«Морская экскурсия. Автоматизация звуков Р и Рь»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
«Морская экскурсия. Автоматизация звуков Р и Рь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morskaya_ekskursiya..docx | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Морская экскурсия.
Автоматизация звуков Р и Рь»
Цели занятия:
Коррекционно-развивающие:
- Расширять представления детей об окружающем мире;
- Закреплять правильное произношение звуков Р, Рь в словах, словосочетаниях и предложениях;
- Формировать навыки фонематического анализа;
- Обогащать словарный запас детей за счёт слов-антонимов; существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- Уточнять и расширять словарь детей путём практического усвоения родственных слов, учить подбирать рифму к словам;
- Использовать элементы психогимнастики;
- Использовать здоровьесберегающие технологии: гидрогимнастику, самомассаж пальцев рук;
Психолого-педагогические:
- Повышать умственную работоспособность; предупреждать утомляемость детей;
- Воспитывать дружеские взаимодействия между детьми, привычку заниматься сообща;
- Вызывать у детей положительные эмоции.
Оборудование:
Силуэт Русалочки, фишки для дифференциации твердого и мягкого звука- синие и зелёные морские звёзды; плоскостное изображение парохода с иллюминаторами для определения позиции звука в слове; предметные картинки (морские обитатели: рыба-меч, краб, кальмар); изображение тропического острова; ванночка с теплой водой, ракушки, карточки –меню, игрушки - морская черепаха, осьминог; диск «Звуки природы».
ХОД ЗАНЯТИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть!
Сядем на стульчики перед волшебным зеркалом, улыбнёмся себе и друг другу.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ
А сегодня нас ожидает сюрприз. В гости пришла девочка, у неё вместо ножек – хвостик.
Догадайтесь, как её зовут? (Русалочка)
Психогимнастика
- Вы удивились, когда увидели Русалочку? Покажите, как вы удивились!
- А как мы обрадовались, увидев её?
- Поздороваемся с Русалочкой!
Характеристика и сравнение звуков Р, Рь
Русалочка спрашивает, с какого звука начинается её имя?
Давайте расскажем Русалочке про звук Р.
- Какой он? Согласный , твёрдый)
- Назовите младшего братца звука Р. (Рь)
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
- Ребята, скажите, где живёт Русалочка?
- Правильно, она живёт на дне моря. Русалочка хочет поиграть с вами. Она будет называть вам своих друзей, а вы – слушать и определять, какой звук Р или Рь мы слышим в слове. А помогут вам морские звёзды (Дети получают плоскостные изображения морских звёзд). Если в слове звук Р, сигналит синяя звезда, если звук Рь – зелёная.
Слова: краб, рыба – пила, скалярия, горбуша, скумбрия, кальмар, креветка, форель…
- Молодцы, правильно выполнили задание Русалочки, поэтому она приглашает вас на морскую экскурсию.
- На каком виде транспорта можно путешествовать по морю? (Дети называют морской транспорт).
Вот у нас пароход для морских путешествий.
Координация речи с движением
Сядем мы на пароход!
Пароход не замечает,
Что его волна качает.
Всем, оставшимся в порту
Громко он гудит: «Ту-ту!»
Русалочка предлагает поселиться в каюты и вручает детям «билеты» - картинки морских обитателей (Рыба – меч, кРаб, кальмаР).В первую каюту поселится тот, в названии чьей картинки звук Р стоит в начале слова, во вторую – в середине, а в третью – в конце слова.
Теперь заводим моторчик – и в путь! Р-Р-Р…
Звучит музыка «Морской прибой»
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ НА БАЗЕ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
- Пока плывём по морю, поиграем. Ответьте, так бывает, или нет?
Утром солнышко встаёт,
Рыбка песенку поёт, -
Рассказал один рыбак,
А бывает разве так?
- Молодцы, вы знаете, что рыбы не умеют разговаривать, в отличии от нас. А мы должны говорить хорошо, правильно!
Ознакомление детей с родственными словами
- Сейчас мы попробуем стихи сочинять сами. Нужно закончить строчку в стихотворении, подобрать слова в рифму.
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали, как …(рыбы).
Я б хвостом махала гибким,
И резвилась, словно…(рыбка).
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая…(рыбёшка).
Выплывает, корм ища
Пребольшая…(рыбища).
Эх, сорвался мой улов! –
Рассердился…( рыболов).
Рыба не клюёт никак,
Видно я плохой…(рыбак).
От обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день…(рыбачит).
Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась…(рыбалка)!
Вспомните все слова-родственники.
А вот и остров! (На панно выставляется плоскостное изображение)
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Он такой маленький, назовём его ласково – островок.
Как мы назовём маленькую черепаху?-
Краба?-
Ручей?-
Дерево?-
ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА
«Подышим морским воздухом»
Выполняем «на берегу моря»- около ванночки с водой.
На дне ванночки – небольшие морские ракушки.
«Сделайте глубокий вдох и вдохните в себя морскую свежесть. Выдох через рот - 3 раза.
САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ, ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА В ВОДЕ
«Рыбки»
Опустим ладошки в воду, поиграем пальчиками.
Представим себе, что наши пальчики – рыбки. Они плавают (Волнообразные движения руками в воде). Рыбки опустились на дно.
Молодцы. Давайте насобираем ракушек и привезём их в подарок в детский сад.
Согласование числительных с существительными
Сколько раз я хлопну в ладоши, столько нужно достать со дна ракушек и считать так: одна ракушка, две ракушки…
Устали, наплавались … сядем, передохнём, перекусим.
Морская черепаха принесла нам меню. Кушать будем только те продукты, в названиях которых есть звуки Р, Рь.
Упражнение в подборе антонимов
А сейчас поиграем в игру «Всё наоборот» с осьминожкой (используется вместо мячика):
Глубокий –
Узкий –
Медленный –
Тихий –
Весёлый –
Сухой -
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Сейчас нам пора попрощаться с Русалочкой и возвращаться в детский сад!
Вам понравилось путешествовать?
Нам с Русалочкой очень понравилось, как вы занимались.
Скажем Русалочке и нашим гостям «До свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия к Николо-Богоявленскому Морскому Собору Санкт-Петербурга
Целевая экскурсия знакомит детей с достопримечательностью Адмиралтейского района Санкт-Петербурга...
Экскурсия в филиал музея Мирового океана «Морской выставочный центр» в городе Светлогорск.
Принимали участие в Областном проекте "Молодёж за чистую Балтику". И я вместе с детьми и родителями посетили музей "Мирового океана" в городе Светлагорск....
Занятие –экскурсия «Морская стихия И.К. Айвазовского» в старшей группе №4 «Ромашка»
Формирование у детей желание к познаниюи деятельности на примере жизни И.К.Айвазовского...
«ЭКСКУРСИЯ В ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО» Лексическая тема: «ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ» 2021 год
В Презентации размещены фотографии, сделанные мной при посещении Центрального военно-морского музея имени Петра Великого. ...
«Морская экскурсия. Автоматизация звуков Р и Рь»
Цели образовательного события:Коррекционно-развивающие:● Расширять представления детей об окружающем мире;● Закреплять правильное произношение звуков Р,...
Виртуальная экскурсия интегрированного занятия "Морские животные"
Технолгиеческая карта интегрированного занятия для детей старшей группы, на тему "Морские животные"...