Л.П. Голубева Развитие речи неговорящих детей
методическая разработка по логопедии по теме

Ляхова Надежда Николаевна

 

 

Развитие произносительной стороны речи находится в тес­ной взаимосвязи с развитием понимания речи, С работой над развитием представлений, восприятий, чтением, письмом. Расширение кругозора, уточнение восприятий, представле­ний, чтение, письмо способствуют более быстрому овладению речевой функцией, а развитие произносительной стороны речи позволяет полнее познавать окружающий мир.

Речевой аппарат у неговорящего ребенка вял, пассивен — слишком долго он бездействовал. Поэтому в работу по разви­тию устной речи включаются артикуляционные упражне­ния, которые будут способствовать отработке в фонетическом отношении звуков (не следует только эти упражнения делать самоцелью). Примерными упражнениями могут служить те, которые применялись при обследовании, и помещенные в конце данного раздела. Отработка гласных а, у, о, ы, и будет также способствовать большей четкости речевых движений и явится началом письма, чтения, «говорения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.p._golubeva_razvitie_rechi_negovoryashchih_detey.odt42.3 КБ

Предварительный просмотр:

Л.П. Голубева

Развитие речи неговорящих детей

Развитие произносительной стороны речи и обучение чтению и письму

Развитие произносительной стороны речи находится в тес ной взаимосвязи с развитием понимания речи, С работой над развитием представлений, восприятий, чтением, письмом. Расширение кругозора, уточнение восприятий, представле ний, чтение, письмо способствуют более быстрому овладению речевой функцией, а развитие произносительной стороны речи позволяет полнее познавать окружающий мир.

Речевой аппарат у неговорящего ребенка вял, пассивен — слишком долго он бездействовал. Поэтому в работу по разви тию устной речи включаются артикуляционные упражне ния, которые будут способствовать отработке в фонетическом отношении звуков (не следует только эти упражнения делать самоцелью). Примерными упражнениями могут служить те, которые применялись при обследовании, и помещенные в конце данного раздела. Отработка гласных а, у, о, ы, и будет также способствовать большей четкости речевых движений и явится началом письма, чтения, «говорения».

Перед зеркалом устанавливаем артикуляцию отрабаты ваемого звука, а именно: на а — широко открывается рот; на у — вытягиваются вперед плотно сжатые губы; на о - губы округляются; на ы — губы растягиваются, челюсти несколь ко раздвинуты, язык отодвинут кзади; на и — язык упира ется в зубы нижней челюсти, в средней части выгибается. После того как понята установка того или иного гласного зву ка, для быстрейшего усвоения его пользуемся таким прие мом — попеременно логопед ребенку, а ребенок логопеду да ют задания: а) по артикуляций перед зеркалом произнести соответствующий звук; б) написать его печатным шрифтом, так как ручная умелость у ребенка недостаточна; в) прочитать написанную букву; г) по написанной букве дать артику ляцию звука; д) из разложенных букв подать требуемую; е) установить в прорези картона букву по заданию (задания даются сначала перед зеркалом, а затем только на слух);

ж) поставленную в прорези букву прочитать; з) читать в дан ной книге сочетания гласных; и) в разрезной азбуке разы скать эти гласные.

Одновременно с этой работой для развития различных сто рон речи показывается большое количество картинок с изо бражением предметов в разных действиях, состояниях. Для развития же произносительной стороны речи картинки отби раются с изображением таких предметов, к которым можно применить то или иное звукоподражание. Например, лого пед говорит: «Это паровоз. Он кричит: у... у... у... А вот ребе нок плачет: а... а... а... У мальчика болят зубы, и он кричит: о... о... о... Мальчик заблудился в лесу и зовет: ау... ад.., ау... Маленький ребенок лежит и кричит: уа-уа-уа. Девочка ловит мяч: ап-ап-ап. Собака лает: ам-ам-ам. Корова мычит: мы-му-му. Автомобиль гудит: би-би-би, а самолет — ррр... Мальчик бьет в барабан: бум-бум-бум. Мальчик стреляет из ружья: паф-паф-паф. Петух кричит: ку-ка-ре-ку. Девочка смеется: ха-ха-ха. Гусь гогочет: га-га-га».

Логопед рассказывает небольшое стихотворение «Гуси», в котором слова-звукоподражания га-га-га и да-да-да произ носит ребенок. За один раз для отработки берутся два-три звукоподражания и затем, по мере отработки, добавляются новые. Словесная память на начальном этапе речевого раз вития у ребенка очень плоха, и для совершенствования про изношения, для накопления словесного запаса требуется многократное произнесение, поэтому применяются раз личные приемы, способствующие этому. Звукоподражания записываются в тетрадь, составляются из разрезной азбуки, записываются на плакатики, на бумажные полоски (запи сывают взрослые печатным шрифтом). Организуются раз личные игры. Логопед, например, спрашивает, как кричит паровоз, как зовет мальчик, который заблудился в лесу, как девочка смеется и т. д. Каждое звукоподражание ребенок должен произнести многократно, чтобы тем самым совершен ствовать речевой аппарат. Логопед спрашивает, кто кричит: га-га-га, уа-уа-уа и т. п. Ребенок должен показать соответ ствующую картинку. Ребенок произносит какое-нибудь зву коподражание — логопед подает ребенку соответствующую картинку. Читаются записанные на плакатиках звукоподра жания, а затем подбирается к звукоподражанию картинка, к картинке — плакатик со звукоподражанием. Продергива ются в прорезь картона бумажные полоски, на которых друг под другом написаны звукоподражания; каждое появившее ся в прорези слово прочитывается и записывается в тетрадь. Диктуется звукоподражание и записывается в тетрадь. При бавляются последовательно слова вот, на, дай и записы ваются на плакатики. Логопед спрашивает, где собака, как собака лает, а ребенок подает картинку и произносит соот ветствующее слово.

В домашних условиях ребенка заставляют чаще произ носить эти слова. Подавая просимое, ребенок обязательно должен произносить: вот, на. Взрослые не должны давать ребенку просимое им, пока он не скажет: дай. Таким обра зом определится, уточнится и значение этих слов, так как иногда ребенок, умея произнести дай, на, употребляет их не правильно, т. е. когда нужно попросить, говорит на, а отда вая, — дай. Слова мама, папа, баба также записываются на плакатики и указанным уже способом прорабатываются. Слова тут, там прорабатываются отдельно, чтобы не спутались понятия. На этом этапе можно начать проработку уменьшительных имен существительных. Вначале это будет имя данного ребенка, имена родственников, приятелей, наи более легкие по своему звукосочетанию (Тата, Вова, Оля, Ната, Галя, Катя и т. п.).

Дальнейшее накопление слов идет по фонетическому принципу, т. е. слова подбираются на каждом этапе речево го развития такие, которые ребенок может произнести без особого затруднения, хотя, может быть, и не полностью, не выговаривая еще правильно тех или иных звуков. Слова должны иметь конкретное значение, широкое обиходное при менение, способствовать развитию речевого аппарата, посте пенному овладению всеми звуками в процессе говорения (сви стящими, шипящими, р). Кроме того, надо учесть, чтобы из этих слов на начальном этапе можно было составлять пред ложения без грамматических изменений слов. Берутся, например, слова: дам, дым, дома, авто, сани, мяч, суп, соль, иди и т. п. Количество плакатиков с написанными на них сло вами увеличивается, ребенок, перебирая их, читает — произносит слова. Составляется из плакатиков большое ко личество примерно таких предложений: Наша, иди; иди, тут авто; а вот дом; и тут дом, и там дом. Галл, иди, на суп; вот соль. Оля, сани там, дай сани! Папа и мама дома и т. п.

Ребенок зарисовывает в свою тетрадь значение предложе ний. Взрослые записывают их на бумажные полоски для про дергивания в прорезь картона.

Благодаря доступности произнесения, многообразию ус военных приемов у ребенка создается речевая активность, он начинает пытаться повторять многосложные слова и слова с несколькими согласными подряд. Преподносить слова ребен ку нужно полностью, не искажая, расчленяя на слоги. Ребе нок же произносит их по своим возможностям, например: трамвай — «тавай», рука — «юка», «люка», стол — «той», «толь», яблоко — «ябико» и т. п. Для повторения ребенку дается большое количество слов — названий предметов и явлений окружающей действительности и обиходных слов. Основная задача — подвести его к осознанию, что каждому предмету, явлению есть свое название. На плакатики же за писываются слова, наиболее правильно произносимые, тре бующиеся в обиходе, заинтересовавшие ребенка. Остальные слова логопед записывает у себя, и на каждом из последую щих занятий эти картинки предъявляются, слова произно сятся и таким образом совершенствуются в фонетическом от ношении. Логопед при этом учитывает появившийся тот или иной «трудный» звук (шипящий, л,р), то или иное сочетание и для закрепления подбирает соответствующие слова, упраж нения с ними.

Для упражнения артикуляционного аппарата применя ются те слова, которые способствуют совершенствованию звуков. Чтобы заинтересовать ребенка в более частом повто рении, проводится игра с отобранными картинками, как в обычное лото со словами (у кого, у меня, дай, на). Слова бе рутся из прорабатываемого раздела и из подготовляемого для проработки. При этом учитываются произносительные воз можности ребенка. Трудные в фонетическом отношении сло ва откладываются до укрепления его произносительных воз можностей. Так, например, при проработке частей тела та кие слова, как ухо, нос, даются раньше, а подбородок, бро ви — позднее. Самостоятельно появившиеся у ребенка слова также записываются на плакатики — для дальнейшей тре нировки. Нужно подчеркнуть, что значение каждого отра батываемого в фонетическом отношении слова дается ребен ку во всем его многообразии. После того как накопится слов 100—150, которые ребенок может прочитать, написать, про изнести, одновременно с дальнейшим увеличением словар ного запаса проводится работа по овладению чтением и пись мом с учетом основного принципа, что овладение грамотой должно способствовать развитию произносительных возмож ностей ребенка, общему его развитию. К этому времени у ре бенка имеется навык письма букв, произнесения их по от дельности и в слогах, и поэтому можно подойти вплотную к обучению чтению и письму. Начинаем со слогов. Слоги на, да, га, ха уже ему знакомы. Из слов папа, мама, баба, Вова, Тата выделяем слоги па, ма, ба, ва, та. Слоги пишутся на отдельных бумажках в двух-трех экземплярах. Начинается систематическая работа. Логопед выставляет один слог, ре бенок должен подставить другой, чтобы получить слово. Все слоги смешиваются, и ребенок выбирает те, которые нужны для составления вышеуказанных слов. Составляются новые слова (ва-та, ха-та, па-на-ма и др.). Написанные на плака тиках слова разрезаются на слоги, слоги смешиваются, и из них опять составляются слова; ребенок читает и значение их срисовывает в свою тетрадь. Составляются слоги из разрез ной азбуки. Составляется табличка слогов только с гласным а (па, та, ма, на). Прибавляются новые согласные к гласному а. В тетради заводится страничка, на которой один под другим (сверху вниз) пишутся слоги из всех согласных с глас ным а. По мере прохождения слогов с другими гласными (о, у, ы, и и т. д.) они будут подписываться с правой стороны на строчке соответствующего согласного и читаться слева на право и сверху вниз (а пока на ней, кроме слогов с а, ничего не пишется). Увеличивается количество слов из слогов с этой гласной (сама, мала, рада, капала, катала, палата, Ната ша). Они также записываются в тетрадь.

Для убыстрения усвоения слогов применяются различные приемы.

  1. Логопед пишет в тетради ребенка один под другим все слоги, произнося вслух. Затем называет тот или иной слог, а ребенок должен написать его на той строчке, где этот слог написан. Ребенок называет слог, а логопед пишет.

2. На узкой полосе картона слева один под другим пишут слоги на, ва, ма, па, да, ка, са. Справа к верхнему углу полосы прикрепляют на нитке слог ша. По заданию (логопед — ребен ку, ребенок — логопеду) присоединением слога ша к тому или иному слогу образуются слова (ка-ша, на-ша и т. п.).

3. Слог ша пишут, справа, а на полосках бумаги — выше указанные слоги. Бумагу протягивают в прорезь, и каждый появившийся слог образует со слогом ша слово, которое прочитывает ребенок.

4. Вырезаются два картонных диска. На одном из них по краям пишутся с промежутками те же слоги. В другом (чис том диске такого же размера) вырезают в каком-нибудь мес те края частичку, равную слогу, и на правом углу пишут слог ша. Диски складывают вместе, в середине скрепляют узелка ми нитки, чтобы они легко могли вращаться. При повороте диска с вырезкой слог ша останавливается рядом с тем или иным слогом (остальные слоги закрывают диском), и обра зуются те же слова (ка-ша и т. п.).

5.  Подписать вышеуказанные слоги один под другим. В отдалении, на середине, против этих слогов написать слог ша, линиями соединяя слоги, образуем слова — ка-ша и т. п.

6. Дают задание ребенку самостоятельно составить из всех имеющихся слогов с гласным а возможные слова и записать их в тетради.

7. Читают прямые слоги в данной книге. На этом этапе под водим ребенка к определению количества слогов в слове. Вы писывая слова под диктовку, некоторое время следует черточ кой отделять один слог от другого. Составляют предложения из плакатиков со словами с гласными а, с привлечением уже проработанных слов, например: Наташа Дама катала сани; наша Тамара мала; папа, мама и баба дома; Маша рада; Да ша дала мяч; На, Наташа, мяч и т. п. После усвоения слогов с гласным а переходим к слогам с гласным о. В тетради, на одной из страниц которой один под другим написаны слоги са, запи сываются рядом, с правой стороны, на соответствующей строчке слоги с о. При подборе слог слоги с гласной а также могут входить в составляемые слова. Возможности для при думывания предложений теперь уже большие. Перебирая плакатики, ребенок может самостоятельно составлять предло жения и записывать их в тетрадь. Читают слоги сов данной книге. Потом берут слоги с гласными у, ы, и. Работа протекает по тому же принципу, применяются те же упражнения, прие мы. Наряду с чтением слов на плакатиках слова отыскивают в букварях, детских книгах. Систематически читают букварь для школ глухонемых С.А. Зыкова. Новые слова выписывают на плакатики.

Вышеописанная работа позволяет ребенку знать буквы, не называя их. Поэтому усвоение букв в изолированном виде не потребует много времени. Проделываются такие упраж нения:

а) дается картинка, изображающая, например, дом с под писью крупными печатными буквами. Ниже слово пишется с пропуском о (д-м), еще ниже с пропуском д (-ом) и еще ниже с пропуском м (до-). Ребенок в каждом слове должен выста вить недостающую букву;

б) даются буквы, например о, х, у; а, г, о, н; у, р, а, к и т. д., т. е. каждый раз те буквы и столько их, сколько требуется в слове (ухо, нога, рука и т. п.). Ребенок составляет из этих букв слова и записывает в тетрадь;

в) на правом конце прорези пишется ом, а на полоске одна под другой буквы с, к, б, л, т. Протягивая полоску, мы обра зуем слова сом, ком, лом, бом, толе;

г) назвать предметы из того или иного общего понятия, начинающиеся с установленной буквы, например мебель с буквы с (стол, стул, сундук), овощи с буквы к (капуста, кабачки, картофель);

д) по предложенной картинке с отдельными предметами написать названия предметов. Слова по буквенно-звуковому составу должны быть легкими. При этом все время проводит ся анализ слов.

Списываются в тетрадь таблички из данной книги со сло гами прямыми, обратными, закрытыми, с несколькими со гласными подряд, на дифференциацию звонких и глухих ши пящих и свистящих, мягких и твердых. Так как мы имеем дело с атипичным развитием ребенка, необходимо обратить внимание на слоговую работу, иначе эта необходимость мо жет впоследствии неблагоприятно отразиться на правильно сти письма и чтения. Приемом, как описано со слогом ша, прорабатываются слова, у которых первый слог закрытый, а последний слог ка (мыш-ка, кош-ка, пол-ка, пал-ка, сум-ка и т. п.). Эта проработка важна для правильности чтения. Про должается проработка собственных имен. Так как с самых первых слов выясняется значение каждого слова, то на дан ном этапе можно углубить эту работу, давая слова, отли чающиеся одной звуко-буквой, слова с соответствующими парными звуко-буквами, изменение значения слов в зависи мости от ударения. Текст вначале читает логопед, а когда ре бенок овладеет чтением и устной речью в достаточной степе ни, с заданиями, указанными в данной книге, он сможет справиться самостоятельно. Материалом для чтения, а сле довательно, и для произношения будут служить слова-под писи к картинкам, слова-предложения, статейки различных букварей, предложения к лото действий, временных, про странственных представлений, загадки, помещенные в дан ной книге. От чтения слов, фраз на плакатиках, предложений в данной книге, статеек из букварей переходим к чтению ста тей из книги для чтения «Родная речь» и-, наконец, к чтению детских книг. При чтении необходимо обращать внимание на технику чтения. Нужно следить, чтобы ребенок читал чет ко, правильно произносил звуки, умел делить слова на сло ги. Надо внушить ребенку, что дело не в одной быстроте чте ния, а в том, что читать нужно правильно: не пропускать букв, слогов, не заменять одни буквы другими, не комкать звуки в слогах с сочетанием нескольких согласных. Дости гается это систематической работой над словом, анализом слов. С самого начала речевой работы выявляется осмысле ние каждого прочитанного слова. Каждая прочитанная фра за разбирается с помощью вопросов: к т о, ч т о делает? куда пошел? с кем пошел? и т. п. Ответ ребенок сначала ищет в прочитанном предложении, в книге, а затем составляет его самостоятельно. Ребенок читает сначала толь ко вслух, а затем его необходимо приучить читать и про себя. Вопросу подбора книг для чтения надо уделять особое вни мание. Нужно, чтобы в книге были яркие, точные и четкие рисунки, чтобы действия и состояния изображенных пред метов были просты, доступны пониманию, содержание кон кретно, эмоционально насыщенно, изложено литературным языком, напечатано хорошим шрифтом. Надо научить ребен ка любить книгу, бережно обращаться с ней, научить нахо дить ответы в. книге, познавать через книгу мир.

В заданиях при письме уже не ограничиваемся составле нием или переписыванием отдельных фраз, а даем списыва ние стихов, маленьких рассказов. Выполняются некоторые письменные задания по школьным учебникам, даются дик товки. Возможны такие виды письменных работ: 1) пись менные ответы по содержанию, 2) описание предложенной картинки, 3) переложение прочитанной небольшой статей ки, 4) сочинение на заданную логопедом тему.

Каждой письменной работе предшествует подробный уст ный разбор и составление фраз.

Развитие связной устной речи протекает, таким образом, от звукоподражания к слову и предложению в зависимости от произносительных возможностей. Упражнения речевого аппарата, многократное повторение слов устно, в чтении, письме постепенно приводят к фонетически правильному произнесению слов. В большинстве случаев специальной по становкой звуков нам не приходилось заниматься, так как звуки совершенствовались в процессе говорения. Нужно только не допускать, чтобы закреплялась неправильная (у некоторых детей) тенденция высовывать язык при произ ношении свистящих и т, д, а также боковое произношение шипящих и р. При обнаружении этого следует соответствую щие упражнения речевого аппарата проделать более тщатель но. В случаях же, когда тот или иной звук не дифференци руется в процессе говорения, постановка его протекает обычным порядком. Иногда задерживается звук р. Но он хорошо отрабатывается в сочетаниях со звуками т, д. Нужно больше давать упражнений с этими сочетаниями. В процес се развития устной речи у алаликов обнаруживается стой кий аграмматизм. Имея уже словесный запас, ребенок без соответствующей проработки может, например, сказать: на книга, посадил дед репка, я стоит, и т. п. Поэтому с самого начала речевой работы мы стремимся развить умение стро ить предложения грамматически правильно. Первые пред ложения составляются из слов, не требующих согласования (Мама, вот папа. Мама тут, а папа там. и т. п.). Когда да вались слова дай, на, то названия предметов подбирались та кие, у которых окончание в винительном падеже не изменя ется (мама, дай стул, на стул, мяч, лук, перо и т. п.). При игре в лото ставится вопрос У кого? У меня кукла. Через некоторое время эта же игра проводится уже с названием предмета. У кого шапка? — У меня шапка. Дай шапку. На шапку, т. е. к слову дай, на присоединяется название любого предмета, исходя, из словесного запаса ребенка, в согласован ной форме. Обращается внимание на то, что при употреб лении выражений на, дай не говорят шапка, ложка, книга и т. п., а шапку, ложку, книгу и т. п. Затем составляются пред ложения и записываются в тетрадь. Логопед дает ряд слов и предлагает составить предложения со словами дай, на, при соединив какое-нибудь имя собственное, сначала устно, а по том записать предложения в тетрадь. Предъявляется требо вание, чтобы это согласование вводилось в речь и в домашних условиях. Составляются предложения с вопросами у кого? что? У мальчика шапка. У девочки кукла. У кошки котя та. У Вовы самолет и т. п. К картинкам, которые брались в начале речевого развития для произнесения звукоподража ния, составляются ребенком предложения, грамматически правильно оформленные., С родовыми окончаниями знако мим при проработке имен собственных, временных представ лений (прошедшее время). Проработка действий и состояний предмета связывается с изменением формы глагола; прора ботка пространственных, временных, количественных пред ставлений требует изменения окончания в словах. Грамма тических терминов мы не даем, так как задача логопеда за ключается в том, чтобы научить ребенка правильно говорить и тем самым подготовить его к школьным занятиям. Наша практика показывает, что если хорошо отработаны основные грамматические формы (спряжение, склонение, родовые окончания и т. п.), то этого достаточно для усвоения правиль ной устной и письменной речи. Остальные формы усваивают ся в процессе речевой практики. Так как каждое слово, каж дая фраза после произнесения записываются, то у ребенка создается как бы свой индивидуальный букварь, который по зволяет многократно повторять один и тот же материал и тем самым совершенствовать произношение. Овладение грамо той в процессе развития произносительной стороны речи спо собствует этому развитию.

Работа с картинкой дает богатый речевой материал. Начав с называния предмета на данной картинке, выявления значе ния слова, определения качества, состояния или действия предмета, составления предложения с этим словом, подво дим ребенка к работе по группе картинок. Сначала рассмат ривается каждая картинка данной серии отдельно, указыва ются все предметы на картинке, их действия, взаимосвязь между ними. Логопед задает вопросы по данной картинке, помогает ребенку в составлении ответов на них сначала уст но, а затем эти ответы записываются в тетрадь. После такого разбора устанавливается последовательность действий в кар тинках, составляется устно целый рассказ, который затем записывается. Когда таким образом будут проработаны все серии, картинки смешиваются, и ребенок должен разложить их по сериям, ответить на вопрос логопеда по картинке лю бой из серий. Логопед показывает одну картинку, ребенок должен найти остальные из данной серии. Логопед ведет рас сказ, включая события из различных серий, ребенок уста навливает порядок этих серий. Одновременно совершенству ется и свободная, разговорная речь. Если он вначале отвечал односложно, а вопросов задать не мог, то в дальнейшем во просы и ответы произносятся развернуто. Поощряют за давание вопросов. С вниманием выслушивают высказыва ния, сообщения. В результате увеличения словесного запаса ,у ребенка должна' возникнуть первая стадия вопросов (что это?), которая затем переходит во вторую стадию — стадию установления взаимосвязей между предметами и явлениями (почему?). Эти вопросы ребенка означают, что процессы ус воения устной речи у него развиваются, и овладение речью в дальнейшем идет более быстрыми темпами, так как ребенок полноценно включается в речевую жизнь окружения. Рече вое общение с детьми и взрослыми, чтение книжек приводят к тому, что он легко включается в школьную среду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы логопеда по развитию речи неговорящих детей

Практические рекмендации для родителй по развитию речи неговорящих детей....

Развитие речи неговорящих детей. В помощь родителям.

Ребенку нужно научиться: Подражать звукам окружающей среды и повторять простые звуковые комплексы.  Обучение ребенка произнесению простых звуковых комплексов и звукоподражаний животных – хор...

Сертификат Активизация речи "неговорящих" детей с помощью интерактивных и настольных игр

Сертификат Активизация речи "неговорящих" детей с помощью интерактивных и настольных игр...

Методические рекомендации к проведению логопедического обследования речи неговорящих детей 3-4 лет

Дети 3-4 лет с грубым недоразвитием речи имеют крайне ограниченный активный словарный запас, основными средствами общения у них становятся жестовые знаки, мимика, интонация и лепетные формы слов....

Конспект занятия по стимуляции речи неговорящих детей.

Почему ребёнок не говорит? Это вопрос занимает многих родителей, педагогов.Для того, чтобы речь появилась, необходимо  стимулировать речевые реакции  ребёнка.Развивать умение вслушиваться в ...

Игры для запуска речи неговорящих детей

В материале представлены игры, способствующие вызыванию и развитию речи...

Родителям о развитии речи неговорящих детей

рекомендации для родителей по развитию импрессивной речи...