Музейная педагогика в коррекционно-логопедической работе
методическая разработка по логопедии на тему

 

   Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. К сожалению, дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) с каждым годом становится больше. Причины ТНР разные, но самое главное, наши дети отстранены от окружающей действительности. Они хорошо знают, что такое смартфон и компьютер, но при этом затрудняются назвать элементарные предметы. Работая на логопедической группе на протяжении нескольких лет, мы искали эффективные пути коррекции речи у детей. И пришли к выводу, что для детей с речевыми проблемами, окружающая среда должна стать источником  развития.

    Наше дошкольное учреждение  является экспериментальной площадкой по применению музейной технологии в детском саду, которая направлена на формирование у ребенка ценностного отношения к действительности. Поэтому, мы пришли к необходимости использования в коррекционной работе элементов музейной технологии- создание мини-музеев в коррекционной группе. А мини - музей - одна из эффективных моделей развивающей предметно - пространственной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи.

     Цель организации мини-музея в логопедической группе - cоздание оптимальных условий для развития гармоничной личности дошкольника и системной подготовки детей  к обучению в школе.

   Построение диалогического взаимодействия взрослого и ребенка в музейной среде способствует развитию у детей исследовательской, познавательной, созидательной деятельности и является эффективным средством реализации образовательной программы ДОУ, частью которой является коррекционно-логопедический блок,  включающий в себя следующие направления: развитие словаря, усвоение лексико-грамматических форм языка, закрепление правильного произношения звуков , развитие связной речи и коммуникативных навыков.

    Включение мини - музеев  в коррекционный процесс возможно только при планомерном и систематическом руководстве воспитателя и логопеда.    

    Несмотря на разнообразие мини-музеев, можно выделить ряд принципов, которые следует учитывать при организации этих элементов развивающей среды:

Принцип интеграции. Мини-музеи создаются с учетом содержания образовательной программы ДОУ, логопедического блока   программы и помогает реализовать общие и коррекционные задачи.

Принцип деятельности и интерактивности. При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую ини­циативу

Принцип научности. Несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольни­ков, их экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном научном уровне.

Принцип природосообразности. При организации мини-музеев необходимо учитывать психо-физиологические особенности детей разного возраста и создавать условия для рас­крытия личностного потенциала ребенка.

Принцип гуманизации. Реализация принципа гуманизации требует созда­ния условий для новых отношений в системе «ребенок — педагог» и перехода на диалоговую форму обучения.

Принцип динамичности и вариативности. Мини-музей детского сада периодически меняется: по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности и т.д.

Принцип безопасности.

    Создание мини-музеев может стать отдельным проектом   и включает в себя 2 этапа:

  1. Подготовительный этап.
  2. Практический этап.

   В начале работы   дети, воспитатели вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. Логопед и воспитатели заполняют карту коррекционных задач,  которые должны быть решены при посещении мини – музея. Предлагаю вашему вниманию образец карты речевых задач мини – музея “Бабушкина елка”:

 

           Лексика

            Грамматический строй  речи

      Связная речь

1.Активизация предметного словаря:

-шар, шишка, гирлянда, фонарик, мишура, свечка…

2.Активизация словаря признаков:

качественные прилагательные      -красивая, блестящая,новая…цвет (красная, желтая)

3.Активизация глагольного словаря: -повесить, снять, висит, блестит, сияет…

1.Образование окончаний существительных

в  Р.П. мн.ч.: - много шишек,  много шаров...

в  Т.п. мн. ч.:украшаем бантиками, шарами, гирляндами…

2. Образование относительных прилагательных:

-стеклянная, бумажная, пластмассовая….

3.Употребление предлогов:

-повесили на елку, сняли с елки, положили под елку, достали из-под елки…

 

1. Cоставление рассказа из коллективного опыта “Украшаем елку”.

2. Cоставление рассказа сравнения двух елочных игрушек.

   3. Составление творческого рассказа “Путешествие елочной игрушки”.

   На втором практическом этапе взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группе. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагают, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.

    Тема организуемого мини-музея может определяться тематическим планированием на данной речевой группе,  интересами ребенка  и спонтанно.

   Так в нашей группе в рамках лексической темы  “Посуда” был организован мини-музей “Декоративной посуды”, а  в рамках лексической темы                   “ Домашние животные”  был создан музей “На лугу пасутся кони”.

    Во время работы по теме “Новый год” совместно с родителями дети сделали новогодние елочки. Они и стали украшением нашего музея. А мини- музей “Бабушкина елочка”  познакомил детей с игрушками, которые украшали елки много лет назад.

    Все мальчики любят машинки, а девочки украшения. Зная такие особенности, мы создали параллельно два музея: мини-музей “ Машинок” и музей “Шкатулка маленькой принцессы”.

    Мини-музей “Мишка Тедди и его друзья” возник из лексической темы “Игрушки”. Ведь мишка есть в каждой семье. И у каждого поколения свой мишка: Косолапый, Винни Пух, Тедди,  Копатыч...

   На основе увлечений родителей в нашей группе появились мини-музей “ Cвечей” и мини-музей “Деньги и монеты со всего света” (пример ситуативного создания музея).

    Самый мобильный музей – это музей одного дня: принесли фрукты, рассмотрели, поиграли, провели эксперименты и превратили во фруктовый салат. 

   Внедрение в коррекционно-образовательный процесс музейной технологии способствует формированию и развитию гармоничной личности дошкольника. Это эффективное средство коррекции речевых нарушений, развития интеллектуальных и творческих способностей. Музейная педагогика  не только формирует у ребенка качественные знания об окружающей действительности, но и стимулирует его творческую речевую активность.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"

План работы на год по мини-музею Архитектуры...

Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ

Прививать  детям любовь к природе  надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...

Музейная педагогика. Определение понятия, история, формы работы, перспективы развития.

В последние годы в связи с общей демократизацией культурной жизни в отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением ...

Из опыта работы «Музейная педагогика в ДОУ"

В опыте описана работа по созданию музея в ДОУ, разработана модель проектной деятельности  как эффективной  формы  взаимодействия педагогов и родителей, подготовлено несколько проектов,...

музейная педагогика в коррекционной работе воспитателя

ГБОУ детский сад № 1898 компенсирующего вида      Перспективный план знакомства с экспозицией мини-музея «Мой верный друг» (по возрастам)...

Опыт работы "Музейная педагогика как форма взаимодействия с семьями воспитанников в коррекционно-логопедической работе"

Внедрение в коррекционно-образовательный процесс музейной технологии    способствует формированию и развитию гармоничной личности  дошкольника. Это эффективное средство коррекции р...