Автоматизация звука «Ш» у дошкольников с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

 С помощью игровых приёмов в методической разработке показаны способы автоматизации данного звука

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizaciya_zvuka_zh.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 компенсирующего вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Автоматизация звука «Ж» у дошкольников

с общим недоразвитием речи

Авторская разработка

подготовила

учитель-дефектолог

Гусева Виктория Владимировна

Санкт-Петербург, 2011г.

Тема «Звук и буква ж»

СТРАНА ЖУЖЖАНДИЯ

Материал. Плоскостные фигурки для фланеграфа (жук, мед вежонок, ужи, верблюжонок, ежи, жеребенок, жаба, жираф); сим вол звука ж, предметные картинки со звуком ж.

Ход занятия

  1.  Оргмомент

Изобразить летающих, спящих, обиженных, веселых жуков.

  1. Сообщение темы занятия

Как жужжат жуки? Сегодня будем слушать и произносить I тук ж.

  1. Характеристика звука

Обозначение звука синим кружочком.

  1. Произношение звука ж в слогах и словах

В стране Жужжандия жил-был звук ж. Жужжал, жужжал звук ж, скучно ему стало. С кем бы подружиться? Мы сможем ему помочь? (Сможем, поможем!) Сначала познакомим его с гласными звуками. Назовите их.

Задание по слоговому синтезу:

Я «бросаю» вам звук ж и звук а. Какой слог получится?

Аналогичное задание дети выполняют с другими гласными звуками.

Задание «Дополни слог»

А сейчас познакомим звук ж с будущими друзьями. Если к слогу жу пригласим звук к, какое слово получится? (Жук.) А теперь будем сочинять слова со звуком ж. Я буду называть первый слог, а вы следующие: жа... (ба), у... (жи), же... (ребенок), жи... (раф), мед... (вежонок), вер... (блюжонок), е... (жиха). Приду маем им клички: жаба Жужа, жук Жужик, жираф Жора, медвежо нок Джоки, верблюжонок Джефри, ежонок Дожик. Какими они были? (Медвежонок Джоки — неуклюжий. Жук Жужик — оби женный. Жираф Жора — важный. Ужи — осторожные. Жаба Жужа — жадная. Верблюжонок Джефри — обжора.)


  1. Падежное управление. Звуко-слоговой анализ и синтез.

 Сейчас вы узнаете, кто за кем придет к звуку ж.

Задания:

а) узнавание слова по перепутанным слогам (жи-е),

(жа-та-е);

б) узнавание слова жаба по, схеме, составленной из цветовых «символов-звуков»;

в) составление слова жуки по первым звукам, взятым из слов жилет, утка, кино, ива; анализ слова жуки;

г) «собрать рассыпанные» звуки слова жираф.

Кто за кем пришел? С кем подружился звук ж? .

  1. Развитие зрительного внимания Между кем он стоит?

Выставляется символ звука ж.

Закройте глаза.

Меняется место, «звука-символа». Игра в прятки.

Кого будет искать звук ж? Кого он еще не нашел?

  1. Произношение звуков в предложениях.

 Расскажем звуку ж и его друзьям об этих предметах.

Выставляются предметные картинки: ежевика, желуди, утюжок, ножницы.

О чем можно сказать: «Я режу. Я глажу. Я вижу»? Придумайте предложения со звуком ж о себе. Задайте себе вопрос: «Что я делаю?» — и ответьте на него. (Вяжу, лежу, хожу, сижу, дрожу, мажу.) Звук ж слушал, слушал и говорит: «Я от вас сейчас убе жу».

Правильно  ли он сказал?

Составление предложений детьми.

  1. Анализ словесного состава предложения.

 Зарисовка схем. Допускается намеренная ошибка.

  1. Физминутка.

 Игра «Жуки».

  1. Произношение звука ж в чистоговорках и стихах.

Послушайте, друзья, какие стихи мы знаем о вас. ■

Диалог, ведут два ребенка или две подгруппы детей, передавая жесты, мимику ежей, жука и жирафа.

Встретил в чаще еж ежа.

- Как- погода, еж?

- Свежа.

Встретил в чаще еж ежа.

- Как- погода, еж?

- Свежа.

И пошли домой дрожа,

Жук жужжит

-Я шел и шел.

Желтый камешек нашел.

-Это желудь! Ты неправ,

Говорит жуку жираф.

Что ж, повесь его на сук,

Говорит жирафу жук.

И. Демьянов                                                Г. Сатир.

11. Знакомство с буквой ж.

                                Эта буква широка

                                    И похожа на жука.

Й при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

                

                        С. Маршак.

12. Запомним правило: в слоге жи пишется буква и.

Чтение и выкладывание слов  ужи, ежи, жаба, жуки.

13. Чтение сказки Г. Юдина «Жадная жаба»

14. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука «Ж» у дошкольников с общим недоразвитием речи

Конспект проведения занятия по обучению грамоте (автоматизация звука "Ж") с детьми с общим недоразвитием речи в подготовительной группе....

Этап автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена проблеме автоматизации поставленных звуков. В ней рассматривается последовательность работы на данном этапе, описываются требования к подбору лексического материала, освещаются ...

Использование современных технологий в автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Использование современных   технологий   в автоматизации звукову дошкольников  с общим недоразвитием речи....

Автоматизация и дифференциация звуков в речи детей с общим недоразвитием речи посредством игр со светом.

Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи заметила, что если традиционные методы логопедической работы сочетаются с новыми, самыми современными приёмами и оригинальными авторскими технологиями...

Использование элементов мнемотехники в работе по автоматизации и дифференциации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

   В своей работе используем логопедические рифмовки и миниатюры. Суть метода заключается в том, что на каждое слово или словосочетание мы придумываем картинку (изображение); таким об...

Система работы логопеда и родителей по эффективной автоматизации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов дошкольного образования Саткинского муниципального района Челябинской области...