Логопедическая работа по автоматизации звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии
в статье раскрыты приемы автоматизации звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvukov.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическая работа по автоматизации звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи.
Для эффективной коррекционно-развивающей работы очень важно взаимодействие всех специалистов и педагогов детского сада. Работа по коррекции нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности. Условно ее принято делить на такие этапы:
- Подготовительная работа.
- Постановка звука.
- Автоматизация правильного звукопроизношения.
- Дифференциация смешиваемых звуков.
Автоматизация звуков – важный этап логопедической работы. Он начинается тогда, когда удается добиться правильного звучания изолированного звука. Этап автоматизации необходим потому, что и после усвоения правильной артикуляции звука ребенок по привычке продолжает дефектно произносить его в речи. Автоматизация звука проводится в несколько приемов. Звук постепенно автоматизируется в следующих «речевых условиях»:
- в слогах и звукосочетаниях;
- в отдельно взятых словах;
- в специально составленных фразах, насыщенных данным звуком;
- в специально составленных текстах, также насыщенных данным звуком;
-в обычной разговорной речи.
Автоматизация звука в слогах и звукосочетаниях. Звук автоматизируется в разных типах слогов: прямых (РА), обратных (АР), со стечением согласных (СТА, СТРА), в сочетаниях, где вновь встроенный звук находится в положении между гласными (АРА, ОРО). На этом этапе важно отработать все наиболее встречающиеся в речи сочетания нового звука с другими звуками (КРА, БРА, ЗДРА, ТРУ, ГРУ и т.д.). В одних сочетаниях звук автоматизируется легко, в других – несколько сложнее, переход к более трудным для него звукосочетаниям осуществляется постепенно.
Автоматизация звука в словах.
После того, как ребенок научился правильно произносить вновь усвоенный звук в отдельных слогах, переходят к автоматизации звука в словах. Сложность звукослогового состава нарастает постепенно. Например, для автоматизации звука С сначала предлагают простые слова типа САНИ, СОМ, СОН и лишь затем-слова со стечением согласных (типа СТРАУС, СКАМЕЙКА) и слов сразу с двумя звуками С (СОСНА, СОСУЛЬКА и пр.). К «трудным» словам можно переходить после того, как ребенок овладеет правильным и устойчивым произнесением звука С в более простых по структуре словах. То же самое относится и к словам со всеми другими звуками.
Автоматизация звука в предложениях.
После овладения правильным произношением звука в отдельных словах можно переходить к произношению его в специально подобранных фразах и словосочетаниях, где автоматизируемый звук встречается почти в каждом слове. Работа на данном этапе требует от ребенка постоянной сосредоточенности на правильном артикулировании звука, что очень важно для положительного результата. Например, для автоматизации звука С предлагаются фразы типа «роСа Сверкает на куСтах».
Автоматизация звука в текстах.
Далее звук автоматизируется в специально составленных текстах, которые насыщены этим звуком, что требует от ребенка постоянной сосредоточенности на правильном его произнесении. Например, для автоматизации звука С:
Спокойно Спит СоСна в леСу,
И Спрятал Снег ее краСу.
Снег до веСны СоСну хранит,
ПуСкай СоСна Спокойно Спит.
Автоматизация звука в обычной разговорной речи.
Автоматизацию звука можно считать законченной только после того, как ребенок привыкнет свободно употреблять новый звук в своей повседневной речи и полностью перестанет воспроизводить прежнюю дефектную артикуляцию. Поэтому, очень важно привлечь к работе родителей. Помощь их на этапе автоматизации правильного звукопроизношения просто незаменима. Сначала она заключается в систематическом прослушивании ими всех произносимых ребенком слогов, слов и фраз с целью контроля за правильностью его звучания. Затем необходим такой же постоянный контроль над речью ребенка в обычных жизненных ситуациях: неправильно произнесенный звук нужно каждый раз исправлять, то есть просить еще раз, но уже правильно, повторять то же самое слово.
Переход к этапу дифференциации возможен только после полной автоматизации вновь поставленного звука.
Как же сделать интересным и увлекательным столь сложный процесс автоматизации звуков? Для этого есть много интересных методик, пособий, настольных и интерактивных игр. Занимательные задания, чистоговорки, скороговорки и загадки помогут ребенку освоить произношение «трудных» для него звуков.
Например, для звука Ц:
- Отгадай загадку и скажи, какой звук есть в слове-отгадке. Подсказку ищи на картинках:
Желтые комочки,
Дети мамы квочки.
(цыплята)
- Послушай и повтори чистоговорку:
Цо-цы-цу-ца – захотела есть овца.
Цу-ца-цо-цы – съела с грядки огурцы.
Ца-цо-ци-це – попадет теперь овце!
- Послушай и повтори скороговорку:
Скворец-отец купил ларец,
А в нем птенец искал леденец.
Помогают для автоматизации звуков и методики Зайцева. Например, скороговорки. Особенность его методики в том, что все скороговорки систематизированы. Сначала идут короткие: «Купи кипу пик», потом все длиннее и длиннее. Причем короткие нужно проговаривать или читать по многу раз. Автор предлагает скороговорки еще и обводить. Это полезно и для развития зрительной памяти и формирует навык письма. А можно еще и устроить соревнование кто быстрее обведет и прочитает (проговорит) скороговорку. Примеры скороговорок по методике Зайцева:
- На дворе трава, на траве дрова.
Раз дрова, два, дрова, три дрова.
- Тридцать три корабля
Лавировали, давировали, да не вылавировали.
-У Сашки в кармашке
шишки, сушки, да шашки.
Для автоматизации звука в текстах можно использовать «Фонетические рассказы с картинками» Татьяны Александровны Ткаченко. По методике Ткаченко ребенок должен повторять и заучивать рассказы дословно. В противном случае, произвольно пересказывая текст, ребенок может употребить те слова, звуки в составе которых еще не скорректированы. Все рассказы снабжены фонетической символикой, сюжетной картинкой, что дает возможность закрепить лексико-грамматические категории. Например, для автоматизации звука Ш используется рассказ «Бабушкины пышки», «Тише едешь – дальше будешь», «Подарки для Алеши» и другие.
Новыми методами работы над звукопроизношением является использование в работе интерактивных игр, размещенных на портале «Мерсибо». Автоматизации звуков с применением игр «Мерсибо» проходит быстрее и увлекательнее. Вот примеры таких игр: «Тик-так –звуки». Эта игра для самых маленьких. Малыш смотрит на «живую» картинку и повторяет простые звуки: «тик-так», «кач-кач» и другие. Игра – бродилка «Ну, заяц, убеги-1» направлена на автоматизацию «свистящих», «Приключения Колобка-1» на закрепление звука Л. Игра «Приключения Буратино-1» для детей, которые научились говорить звук Р. Чтобы дойти до финиша, Буратино должен преодолеть множество препятствий: отгадать загадки, повторить скороговорки, назвать правильно слова. Игра «Сыщик идет по следу – 1» для тех, кто уже научился произносить «щипящие». Отвечая требованиям времени, а также ФГОС, интерактивные игры Мерсибо дозволяют добиться результатов в работе над автоматизацией звуков гораздо быстрее и эффективнее.
Список литературы.
- Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у дошкольников: практическое пособие.- Ростов н/Д: Феникс, с.
- Ханьшева Г.В., Иващенко Н.В., Иващенко Е.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, с.
- Программно-дидактический комплекс «Логомер». Современный универсальный набор интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета на базе интерактивного портала МЕРСИБО – М, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие моторных навыков – важнейшая ступень в коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи
Упражнения и игры для развития тонких движений пальцев рук.Обучение действиям с предметами.Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонемат...
Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из осно...
Организация логопедической работы в дошкольных группах для детей с общим недоразвитием речи
Методическая разработка для воспитателей, о том как правильно организовать логопедическую работу для детей с ОНР...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня в логопедической подготовительной к школе группе
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня в логопедической подготовительной к школе групп...
Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста
Коррекционная логопедическая работа у детей с общим недоразвитием речи производится поэтапно. Важную роль в коррекции звукопроизношения играет качественно проведенный подготовительный этап....
«Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста».
Коррекционная логопедическая работа у детей с общим недоразвитием речи производится поэтапно, в статье раскрыты эффективные способы и приёмы коррекции звукопроизношения у детей....
Специфика нарушения звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи
В настоящее время распространенное нарушение речи является общее недоразвитие речи. Это нарушение охватывает весь спектр языковой системы (фонетика, лексика и графика). Общее недо...