Нарушение письменной речи у младших школьников
методическая разработка (логопедия) на тему

 

 

Нарушение письменной речи у младших школьников.

 

Проблема  нарушений  письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

 

     В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющих  входят чтение  и  письмо. “Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов  передавать  информацию  на расстоянии и закреплять  ее  во времени. Любая  система  письма характеризуется постоянным составом знаков”. (Презентация – слайд 4)                                     

         И устная, и письменная формы речи представляют собой вид временных связей вторичной сигнальной системы, но,в отличии от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, т.е. ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. В результате рефлекторного повторения образуются динамический стереотип слова в единстве акустических, оптических и кинестических раздражений. Овладение письменной речью представляет собой установление новых связей между словом слышим и произносим , словом видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов :  речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.(Презентация – слайд 5,6)

 

Пись­мо, как та­ко­вое, вклю­ча­ет ряд спе­ци­фи­че­ских опе­ра­ций:

1.Аанализ звукового состава слова, подлежащего записи.      

       Первое условие письма - определение последовательности звуков  в слове;

      Второе - уточнение звуков, т.е. превращение слышимых в данный момент звуковых вариантов в четкие обобщенные речевые звуки - фонемы. Поначалу  оба эти процесса протекают полностью осознанно, в  дальнейшем  они  автоматизируются. 

 

2.Перевод фонем (слышимых звуков) в графемы, т.е. в зрительные схемы графических  знаков с учетом пространственного   расположения их элементов;

 

3.“Перешифровка” зрительных схем букв в кинетическую систему  последовательных  движений, необходимых для записи   (графемы переводятся в кинемы). (Презентация – слайд 7)

            Перешифровка  осуществляется  в третичных зонах коры головного мозга (теменно-висично-затылочная область). Морфологически третичные зоны окончательно  формируются на 10-ом-11-ом году жизни.

         Мотивационный уровень письма обеспечивается лобными  долями  коры  головного мозга. Включение их в функциональную систему письма обеспечивает создание замысла, который  удерживается посредством внутренней речи. (Презентация – слайд 8)

            Удержание в памяти информации обеспечивается целост-

ной деятельностью мозга. Как отмечает А.Р.Лурия, “удельный вес каждой из операций письма не остается постоянным на раз

ных стадиях развития  двигательного  навыка. На первых  эта-

пах основное внимание пишущего направляется на  звуковой анализ слова,а иногда и на поиски нужной графемы.В сложив-

шимся навыке письма эти моменты отступают на задний план. при записи хорошо автоматизированных слов письмо превра-

щается в плавные кинетические стереотипы”.

 

 

Причины

1.Несформироанность всех сторон речи:                                                               

- фонематическог восприятия;

- лексико-грамическая сторона речи;

- звукопроизношение.

2.Несвоевременное формирование процесса латеразлиации.

3.Несформированность пространственных и временных представлений.

4.Билингвизм.

5.Наследственный фактор:

когда ребенку передается несформированность определенных мозговых структур , их качественная незрелость.

6.Несформированность произвольных форм деятельности.

7.Недостаточность высших психических процессов.

8.Неустойчивость эмоциональной сферы.

9.Педагогические ошибки. (Презентация – слайд 9)

 

Какие ошибки должны насторожить учителя? (Презентация- слайд 10)

1.Ошибки связанные с нарушение звукопроизношением. (Презентация – слайд 11)

2.Смешение и замены фонем по акустико-артикуляционному принципу. )Презентация – слайд 12)

3.Обозначение мягкости согласных. (Презентация – слайд 13)

4.Пропуски букв и слогов, недописывание слов. (Презентация – слайд 14)

5.Слитное написание слов, предлогов, раздельное написание приставок. (Презентация – слайд 15)

6.Ошибки в оформлении предложения. (Презентация – слайд 16)

7.Ошибки «застревания» (персеверации), предвосхищения, упреждения.                                на­при­мер, «хо­ди­ла» - «хо­ди­ди­ла», «де­ре­во» - «де­ве­во».

 

8.Ошибки по оптическому и кинетическому сходству. (Презентация –слайд 17)

 

Своевременное распознавание и понимание характера речевого дефекта позволит учителю определить основные методы обучения, его принципиальное направление. Разобравшись в причинах неуспеваемости ученика, учитель в зависимости от степени нарушения речи, от места дефекта во всей речевой системе должен либосвоевременно направить к логопеду на занятия..

 

 

 

Цель данного материала - привлечь внимание учителя к нарушениям  письменной речи у младших школьников и организовать их устранение