Методическая разработка: Нарушение письменной речи и чтения у младших школьников
методическая разработка по логопедии по теме

Степанова Елена Ивановна

 

Формирование основ логопедических знаний у педагогов начальных классов, направленных на коррекцию письменной речи и чтения у младших школьников в помощь учителю-логопеду.

 

Задачи семинара:

  1. Познакомить учителей с причинами возникновения нарушений письма и чтения у младших школьников.
  2. Охарактеризовать формы и признаки расстройств письма и чтения у младших школьников.
  3. Познакомить учителей с методами и приемами логопедической работы с детьми, имеющими нарушения письменной речи и чтения.

 

Семинар адресован учителям начальной школы образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ЦПМСС

Фрунзенского района

Программа

формирования навыков звуко-слогового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.

Составитель

Учитель-логопоед

Степанова Е.И.

Санкт-Петербург, 2013

I Актуальность программы

Формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза по отношению к овладению грамоты имеет очень большое значение в профилактике дисграфии и дислексии.

Применение аналитико-синтетического метода обучения звуко-слоговому анализу и синтезу слов различной слоговой структуры на практике значительно улучшает результаты коррекции фонетической стороны речи. После овладения этим методом дети будут более подготовлены к усвоению школьной программы, чем их сверстники, не прошедшие курс обучения.

II Цель программы

Развить фонематическое восприятие и научить детей делать звуко-слоговой анализ и синтез слов.

III Задачи программы

Задачи программы:

- развить слуховое внимание на материале не речевых и речевых звуков;

- развить умение давать характеристику звука по артикуляторным и акустическим признакам развить умение дифференцировать согласные звуки по глухости-звонкости, по твёрдости-мягкости;

- развить умение определять место заданного звука в слове, учить подбирать слова с заданным звуком;

- учить составлять слова из последовательно произнесенных звуков, учить последовательно произносить звуки в слове;

- учить детей в определении первого и последнего звука в слове;

- развивать фонематическое восприятие;

- упражнять детей в определении количества и последовательности звуков и слогов в слове;

- развивать умение находить ударный гласный;

- развивать умение делать звуко-слоговой анализ слов, составлять схему слова, подбирать слова к заданной схеме.

IV Адресат программы

 

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

V Технология работы

Занятия проводятся в кабинете, где имеются стулья, столы, зеркало, дополнительное освещение, место для динамических пауз. Наполняемость группы 4-5 человек, продолжительность занятий 25-30 минут.

VI Оборудование

- предметные картинки;

- сюжетные картинки;

- звуковые замки;

- звуковые домики;

- мяч;

- набор символов для обозначения звуков, слогов, ударения.

VII Программа работы

  1. Обследование состояния фонематического восприятия;
  2. Работа над совершенствованием фонематического анализа:

- анализ звукового ряда состоящего из двух и более гласных;

- выделение ударного гласного из начала, середины, конца слова;

- анализ обратного и прямого слога;

- выделение звука на фоне слова (есть или нет);

- выделение звука на слух на основе собственного произношения;

- вычленение звука из слова:        а) последнего согласного

                                        б) первого согласного

                                        в) ударной гласной

                                        г) определение места звука в слове

3.   Работа над совершенствованием сложных форм фонематического анализа:

      - определение количества звуков в слове;

      - определение последовательности звуков в слове;

      - развитие умения составлять слова из звуков;

      - составление звуковой схемы слова;

4.   Работа над формированием навыков слогового анализа и синтеза:

      - развитие умения делить слова на слоги;

      - развитие последовательного и количественного слогового анализа слов;

      - составление схем слов;

      - развитие умения установить звуковой состав слова.

5.   Работа над совершенствованием аналитико-синтетической деятельности,       развитие умения делать звуко-слоговой анализ и синтез слов различной структуры:

      - развивать умение соединять звуки в слоги, слоги в слова;

      - анализ и синтез слов различной слоговой структуры.

6.   Работа над развитием речевого слуха:

      - самостоятельное произношение слова и определение его звукового состава;

7.   Работа над совершенствованием психических функций (мышления, памяти, внимания).

8.   Развитие мелкой моторики.

9.   Использование в работе элементов психогимнастики.

10. Способствовать профилактике дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания и на почве нарушения языкового анализа и синтеза;

11. Способствовать профилактике фонематической дислексии.

VIII Структура занятия

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы занятия.
  3. Работа по заданной теме.
  4. Динамическая пауза.
  5. Закрепление темы.
  6. Подведение итога занятия.

IX Заключение

По окончании занятий дети должны овладеть простыми и сложными видами звуко-слогового анализа и синтеза. Умения и навыки, которые формируются на занятии:

- умение давать характеристику звукам по артикуляционным и акустическим признакам;

- владеть терминами: звук (гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой), слог, слово, предложение;

- придумывать слово с заданным звуком;

- выделять гласный звук (ударная позиция, из начала, середины и конца слова);

- выделять заданный звук на фоне слова (есть - нет; из начала, середины и конца);

- умение выделять ударный гласный;

- умение делить слова на слоги;

- умение составлять схемы слов;

- усвоение правил:

  1. Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем;
  2. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Литература:

  1. Г.А. Глинка “Буду говорить, читать, писать правильно” СПб. 1997г.
  2. Н.В. Дурова “Фонематика” Москва. Мозаика-Синтез. 2001г.
  3. Научно методический журнал “Дефектология” 1986г. №5 Н.А. Чевелева “Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи”
  4. Научно методический журнал “Дефектология” 1996г. №1 С.М. Николаева

“Виды работ по коррекции нарушений письменной речи у первоклассников”

  1. А.И. Максаков, Г.А. Тумакова “Учите, играя” Москва “Просвещение” 1983г.
  2. Е.А. Пожиленко “Волшебный мир звуков” Москва “Владос” 1999г.
  3. Т.А. Ткаченко “Если дошкольник плохо говорит”, СПб, 1998г.
  4. Т.А. Ткаченко “В первый класс без дефектов речи”, СПб, 1998г.
  5. Т.А. Ткаченко “Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа”, СПб, “Детство-Пресс”, 1998г.
  6. Т.А. Ткаченко “Коррекция нарушений слоговой структуры слова”, Москва, 2002г.
  7. Т.А. Ткаченко “Специаотеые символы в подготовке детей четырех лет к обучению грамоте”, Изд. “Гном и Д”, 2000г.
  8. Т.Б. Филичева, А.В. Соболева “Развитие речи дошкольника” Екатеринбург “АРД ЛТД” 2000г.
  9. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина “Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи” (програмнный документ).
  10. Н.С. Четверушкина ”Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет”, Москва, 2001г.
  11. Г.С. Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва “Просвещение” 1988г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение письменной речи у младших школьников

Нарушение письменной речи у младших школьников. Проблема  нарушений  письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтени...

презентация "Нарушение письменной речи у младших школьников"

Цель данного материала - привлечь внимание учителя к нарушениям  письменной речи у младших школьников и организовать их устранение...

Профилактика нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством развития неречевого функционального базиса письма и чтения.

Специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия, дизорфография) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых шк...

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии Основные направления коррекционной работы

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии. Основные направления коррек...

Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников.

методические рекомендации педагогам и родителям...

Методическая разработка " Нарушение письменной речи у дошкольников, предупреждение нарушений, коррекция акустической дисграфии"

   Обучение  письменной  речи  -  один  из  самых  трудных  этапов  обучения  в  школе.  Он  же  одновременно...

Система логопедической работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников

Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...