Логопедическая работа по автоматизации звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии

Орлова Наталья Павловна

в статье раскрыты приемы автоматизации звуков 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvukov.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическая работа по автоматизации звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи.

Для эффективной коррекционно-развивающей работы очень важно взаимодействие всех специалистов и педагогов детского сада. Работа по коррекции нарушений звукопроизношения проводится в определенной последовательности. Условно ее принято делить на такие этапы:

  1. Подготовительная работа.
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация правильного звукопроизношения.
  4. Дифференциация смешиваемых звуков.

Автоматизация звуков – важный этап логопедической работы. Он начинается тогда, когда удается добиться правильного звучания изолированного звука. Этап автоматизации необходим потому, что и после усвоения правильной артикуляции звука ребенок по привычке продолжает дефектно произносить его в речи. Автоматизация звука проводится в несколько приемов. Звук постепенно автоматизируется в следующих «речевых условиях»:

- в слогах и звукосочетаниях;

- в отдельно взятых словах;

- в специально составленных фразах, насыщенных данным звуком;

- в специально составленных текстах, также насыщенных данным звуком;

-в обычной разговорной речи.

Автоматизация звука в слогах и звукосочетаниях. Звук автоматизируется в разных типах слогов: прямых (РА), обратных (АР), со стечением согласных (СТА, СТРА), в сочетаниях, где вновь встроенный звук находится в положении между гласными (АРА, ОРО). На этом этапе важно отработать все наиболее встречающиеся в речи сочетания нового звука с другими звуками (КРА, БРА, ЗДРА, ТРУ, ГРУ и т.д.). В одних сочетаниях звук автоматизируется легко, в других – несколько сложнее, переход к более трудным для него звукосочетаниям осуществляется постепенно.

Автоматизация звука в словах.

После того, как ребенок научился правильно произносить вновь усвоенный звук в отдельных слогах, переходят к автоматизации звука в словах. Сложность звукослогового состава нарастает постепенно. Например, для автоматизации звука С сначала предлагают простые слова типа САНИ, СОМ, СОН и лишь затем-слова со стечением согласных (типа СТРАУС, СКАМЕЙКА) и слов сразу с двумя звуками С (СОСНА, СОСУЛЬКА и пр.). К «трудным» словам можно переходить после того, как ребенок овладеет правильным и устойчивым произнесением звука С в более простых по структуре словах. То же самое относится и к словам со всеми другими звуками.

Автоматизация звука в предложениях.

После овладения правильным произношением звука в отдельных словах можно переходить к произношению его в специально подобранных фразах и словосочетаниях, где автоматизируемый звук встречается почти в каждом слове. Работа на данном этапе требует от ребенка постоянной сосредоточенности на правильном артикулировании звука, что очень важно для положительного результата. Например, для автоматизации звука С предлагаются фразы типа «роСа Сверкает на куСтах».

Автоматизация звука в текстах.

Далее звук автоматизируется в специально составленных текстах, которые насыщены этим звуком, что требует от ребенка постоянной сосредоточенности на правильном его произнесении. Например, для автоматизации звука С:

Спокойно Спит СоСна в леСу,

И Спрятал Снег ее краСу.

Снег до веСны СоСну хранит,

ПуСкай СоСна Спокойно Спит.

Автоматизация звука в обычной разговорной речи.

Автоматизацию звука можно считать законченной только после того, как ребенок привыкнет свободно употреблять новый звук в своей повседневной речи и полностью перестанет воспроизводить прежнюю дефектную артикуляцию. Поэтому, очень важно привлечь к работе родителей. Помощь их на этапе автоматизации правильного звукопроизношения просто незаменима. Сначала она заключается в систематическом прослушивании ими всех произносимых ребенком слогов, слов и фраз с целью контроля за правильностью его звучания. Затем необходим такой же постоянный контроль над речью ребенка в обычных жизненных ситуациях: неправильно произнесенный звук нужно каждый раз исправлять, то есть просить еще раз, но уже правильно, повторять то же самое слово.

Переход к этапу дифференциации возможен только после полной автоматизации вновь поставленного звука.

Как же сделать интересным и увлекательным столь сложный процесс автоматизации звуков? Для этого есть много интересных методик, пособий, настольных и интерактивных игр. Занимательные задания, чистоговорки, скороговорки и загадки помогут ребенку освоить произношение «трудных» для него звуков.

Например, для звука Ц:

  1. Отгадай загадку и скажи, какой звук есть в слове-отгадке. Подсказку ищи на картинках:

Желтые комочки,

Дети мамы квочки.

(цыплята)

  1. Послушай и повтори чистоговорку:

Цо-цы-цу-ца – захотела есть овца.

Цу-ца-цо-цы – съела с грядки огурцы.

Ца-цо-ци-це – попадет теперь овце!

  1. Послушай и повтори скороговорку:

Скворец-отец купил ларец,

А в нем птенец искал леденец.

Помогают для автоматизации звуков и методики Зайцева. Например, скороговорки. Особенность его методики в том, что все скороговорки систематизированы. Сначала идут короткие: «Купи кипу пик», потом все длиннее и длиннее. Причем короткие нужно проговаривать или читать по многу раз. Автор предлагает скороговорки еще и обводить. Это полезно и для развития зрительной памяти и формирует навык письма. А можно еще и устроить соревнование кто быстрее обведет и прочитает (проговорит) скороговорку. Примеры скороговорок по методике Зайцева:

- На дворе трава, на траве дрова.

Раз дрова, два, дрова, три дрова.

- Тридцать три корабля

Лавировали, давировали, да не вылавировали.

-У Сашки в кармашке

шишки, сушки, да шашки.

Для автоматизации звука в текстах можно использовать «Фонетические рассказы с картинками» Татьяны Александровны Ткаченко. По методике Ткаченко ребенок должен повторять и заучивать рассказы дословно. В противном случае, произвольно пересказывая текст, ребенок может употребить те слова, звуки в составе которых еще не скорректированы. Все рассказы снабжены фонетической символикой, сюжетной картинкой, что дает возможность закрепить лексико-грамматические категории. Например, для автоматизации звука Ш используется рассказ «Бабушкины пышки», «Тише едешь – дальше будешь», «Подарки для Алеши» и другие.

Новыми методами работы над звукопроизношением является использование в работе интерактивных игр, размещенных на портале «Мерсибо». Автоматизации звуков с применением игр «Мерсибо» проходит быстрее и увлекательнее. Вот примеры таких игр: «Тик-так –звуки». Эта игра для самых маленьких. Малыш смотрит на «живую» картинку и повторяет простые звуки: «тик-так», «кач-кач» и другие. Игра – бродилка «Ну, заяц, убеги-1» направлена на автоматизацию «свистящих», «Приключения Колобка-1» на закрепление звука Л. Игра «Приключения Буратино-1» для детей, которые научились говорить звук Р. Чтобы дойти до финиша, Буратино должен преодолеть множество препятствий: отгадать загадки, повторить скороговорки, назвать правильно слова. Игра «Сыщик идет по следу – 1» для тех, кто уже научился произносить «щипящие». Отвечая требованиям времени, а также ФГОС, интерактивные игры Мерсибо дозволяют добиться результатов в работе над автоматизацией звуков гораздо быстрее и эффективнее.

Список литературы.

  1. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у дошкольников: практическое пособие.- Ростов н/Д: Феникс, с.
  2. Ханьшева Г.В., Иващенко Н.В., Иващенко Е.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, с.
  3. Программно-дидактический комплекс «Логомер». Современный универсальный набор интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета на базе интерактивного портала МЕРСИБО – М, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие моторных навыков – важнейшая ступень в коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи

Упражнения и игры для развития тонких движений пальцев рук.Обучение действиям с предметами.Игры с мячом, направленные на формирование правильного    звукопроизношения и развития фонемат...

Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы логопедической работы по формированию словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из осно...

Организация логопедической работы в дошкольных группах для детей с общим недоразвитием речи

Методическая разработка для воспитателей, о том как правильно организовать логопедическую работу для детей с ОНР...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня в логопедической подготовительной к школе группе

Конспект организованной образовательной деятельности  по развитию правильного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи III уровня  в логопедической подготовительной к школе групп...

Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста

Коррекционная логопедическая работа у детей с общим недоразвитием речи производится поэтапно. Важную роль в коррекции звукопроизношения играет качественно проведенный подготовительный этап....

«Эффективные способы и приемы коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста».

Коррекционная логопедическая работа у детей с общим недоразвитием речи производится поэтапно, в статье раскрыты эффективные способы и приёмы коррекции звукопроизношения у детей....

Специфика нарушения звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи

    В настоящее время распространенное нарушение речи является общее недоразвитие речи. Это нарушение охватывает весь спектр языковой системы (фонетика, лексика и графика). Общее недо...