Путешествие маленькой пуговицы
план-конспект занятия (логопедия, подготовительная группа) по теме

Предисловие.  (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

Пуговица — застёжка на одежде, предназначенная для соединения её частей. Пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застёгивание.

 

Простейшая пуговица представляет собой диск  с двумя сквозными отверстиями в середине, однако встречаются пуговицы других видов и форм (например, квадратные, треугольные, цилиндрические или шарообразные). Количество отверстий также может варьироваться.

Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.

Самые древние пуговицы и предметы, похожие на пуговицы, используемые в качестве украшения, а не для застёгивания, были обнаружены в Индии в долине реки Инд. Они относятся к эпохе Кот-Диджи Индской (до-хараппской) цивилизации (ок. 2800—2600 до н.э.). Подобные предметы эпохи бронзового века найдены в Китае (ок. 2000—1500 до н.э.), а также на территориях бывшего Древнего Рима и Древней Греции.

Пуговицы, изготовленные из ракушек, использовались в Индской цивилизации для декоративных целей приблизительно в 2000 году до нашей эры. Некоторые пуговицы имели правильные геометрические формы и отверстия, чтобы их можно было привязать к одежде с помощью нити. Ян МакНил считает, что «эти пуговицы первоначально использовались скорее как украшение, чем как застёжки. Самые ранние из них найдены в Мохенджо-Даро, в долине Инда. Они имеют криволинейную форму, сделаны они около 5000 лет тому назад».

Функциональные пуговицы, сделанные из камня, были найдены в Гобекли Тепе на юго-востоке Турции, они датируются 1500 г. до н.э.  Функциональные пуговицы с петлями для застёгивания одежды появились впервые в Германии в XIII веке. Они быстро получили широкое распространение в Европе для изготовления уютно облегающей одежды.

В прошлом, пуговица была одним из важных магических амулетов, призванных отпугивать враждебные человеку силы. На Руси именно эта функция пуговицы долгое время оставалась основной.

Пуговицы, почти забытые в период раннего Средневековья, с изобретением в XIII веке кроя, позволявшего носить обтягивающую одежду, превратились из предметов утилитарного назначения в предметы роскоши. И это не удивительно, ведь мужской костюм той эпохи от подбородка до талии и от локтя до кисти застегивался на часто посаженные пуговицы числом иногда больше сотни. Своей изысканностью пуговицы демонстрировали богатство их владельца. Сделанные из золота, серебра и слоновой кости они символизировали достаток и высокое положение в обществе.

Исторически сложилось так, что пуговицы и застёжки на женской одежде обычно расположены с левой стороны. На этот счёт существует несколько версий - основная гласит, что во времена внедрения пуговиц мужчины чаще одевались самостоятельно, а женщинам приходилось помогать одеваться - потому пуговицы на женской одежде стали пришивать иначе, сподручнее.

 

Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе.

 

Тема: «История, которую рассказала Пуговичка.»     

Цель: «Обогатить лексику детей относительными прилагательными.»

 

 

 Программное содержание:

Уточнить знания детей об истории создания пуговицы. Обогатить лексику детей относительными прилагательными. Упражнять детей в умении вдевать нитку в иголку, завязывать узелок и пришивать пуговицу. Закрепить знания детей о форме, цвете пуговиц.

Развивать мелкую моторику. Воспитывать у детей желание трудится коллективно над созданием картины «На память детскому саду».

 

Предварительная работа:

Рассказ логопеда «Об истории возникновения пуговицы». Заучивание пословиц о труде. Обучение детей вдеванию нитки в иголку, завязыванию узелков, пришиванию пуговиц разных размеров. Обучение технике безопасности при работе с иглой.

 

Оборудование:

Игольницы, иголки, нитки разноцветные, пуговицы разного размера и цвета, ножницы, заготовки из ткани для создания картины.

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Логопед:  Дети, мы с вами пришли в мини-музей. Вы знаете, что такое музей?

Дети: Это место, где выставляют различные интересные предметы: картины, оружие, изделия народных промыслов – хохлому, городецкие игрушки, дымковские игрушки.

Логопед:  Да, в музее выставляют редкие или очень ценные предметы, сделанные руками человека. Вот и в нашем маленьком музее выставлены поделки, изготовленные воспитателями вместе с детьми. Посмотрите, что здесь есть.

(Дети рассматривают выставку, делятся своими впечатлениями)

Логопед:  Дети, а как вы думаете, в этих работах есть что-то общее?

Дети: Да, во всех работах использовались пуговицы.

Логопед:   Правильно! А вы знаете, для чего нужны пуговицы?

Дети: Чтобы застегивать одежду.

Логопед:   Правильно, пуговицы необходимая часть нашей одежды. Посмотрите на себя, друг на друга. Что вы видите?

Дети: пуговицы есть на рубашке, на манжетах, на платье, на брюках, еще на пуговицы можно застегнуть куртку, пальто, плащ.

Логопед:   Правильно. Но ведь было время, когда пуговиц не было. Как же люди обходились без них?

Дети: Когда не было пуговиц, одежду зашнуровывали, словно ботинки, завязывали тесемками или скрепляли заколками, которые были сделаны из деревянных палочек.

Логопед:  Правильно, а когда же и где появилась пуговица?

Дети: пуговица появилась в 14 веке.

Логопед:   как вы думаете, это было давно или недавно, ведь сейчас 21 век.

Дети: Это было очень давно.

Логопед:   Правильно. А чем сначала служили пугоица?

Дети: Она служила не только застежкой, но и украшением костюма.

Логопед:  Из чего делали пуговицы?

Дети: Пуговицы делали из золота, хрусталя. Такие пуговицы могли носить только очень богатые люди.

Логопед:   Правильно. Богатые люди украшали свои костюмы золотыми пуговицами. Так например король Франции Франциск украсил свой камзол 13600 золотыми пуговицами. Герцог Орлеанский разместил на своем камзоле золотые пуговицы так, что можно было прочесть его девиз: «Праведный путь!». А какие пуговицы носили бедные люди?

Дети: бедняки носили оловянные и деревянные пуговицы.

Логопед:  Правильно! А из чего они были сделаны?

Дети: Из олова.

Логопед:  Да, вот я вам сейчас покажу кусочек олова (Дети рассматривают олово, трогают руками).

Логопед:  Дети, а где находится музей пуговиц?

Дети: Музей находится в Польше.

Логопед:   Правильно. Посмотрите, где на карте находится Польша, а где Россия.

Дети: Вот Россия, она большая, а Польша маленькая.

Логопед:  молодцы, все правильно вы рассказали. А теперь проходите в комнату творчества, будем с вами работать (проходим в комнату творчества). Дети, что мы с вами уже начали делать?

Дети: Картину в подарок детскому саду, потому что мы скоро уходим в школу и хотим после себя оставить память.

Логопед:  : Хорошо, давайте работать.

(Дети подходят к столам и обнаруживают, что пуговиц нет).

Дети: Что же нам делать без пуговиц?

Логопед:  Не волнуйтесь, у меня есть знакомая

 коробейница. Я ей сейчас позвоню, она нам все

 принесет.

Звонит по сотовому телефону: «Уважаемая Коробейница, у нас  беда – пропали все пуговицы!». Она пообещала сейчас на все принести.

(Раздается песня:  «Ой полным-полна моя коробочка…»)

Заходит Коробейница.

Коробейница: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Что у вас случилось?

Дети: Вот решили сделать картину, а пуговицы пропали.

Коробейница: Ну, это поправимо, только сначала поиграйте со мной. Согласны?

Дети: Да!

Коробейница: Ответе мне, пожалуйста, из чего можно сделать пуговицы?

Дети: Из дерева – деревянные, из металла – металлические, из олова – оловянные, из пластмассы – пластмассовые, из стекла – стеклянные.

Коробейница: А какие по форме бывают пуговицы?

Дети: Круглые, треугольные, квадратные, многоугольные.

Коробейница: А еще на что бывают похожи пуговицы?

Дети: На ягодку, на карандашик, на жучка.

Коробейница: А какие по цвету бывают пуговицы?

Дети: Красные, синие, лиловые, малиновые, фиолетовые, черные, белые.

Коробейница: Молодцы! Все очень хорошо рассказали, а теперь давайте разогреем пальчики

Пальчиковая гимнастика

Коробейница: А теперь выбирайте пуговицы. (Дети

 выбирают пуговиц). Дети, а вы знаете, как надо работать с иголками?

Дети: С иголкой нужно работать аккуратно. Перед началом работы все иголки нужно пересчитать и в конце тоже.

 Иголку оставлять в только игольнице и только с ниткой.

Коробейница: Правильно, а теперь можете продолжить свою работу.

Дети садятся за столы, пришивают пуговицы и говорят поговорки о труде.

Труд кормит – а лень портит.

 

По окончании пришивания пуговиц, дети приклеивают свои работы на панно.

Логопед:  : Вот какая замечательная получилась картина.

 А как мы ее назовем?

Дети: «Поезд везет нас в школу»

Коробейница: Вот какие вы молодцы! Очень хорошо

 потрудились. У меня есть для вас гостинцы.

(Угощает детей, дети благодарят Коробейницу, прощаются и уходят в группу).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Использованная литература

 

 

Праздник своими руками Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. 2001г.

Приглашение к творчеству Дубровская Н.В. 2004г.

Рукотворное чудо Столярова Л.Н. 2004 г.

Творим, изменяем, преобразуем Дыбина О.В. 2003 г.

Умные поделки Дегтярева Т., Дегтярева Н., 1999г.

Конспект открытого занятия в логопедической старшей группе.

 

  • Тема: «Согласный звук  Ж, буква Ж»
  • Цель:Развитие мелкой моторики рук через игровые упражнения.

Задачи:

  1. Формирование падежно предложных конструкций.
  2. Уточнение понятий детей о звуке и букве Ж.
  3. Формирование языкового анализа, синтеза и представлений.
  4. Дифференциация звука Ж.
  5. Формирование осознанного навыка чтения.
  6. Формирование графомоторного навыка.
  7. Развивать фонематический слух.
  8. Развитие зрительного буквенного гнозиса.

 

Оборудование:

- карты для всех детей « Волшебная страна»

- пуговицы

- звуковые линейки

- слоги спрятанные в киндер сюрпризы

- картинки- символы

- куклы би- ба- бо

- счетные палочки

- картинки на заданный звук

- конфетки  с элементом буквы.

- диск с логоритмической разминкой.

- массажные мячики.

 

 

 

Организационный момент.

 

Логопед.Ребята вы все знаете кто такой клоун? ( Да) И вот сегодня к нам в гости пришел Клоун по имени Жора. ( кукла би-ба-бо)  Клоун: «Здравствуйте ребята, а вот и я! Давайте поиграем с волшебными мячиками в игру « Веселый фокусник». ( игра с массажными мячиками)

 

                              Ловко с мячиком играем

                              И предлоги называем,

                              За рукой, и под рукой,

                              Из - подкистина покой.

                              Над рукою мяч кружит,

                              Отнеё теперь бежит.

                              Между пальцев подержу

                              И в ладошку положу.

 

1.Постановка проблемной ситуации и игровой задачи.

 

Логопед.Ребята нас клоун  Жора приглашает в путешествие по  «Волшебной стране», посмотрите у каждого на столе лежит карта, маршрут по которому мы пойдем. Но вначале Жора раздаст всем волшебные пуговицы с помощью которых вы будете перемещаться.

( из волшебного мешочка дети достают пуговицы, и называют какого цвета)

Логопед.В этой стране все животные умеют разговаривать и придумывать для вас задания. И так в путь! Все положили пуговицу на кружок в левом верхнем углу. В начале мы пойдем к медведям, посмотрите кто это плачет в лесу? Чей потерялся детеныш?  (правильно это медвежонок). Давайте послушаем, что он нам скажет:  «Здравствуйте, дети! Я ш-ш-шиву в этом лес. Я друш-ш-шу со всеми Ш-шивотными». Ребята, какой звук не выговаривает медвежонок? ( Да звук Ж)  Послушайте  как правильно должен сказать медвежонок.           ( дети проговаривают правильно вместе с логопедом)

             2. Артикуляционный и акустический анализ звука Ж.

 Логопед.Ребята давайте вспомним, что такое звук? ( Мы слышим,         произносим), давайте произнесем: Ж- Ж-Ж. Молодцы!  А что такое буква? ( Мы видим, пишем) Молодцы!  Вешается буква Ж. Как произносится  звук Ж? Его можно петь? ( нет), значит он согласный, и при произнесении дрожит горлышко( дети проверяют). Он всегда твердый. При произнесении звука Ж язык в виде « чашечки», поднят к верхним зубам, губы округлены, воздух проходит с силой и теплый         ( Дети произносят звук Ж). Молодцы!

3. Анализ написания звука Ж.

 

Логопед.  Продолжаем наше путешествие по « Волшебной стране» и перемещаем пуговицу в гости к Жуку. ( кукла би-ба-бо)   Жук: «Здравствуйте ребята у меня для вас есть задание, послушайте: На что похожа буква Ж? (Правильно на меня) читает  стихотворение:

 

                             Посмотри на Ж дружок!

                             Эта буква, как жучок,

                             Лапками перебирает,

                             По словам перебегает.

А сейчас при помощи счетных палочек выложите букву Ж. Молодцы!

Логопед. Жук, а что ты еще нам приготовил?Жук: « Приготовил для ребят волшебную палочку, я палочкой взмахну и детей в жуков превращу!»

Динамическая  разминка « Мы Жуки».( Аудиозапись)

4. Работа  по звуковым линейкам.

Логопед.И так продолжаем наше путешествие. Послушайте загадку:

            

                              Он ходит, голову задрав,

                              Не потому, что важный граф,

                              Не потому, что гордый нрав,

                              А потому, что он….( жираф)

Молодцы, это Жираф .Передвигаем пуговицу к жирафу и в гости к нему попадаем.

Жираф: « Здравствуйте, ребята! Послушайте мое задание.

                             Что слова объединит?

                             Ну, конечно, буква Ж.

                             Ты нашел ее уже?

                             Разгляди ты все картинки,

                            И скажи, где в серединке,

                            Где в конце, а где в начале

                            Буква  Ж нас всех встречает.

Жираф предлагает взять звуковые линеечки и определить место звука Ж в словах вначале, серединке, или конце ( картинки вывешиваются на фланелеграф). Посмотрите на картинку и скажите что это? ( дети отвечают и передвигают пуговицу на место, где находится звук).

Серия картинок (Ножницы, Жук, Лыжи, Пижама, ежата) Молодцы!

5.Выделение слов со звуком Ж из ряда слов с акустически похожими звуками.

Логопед. Продолжаем наше путешествие, передвигаем нашу пуговицу и попадаем к ежу.

Ежик: «Ребята я очень рад видеть вас у себя в гостях. И предлагаю вам игру. Послушайте:

                          Я буду говорить слова,

                          Какие захочу, звук Ж услышать надо в слове.

                          Когда услышал, в замочек руки ты сложи,

                          И быстро к верху подними!

Слушайте внимательно. Слова( шкаф, вершок, кружок, петушок, чижик, клещи, творожок, пирожок, кошка) Молодцы!

6.Чтение слогов ( открытые и закрытые) добавляя их до целого слова.

Логопед.  Ребята наше путешествие подходит к концу, вот мы и пришли к нашему клоуну Жоре. Он приготовил тоже для вас игру  «Волшебный мешочек» Вам надо достать из мешочка сюрприз, открыть его и прочитать  слоги, а слоги  сложить и слово получить».

(дети читают слоги, складывают, получают целое слово, после этого логопед  просит это слово выложить  из звуковой дорожки )

Слова: Жаба, жуки, лужа, ножи, лыжи.

Молодцы! Жоре  очень понравилось как вы выполняли трудные задания, и захотелось ему сделать вам подарки, вот такие конфетки, но они не простые, если сможешь сделать из буквы Х,  букву  Ж, то клоун  поменяет волшебную конфетку на настоящую.

Но это вы сделаете после нашего занятия. ( Прощание с Жорой)

7. Итог: Логопед. Ребята скажите, где мы с вами побывали? У кого в гостях? Что нам задавал Жираф? А жук в кого превратил? А что доставали из волшебного мешочка? Вы были молодцы, все старались и что вам клоун  Жора подарил? Молодцы!

       

  1. Постановка проблемной ситуации и игровой задачи.

Мы сегодня будем путешествовать по Волшебной стране, посмотрите у вас на столе лежат карты , это маршрут нашего путешествия. В этой стране животные разговаривают и придумывают для вас задания. Еще в этой стране живет мальчик Жора, который приготовил для вас сюрприз, а какой вы узнаете. Ну приготовились в путь, возьмите пуговицу, она будет вас везде сопровождать   и указывать место остановки. Первый наш гость Медвежонок. Послушайте, что он нам скажет: « Здравствуйте, дети! Я ш- ш- шиву в этом  лесу. Я друш-ш-шу со всеми ш- ш- шивотными» ( кукла би-ба-бо). Ребята скажите какой звук не выговаривает этот медвежонок? ( Правильно звук Ж). Надо его научить говорить правильно.

  1. Артикуляционный и акустический анализ звука Ж.

Логопед. Скажите о каком звуке мы сегодня поговорим? Молодцы! ( О звуке Ж)

Давайте произнесем: Ж- Ж- Ж. На что похож этот звук? Да на жужжание жука. ( Показывается картинка с жуком) Как произносится этот звук? Его можно петь? Нет, значит этот звук согласный.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Большие возможности маленькой пуговицы». Старшая группа

Цель проекта:1.     Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования.2.     Развивать желание больше узнать о каком-либо объекте. Задачи проекта:1....

Большие возможности маленькой пуговицы.

Большие возможности маленькой пуговицы....

История маленькой пуговицы

Способность увидеть необычное в обычном есть далеко не у каждого, но развить это вполне возможно! Разные варианты использования и преобразования предметов окружающего мира позволяет ребенку осваивать ...

Конспект НОД по познавательному развитию «История маленькой пуговицы»

Как интересно узнавать истории создания разных предметов! А если нам на улице попадется обыкновенная пуговица... Ей тоже есть, о чем нам рассказать. Очень интересно узнать о происхождении маленькой пу...

Консультация для родителей. "Большие возможности маленькой пуговицы".

У каждого дома можно найти в шкатулках или сундучках разные ненужные пуговицы, которые можно выкинуть, да жалко. О пуговицах иногда говорят пренебрежительно: «прос...

Конспект занятия «История маленькой пуговицы»

Конспект занятия по непосредственно образовательной деятельностив старшей группе «Улыбка» (5-6 лет)на тему «История маленькой пуговицы»с интеграцией образовательных областей &l...

"Большие и маленькие пуговицы"

Открытое занятие в ясельной группе. Технологическая карта....