Что такое ЗПР?
статья по логопедии на тему

Краткое описание проблемы задержки психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_zpr.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое ЗПР (задержка психического развития)?

Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю.

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

Основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития, тяжелые условия жизни). Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Такой взгляд на проблему преобладает в западной психологии, а последнее время он получил широкое распространение и у нас. Многие исследователи приводят данные о том, что легкие формы интеллектуального недоразвития имеют тенденцию к концентрации в определенных социальных слоях, где родители имеют интеллектуальный уровень ниже среднестатистического.

Также отставание в развитии может быть связано с легкими органическими поражениями мозга, полученными в период беременности или родов, и относят сюда детей с минимальной мозговой дисфункцией. 

Таким образом, огромное значение имеет  профилактика ЗПР. Рекомендации по этому поводу, ничуть не отличаются от тех, которые можно дать любым молодым родителям: это в первую очередь создание максимально благоприятных условий для протекания беременности и родов, избегание факторов риска, и конечно, пристальное внимание к развитию малыша с первых же дней его жизни. Последнее одновременно дает возможность вовремя распознать и скорректировать отклонения в развитии.

Вопрос: Мальчику 2 года и 3 месяца. Ребенок смышленый. Играет самостоятельно. Проблема - очень скудный словарный запас. Говорит очень простые слова типа баба, биби, муму, коко и тп. Пытается говорить предложениями: я биби (я еду на машине) или мама дай биби (мама дай машину). Обращались в поликлинику. Логопед сказала, что его словарный запас соответствует уровню 1,5 лет. Она советует ждать до 3х лет. Но нам не хочется терять время. Считаем, что уже сейчас нужно заниматься с ребенком. Посоветуйте, пожалуйста, с чего нам начать?

Спасибо заранее за ответ.

Ответ: Самое важное - правильно организовать речевую среду - давать малышу образец правильной речи, не говорить слишком длинными фразами, отчетливо проговаривать слова. Специальных занятий не требуется.

Вопрос: Моему ребёнку 2.7 м.Диагноз ЗПР. Говорит только слоги (ма ,па ба каба_-каба гали-гали)т.е лепет по своему. Если хочет пить то берёт стаканчик и ведёт меня на кухню. Книжки со мной не хочет читать тут же убегает. Детей его же возраста боится Любит телефоны(разговаривает на своём языке),логический кубик, машинки с открывающими дверями. Но у врачей в кабинете ведёт себя ужасно т.е они начинают его осматривать сразу истерика. Жду не дождусь когда начнёт разговаривать может тогда начнёт меня понимать. Скажите не уже ли у меня ребёнок не нормальный?

Ответ: В первую очередь хочется сказать - не учите малыша насильно. Возьмите книгу и читайте с интересом словно для самой себя. Когда малыш начнет приближаться и удерживать внимание хоть на полминуты - Вы победили, продолжайте в том же духе. Завлекайте, меняйте игры, будьте тоже иногда как ребенок, и это обязательно принесет плоды.

Насчет ненормальности говорить некорректно. Да, особенности развития у ребенка есть, но это не повод чтобы заносить его в "список безнадежных".

Взаимопонимание между мамой и ребенком может быть и при отсутствии речи у малыша.

Вопрос: Сыну 2 года. Ребёнок спокойный, активный, рассудительный, веселый. Единственная проблема - говорит мало, в основном простые слова - мама, папа, дядя, тётя... В основном все - звукоподражание - ав-ав, ту-ту, и т.п. Говорит кака-мама - какая машина - это если она большая:) Я уже слова пою хожу, смотрит и улыбается. Что нам делать - бить тревогу, или просто ждать и заниматься?

 Ответ: Важно, чтобы ваша реакция на новые слова не пугала ребенка, не акцентируйте внимания на речи малыша как на какой-то диковине. Старайтесь общаться с ним естественно и непринужденно, рассказывайте об окружающем, и он накопит достаточно представлений. Беспокоиться пока рано, т.к. малыш не молчит совсем и понимает обращенную речь.

 Вопрос: Моему сыну 2 года и 6 мес. Он говорит очень мало слов: мама, папа, пока, ням-ням, редко - тетя, дядя и т.д. Почти никогда не повторяет за мной слова, если пытается повторить - не всегда получается. Например вместо "тик-так" говорит "кат-так". Элементарные вещи в книжке показывает, но сам не называет. Вообще не любит, чтобы ему читали книжки. С игрушками играет очень мало. Ребенок очень подвижный, любит бегать, стучать, бросать все. Иной раз тяжело успокоить. Ночью спит плохо, просыпается 2-3 раза.. Подскажите, пожалуйста, как помочь ребенку ?!

Ответ: Если не нравятся книжки, включите аудиозаписи со сказками, предлагайте разные развивающие игрушки, показывайте, как в них играть. Методом проб найдется несколько интересных занятий, на которых ребенок сосредоточится хотя бы несколько минут. Не сдавайтесь. Требуйте регулярного выполнения обязательных вещей - самостоятельно одеваться, убирать игрушки, относить чашку в раковину и т.п., с этого все и начинается. Все "полезные" действия поощряйте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...