Перспективный план работы по ознакомлению с народной культурой коми средствами музейной педагогики на 2016-2017 учебный год
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа)

Хотемова Ольга Николаевна

Перспективный план работы по ознакомлению с народной культурой коми средствами музейной педагогики для воспитанников старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по ознакомлению с народной культурой коми средствами музейной педагогики на 2016-2017 учебный год

Составитель: воспитатель высшей категории МБДОУ ВО № 21 г. Сыктывкара

Хотемова Ольга Николаевна

Месяц

Старшая группа

Подготовительная группа

Сентябрь

  1. В гостях у бабушки

Познакомить детей с внутренним строением и обустройством деревянного дома [3; стр. 7.]

  1. Обустройство коми дома

Закрепить представление детей о внутреннем обустройстве дома, названий на коми языке, назначений, местоположений основных предметов быта.

Вызвать желание активизировать имеющиеся представления [3; стр.11]

  1. Теремок

Познакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы, ее внешним и внутренним убранством.

Расширить словарный запас новыми словами: изба, сруб, рубить, конек.

Воспитывать уважение и восхищение мастерством [1; стр.83]

  1. Сказ о том, как Иван построил свой дом

Сформировать знания детей о традициях строительства северного дома, об этапах постройки [2; стр.13]

Октябрь

  1. Народные игрушки – глиняные свистульки, берестяные погремушки

Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству – глиняной игрушке.

Активизировать слова: глина, глиняный, тяжелый, бьется.

Развивать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества [1; стр.49]

  1. Игрушечные истории (сотрудник музея)

Знакомство с игрушками, бытовавшими в конце 19-нач. 20 века

(экскурсия в музей)

  1. Во что играли раньше дети

Знакомить с процессом изготовления куклы-самокрутки, их ролью в жизни человека.

Расширять словарный запас: закрутка, самоделка, соломенная.

Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно. [1; стр.115]

ноябрь

  1. Золотое веретено

Знакомить с женским народным ремеслом – прядением, орудиями туда – прялкой, веретеном.

Расширять словарный запас: прялка, веретено, пряха.

Развивать интерес к старине, бережное отношение к предметам старины. [1; стр.58]

  1. Украсим варежку

Знакомить с коми орнаментом (сотрудник музея)

  1. Прялка изрядна – хозяюшка обрядна.

Знакомить с традиционными видами женского рукоделия – прядением и плетением.

Активизировать в речи детей слова: прялка, креслице, прядение, плетение, вышивка, свивать, шитье.

Закрепить полученную информацию в играх.

Вызвать чувство радости от результата своего труда [1; стр.144]

  1. Узорный поясок (сотрудник музея)

Знакомство с традиционным видом рукоделия – плетение пояса

декабрь

  1. Сошью Дуне сарафан

Познакомить с коми народным костюмом (мужской, женский)

Формировать понятие «праздничная и будничная» (домашняя) одежда.

Расширять словарный запас словами: штаны, рубаха-косоворотка, сарафан.

Развивать творчество, интерес к прошлому [1; стр.60]

  1. Путешествие в прошлое одежды

Знакомить с изменением и преобразованием одежды человека.

Обогащать и активизировать речь детей.

Развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи, познавательный интерес к прошлому [1; стр.107]

2. Занятие – музей

Как рукодельница семью одевала

Знакомить с процессом изготовления холста, обработкой льна, прядением, ткачеством, шитьем одежды

январь

  1. Из прошлого ложки

Познакомить с кухонной утварью – ложкой, ее возникновением и использование.

Упражнять в ведении диалога.

Активизировать речь новыми словами.

Способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков [1; стр.94]

  1. Кто говорит тик-так (музейное занятие)

Знакомство с видами часов

  1. Путешествие в прошлое часов.

Познакомить с историей часов.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления.

Активизировать словарный запас.

Воспитывать уважение к труду человека – изобретателя, создателя, творца. [1;стр.88]

  1. Развлечение-досуг совместно с родителями «Раз в крещенский вечерок»

февраль

  1. Путешествие в прошлое ручки

Познакомить с историей ручки, с процессом ее преобразования человеком.

Учить понимать название и функции ручки, ее необходимость в жизни человека.

Развивать интерес и желание знать прошлое человека. [1, стр.71]

  1. Светит, да не греет

Формировать представление о прошлом лампочки (костер, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа) [1 стр.155]

  1. История бабушки лампы (музей – занятие)

Познакомить с разнообразием осветительных приборов, их устройством, историческими вехами развития

март

  1. Госпожа честная Масленица

Знакомить с традициями коми народа (обрядовым праздником Масленица).

Развивать речь, заучивая заклички, поговорки.

Воспитывать интерес и уважение к традициям коми народа [1; стр.112]

  1.  Потешный промысел наших предков

Формировать интерес к художественным произведениям мастеров, умение различать глиняную и деревянную игрушки.

Расширять словарный запас: дымковская, каргопольская, филимоновская.

Воспитывать уважительное отношение к творениям рук человеческих [1; стр. 136]

  1. Лепная красота (музей-экскурсия)

Познакомить с развитием старейшего промысла России, с миром глиняных игрушек: дымковской, каргопольской, филимоновской и научить их различать

апрель

  1. Сказка-сказка прибаутка

Продолжить формировать уважение к традициям коми народа.

Дать понятие коми народной сказки

Вспомнить и закрепить названия коми сказок и их персонажей.

Воплощать знания детей в практическую деятельность [2; стр.24]  

  1. Путешествие в мир коми легенд и преданий.

Знакомить с коми легендами о Кöрт Айка, Шыпич, Юрка с показом иллюстраций В.Ишатова №4

  1. Сказка на ладошке (экскурсия в музей)

Знакомство с известными героями сказок – Ема, Гундыр, старинные игры, кукольный театр

май

  1. Музей – занятие в детском саду «Они сражались за Родину»

Методическое погружение в прошлое дает возможность детям ощутить свою сопричастность к событиям Великой Отечественной Войны.

  1. Викторина «Угадай, сумей, расскажи»

Обобщение представлений и знаний детей о традициях, культур и быте народа коми.

Список литературы:

  1. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3 -7 лет  / авт.-сост. В.Н.Косарева.-Волгоград : Учитель, 2014. – 166с.
  2. Ознакомление дошкольников с народной культурой коми (зырян) средствами музейной педагогики: методическое пособие / Мин-во образования Респ.Коми, Коми респ. ин-т развития образования : [сост.: Т.И.Чудова, И.Н. Набиуллина, З.В. Остапова, В.А. Муравьева, Т.А. Пьянкова]. – 3-е изд. – Сыктывкар : КРИРО, 2015. – 96с.
  3. Родник. Методические рекомендации по ознакомлению  детей старшего дошкольного возраста с жизнью и бытом народа коми / Е.И. Пантелеева - Сыктывкар, 1998
  4. Коми легенды и традиции. Составитель Ю.Г.Рочев – Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1984. – 176с.
  5. Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей и традициями народа коми / И.А.Пасынкова
  6. Вильышпоз. Составитель З.В. Осипова – Сыктывкар, 2000