Вследствие, этого ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в тех или иных мероприятиях.  Он чувствует себя неуверенно, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок. При этом делать ему замечания и требовать «говорить правильно» не делают нужного результата.  Во избежание таких неприятностей необходимо вовремя начать коррекционную работу. А именно привлечь родителей. Почему? Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно, для ребенка. Во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного, непосредственного общения.  Так как коррекционная работа, будет протекать гораздо быстрее, если родители будут выполнять рекомендации логопеда и проявлять свою заинтересованность в исправлении речевых  недостатков  детей. Но и чрезмерно перегружать ребенка в процессе становления активной речевой функции тоже не стоит. В семье обязаны знать требования, которые нужно предъявлять к речи ребенка. Эти требования не должны быть завышены или занижены. Формировать речевые умения нужно соответственно возрастной норме. Не следует перегружать период развития речи ребенка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих речевому развитию вашего малыша. Большое значение для развития речи имеет сенсорное воспитание и развитие игровой деятельности. Да и вообще игра, для ребенка дошкольника является важнейшим средством психического  и общего развития в целом. Так как, игра мотивируется потребностями познания и необходимостью приобретения знаний и умений. В игровой деятельности  ребенок   накапливает и   усваивает нормы социального общения и поведения, развивается коммуникативная функция. В самостоятельном пользовании  ребенка должны быть не только разнообразные предметные игрушки, но и игрушки для развития мелкой моторики  (мозаики, конструкторы, пирамидки, кубики, пазлы и др.). Также, наверняка  в каждой семье, у каждого малыша найдется бумага, которую можно резать, мять, рвать, жать, что способствует развитию мелкой моторики ребенка. Очень полезным занятием для развития рук ребенка, будет рисование, раскрашивание карандашами; лепка из пластилина, глины; нанизывание бус; застегивание и расстегивание пуговиц и кнопок; складывание узоров и фигур из мелких зерен, спичек. Необходимо создавать условия для осуществления разнообразных двигательных реакций, способствовать «играм» детей голосом, учить детей интонационно выразительному рассказыванию.

Но все-таки, ни одна из форм работы с родителями, при всей их важности, не дает такого результата, как индивидуальная беседа и показ приемов работы с ребенком. И в этом случае работа по совершенствованию речи детей становится поистине совместным  общим делом, а если усилия складываются, следует ожидать лучшего результата.

Рекомендации по речевому развитию детей.

  1. Внимательно относитесь к своему ребёнку, учитывайте его индивидуальные особенности, занимаясь с ним;
  2. Больше общайтесь с детьми, заменяя просмотры фильмов и игр в компьютер, беседами и чтением книг;
  3. Побуждайте детей, как можно больше спрашивать, отвечая на все детские вопросы;
  4. Играйте с детьми. Игра – самая приемлемая форма усвоения знаний и навыков для дошкольников;
  5. Ищите занятия детским пальчикам, это способствует развитию речи.
  6. Выполняйте задания логопеда, учитывайте, что залог успеха – многократные повторения слов, текстов, чистоговорок.  Так как это способствует выработке правильного  навыка произнесения тех или иных звуков.
  7. Следите за правильным произношением в обиходной речи, исправляйте любое неправильно сказанное слово.

Также, чтобы развить речь вашего ребенка, необходимо:         

  1. Развивать все познавательные процессы – восприятие, внимание, память, мышление;
  2. Ребенок должен слышать правильную, интонационно выразительную речь, образцом которой служит речь взрослых, и прежде всего родителей;
  3. Необходимо читать детям больше литературных произведений;
  4. Полезно заучивать с ребенком детские шутливые стихи;
  5. Необходимо чаще просить ребенка рассказывать об увиденном, услышанном, прочитанном;
  6.  Учите детей отгадывать загадки, объясняйте, почему именно так сказано о том или ином предмете, животном или явлении, учите ребенка самостоятельно придумывать загадки, построенные на сравнении, перечислении признаков;
  7. Обращайте внимание ребенка на пословицы и поговорки, объясняйте их значение;
  8. Не оставляйте без внимания образные выражения, типа «золотые руки»,  «каменное сердце», «плывет музыка» и другие, объясняйте их смысл, учите употреблять в речи;
  9.  Придумывайте вместе с детьми новые окончания известным сказкам, забавные и фантастические истории о животных, людях и предметах.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...