Главные вкладки

    План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"
    календарно-тематическое планирование по теме

    Яковлева Татьяна Анатольевна

    План работы на год по мини-музею Архитектуры

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mini-muzey_arhitektury.doc403 КБ

    Предварительный просмотр:

    СЗОУО

    ГОУ детский сад № 1713

    План работы по музейной педагогике

    МИНИ - МУЗЕЙ АРХИТЕКТУРЫ

     Воспитатель: Яковлева Татьяна Анатольевна

    г. Москва

    Пояснительная записка:

    Почему мы создали мини-музеи.

     Москва — город музеев. Однако часто ли наши дети бывают в них? Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, мы находимся в типичном «спальном» районе, удаленном от центра, где размещено большинство музеев. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

    Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи в групповых помещениях (мини-музей экологии и картинную галерею; мини-музей сказки и театрального костюма; мини-музей прикладного искусства и патриотический мини-музей; мини-музей А.С. Пушкина и мини-музей космоса, мини-музей архитектуры и мини-музей музыкальных инструментов).

    Что такое мини-музей.

     Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

    Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.  

    Возраст детей.

    Содержание, оформление  мини-музея отражают специфику возраста детей  группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами по тематике планирования занятий, проведенных в рамках «Музейной педагогике». Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

    Почему мы взяли тему «Архитектура»?

    Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей.

    Архитектура необходимый для человека объект окружающей действительности. И знакомство должно начинаться в самом раннем возрасте, что бы уже будучи старше, дети могли представлять архитектуру как искусство.

    Тема архитектуры настолько широка, что на протяжении посещения детьми детского сада, интерес к архитектуре будет только расти, а наш мини-музей будет пополняться новыми экспонатами.

    Цели деятельности:

    1. Формирование у детей понимание архитектуры, как необходимого для человека объекта окружающей действительности.
    2. Формирование у детей понимание архитектуры, как вида искусства.
    3. Знакомить с историческими типами жилища.
    4. Изучать типы современных строений.
    5. Знакомить детей с архитектурой Москвы, пробуждая первые ростки патриотизма, гордость за свой город.
    6. Развивать творческую активность детей и фантазию

    Описание мини-музея.

    Музей занимает часть игрового помещения. Экспонаты-макеты выставляются по тематике проводимых занятий по архитектуре.

    Макеты выполняются совместно воспитателями и детьми. Далее они выставляются на экспозицию.

    Экспонаты выполнены таким образом, чтобы дети могли производить с ними игровые действия. У «Теремка» открываются окна и двери. Рядом стоят игрушки-герои сказки. В процессе игровой деятельности дети выполняют несложные театрализованные постановки, повторяя сюжеты сказок, или придумывают её сами.

    Макеты городских строений выполнены так, чтобы была имитация городской улицы, по которой в процессе игровой деятельности дети могут перемещать транспорт и пешеходов. При этом они познают элементарные правила дорожного движения и поведения на улице.

    В книжном уголке оформлены папки с иллюстрациями и фотографиями по проходимой теме, а так же выставлена литература с иллюстрациями архитектурных сооружений.

    Часть музея расположена в раздевалке. Там выставляются работы детей, для просмотра их родителями, а так же фотовыставки.

    На стенде для родителей в отдельной папке содержится информация по музейной педагогике.

    Родителям предложены экскурсии по темам:

    1. «Улицы нашего района и их архитектура»
    2. «Детские городки нашего района»
    3. «Московский Кремль»
    4. «Музей-усадьба Архангельское»

    Январь-июнь

    Тема:

    Формирование у детей понимание архитектуры, как необходимого для человека объекта окружающей действительности.

    Цель занятий: Формирование у детей понимание архитектуры, как необходимого для человека объекта окружающей действительности.

    Планируется проводить занятия 1 раз в неделю, используя занятия по рисованию, аппликации, лепке, развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.

    I блок занятий

    «Архитектура в русских народных сказках»

    Январь-Февраль

    1. Развитие речи  - пересказывание сказки «Теремок». Описать теремок.
    2. Рисование  - «Сказочный теремок».
    3. Коллективная аппликация -  «Украсим теремок».
    4. Развитие речи - повторение сказки «Заюшкина избушка». Описать избушки зайца и лисы.
    5. Прогулка на улице – «Конструируем дом из снега и льда».
    6. Ознакомление с окружающим миром -  «Деревня и дома в деревне».
    7. Коллективная лепка -  «Деревенский дом для деда с бабкой».
    8. Конструирование – «Сделаем деревенский дом из коробочки»

    Коллективная работа из поделок «Деревня».

    II блок занятий

    «Архитектура города»

    Март-Апрель

    1. Ознакомление с окружающим миром – «Город и городские дома».
    2. Аппликация – «Многоэтажный дом».
    3. Конструирование из строительного материала – «Городской дом».
    4. Рисование – «Дом, в котором я живу».
    5. Коллективная аппликация – «Городская улица».
    6. Ознакомление с окружающим миром – «Знакомство с профессией строитель».
    7. Рисование – «Строим городской дом».
    8. Конструирование – «Сделаем из коробочек городской дом».

    Коллективная работа из поделок «Городская улица».

    III блок занятий

    «Повторение и закрепление»

    Май-Июнь

    Цель занятий: Учить сравнивать особенности архитектурных строений -  сказочные и реальные, деревенские и городские.

    1. Развитие речи – повторение сказки «Заюшкина избушка». Описать избушки зайца и лисы. Определить в какой избушки можно жить, а в какой нельзя и почему.
    2. Рисование по замыслу  - «Рисуем сказочный дом».
    3. Аппликация – «Дом из бревен».
    4. Развитие речи – чтение сказки «Три поросенка». Описать дома поросят.
    5. Прогулка – сбор материала для изготовления макетов домов трех поросят (солома, ветки, камень).
    6. Коллективное изготовление макета домика Ниф-Нифа (солома).
    7. Коллективное изготовление макета домика Нуф-Нуфа (ветки).
    8. Коллективное изготовление макета домика Наф-Нафа (камень).

    Выставочный макет по сказки «Три поросенка».

    Сентябрь - декабрь

    ТЕМА:

     Восприятие мира – как предмет архитектурного наследия.

    Цель занятий:

    Дать детям представление об архитектуре, как виде искусства. Познакомить с профессией: архитектор.

    Планируется количество занятий:

    - 1 раз в неделю, используя занятия по рисованию, аппликации, лепке, развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.

    IV блок занятий

    «Архитектурные строения нашего района»

    сентябрь-октябрь

    Цели занятий: Знакомить детей с архитектурой нашего района, воспитывая любовь к своей малой Родине.

    1. Аппликация «Дома нашего района».

    2. Рисование «Дом, в котором я живу».

    3. Конструирование «Дома бывают разные».

    4. Ознакомление с окружающим миром «Рассматривание плана района, фотографий. Слушание и разучивание стихов о нашем районе».

    5. Развитие речи «Составление рассказов о нашем районе».

    6. Музыкальное занятие, посвященное Дню города «У нашего города  праздник».

    7. Конструирование «Наш детский сад».

    8. Ознакомление с окружающим миром «Знакомство с профессией - архитектор».

    Выставка работы «Наш район»

    V блок занятий

    «Архитектура в сказках Ш.Перро»

    ноябрь-декабрь

    Цель занятий: Учить детей находить особенности сказочных архитектурных сооружений на примере сказок Ш.Перро. Выполнять работы

    используя свое воображение и фантазию.

    1. Ознакомление с художественной литературой - чтение сказки Ш.Перро «Красная шапочка», дать описательный рассказ домика бабушки в лесу.
    2. Рисование «Дом бабушки Красной шапочки».
    3. Ознакомление с художественной литературой – чтение сказки Ш.Перро «Золушка», дать описательный рассказ дворца принца.
    4. Коллективная аппликация «Дворец Золушки и принца».
    5. Ознакомление с художественной литературой – чтение сказки Ш.Перро «Кот в сапогах», дать описательный рассказ дворца Людоеда.
    6. Рисование «Дворец Людоеда».
    7. Коллективное конструирование из коробок «Дворец».
    8. Ознакомление с окружающим миром «Знакомство с профессией – архитектор».

    Выставка работы «Дворец Золушки»

    Работа с родителями.

    1. Познакомить родителей с задачами развития ребенка через музейную педагогику.
    2. Привлечь родителей к проведению активного досуга в выходные дни (обращая внимание детей на окружающие их архитектурные строения в нашем районе и городе).
    3. Вовлечь родителей в познавательный диалог с детьми.
    4. Приобщить родителей к совместной работе с воспитателем по изготовлению выставочных и экспозиционных работ (сбор фотографий  «Дети на фоне архитектурных строений», изготовление макетов, сбор иллюстраций и др.).

    Итоговая фотовыставка:

    «Дети на фоне архитектурных строений».

    Используемая литература:

    1. Кутьина Н.Б. Программа «Ребенок в ХХI веке. Воспитание культурой» - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 208 с.
    2. Музейная педагогика: из опыта работы/ под редакцией А. Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. -416 с.
    3. Ознакомление дошкольников с архитектурой. Методическое пособие М.: Педагогическое общество России,2005 – 96 с. Под общей редакцией кандидата педагогических наук А.А. Грибовской.
    4. Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план по ознакомлению старших дошкольников с архитектурой

    Широкие возможности в воспитании и развитии личности имеет искусство архитектуры. Приобщение к архитектуре способствует формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широки...

    Модель плана работы со старшими дошкольниками «Духовно-нравственное воспитание средствами музейной педагогики»

    Внедрение музейной педагогики и стало благодатным условием, когда семья активно включилась в процесс духовно-нравственного воспитания совместно с  воспитателями, расширяя горизонты знания ребёнко...

    Опыт работы по музейной педагогике "Мини- музей камней" в средней группе.

    Опыт работы по музейной педагогике "Мини- музей камней" в средней группе....

    Опыт работы по музейной педагогике

    Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музейной педагогике«Мы входим в мир прекрасного»на основании программы«Здравствуй музей»...

    Перспективный план работы по ознакомлению с народной культурой коми средствами музейной педагогики на 2016-2017 учебный год

    Перспективный план работы по ознакомлению с народной культурой коми средствами музейной педагогики для воспитанников старшего дошкольного возраста...

    Перспективный план работы по ознакомлению с народной культурой коми средствами музейной педагогики на 2016-2017 учебный год. Средняя группа.

    Перспективный план работы по ознакомлению с народной культурой коми средствами музейной педагогикина 2016-2017 учебный год. Средняя группа....