Беседа с родителями
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

На тему: «О совместной работе воспитателей, логопедов, родителей по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda_s_roditelyami_na_temu.doc396 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа с родителями на тему:

«О совместной работе воспитателей, логопедов, родителей по

 предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду».

Логопед:  Деликанова И.А.

Учение о нарушениях чтения и письма существует уже более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными.

Причины дислексии и дисграфии могут быть органические и функциональные, биологические и социальные. Расстройства чте ния и письма могут быть обусловлены органическим повреждени ем корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздыванием созревания этих систем мозга, нарушени ем их функционирования. Нарушения чтения и письма могут быть связаны с длительными соматическими заболеваниями детей в ранний период их развития, а также с неблагоприятными внешни ми факторами (неправильная речь окружающих, двуязычие, недо статочное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка).

Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Поэтому работа долж на вестись по нескольким направлениям:

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по пред ложенному плану, по заданному началу или концу и т. п.

6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "кулак — ребро — ладонь"), пробы Хеда, рядоговорение (времена года, дни недели).

7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.

8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии про водят профилактическую работу по предупреждению дислексии (не обходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т. д.).

9. Расширение "поля зрения" ребенка.

10. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.

11. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложение, слово, слог, буква, звук), составление схем и т. д.

Невозможно сформировать грамотную устную и письменную речь ребенка, если систематически не читать ему художественную литера туру, которая позволяет решать многие задачи: воспитывает интерес и любовь к родному языку, обогащает словарный запас детей, учит стилистически правильным оборотам, пробуждает у детей интерес к овладению чтением и т. д.

С этой целью нужно для занятий отбирать интересные и высоко художественные произведения, предлагать заучивать наиболее по нравившиеся стихотворения, поощрять любое проявление творчества (сочинение собственных стихов, сказок, рассказов).

Работа по предупреждению ошибок чтения и письма будет успеш ной, если логопеды, воспитатели и родители объединят свои усилия. Различные виды заданий можно включать в подвижные игры не только в помещении, но и на улице. Например, использование считалок, либо деление слов на слоги хлопками в ладоши, это можно также делать мячом.

Чтобы овладеть премудростями родного языка, дети должны слы шать правильную речь взрослых, которая является образцом для подражания. Поэтому взрослым необходимо знать орфоэпические нормы литературного современного языка, чтобы не давать детям ошибочных эталонов. Грамотная, связная устная речь — залог успеш ного обучения ребенка в школе.

Проверка сформированности у ребёнка необходимых для овладе ния грамотой (то есть фонетическим принципом письма) предпосылок должна быть проведена ещё в дошкольном возрасте, не позднее чем в 6 лет.

Предлагаем вашему вниманию несколько тестов:

Литература:

  1. Л.Г. Парамонова: «Правописание шаг за шагом» С – Петербург 1998г.
  2. Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова: «Дифференциальная диагнос-тика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников» С – Петербург 1997г.
  3. Л.Г. Милостивенко: «Методические рекомендации по предупрежде-нию ошибок чтения и письма у детей» С – Петербург 1995г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа для родителей«Движение родителей за руку с ребенком»

Как использовать движение родителей за руку с ребенком в детский сад для обучения его безопасности?...

Консультация для родителей на тему: "Беседа для родителей будущих первоклассников"

Консультация для родителей на тему: "Беседа для родителей будущих первоклассников"...

Беседа с родителями по теме «Общение родителей с детьми»

Консультация для  родителей по теме «Общение родителей с детьми». Советы, помогающие снять остроту конфликтных ситуаций....

Беседа для родителей разновозрастной группы № 1 МБДОУ Д/С № 14 «Чайка» Тема: «Проблемы родителей во время адаптации». Провела воспитатель Козырева В. Н.

Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать малыша в детский сад. Что ждет кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто б...

Беседа с родителями "Родитель и ребёнок"

Семья является персональной средой жизни ребенка и во многом определяет его развитие. Дети способны интуитивно чувствовать и понимать взрослых. Родители должны стремиться к преодолению повседневных тр...

План беседы с родителями «Санитарно-просветительская работа с родителями о необходимости проведение закаливание детей»

Санитарное просвещение представляет собой систему государственных, медицинских и общественных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья, предупреждение болезней, сохранение активного д...

Беседа с родителями "Родителям о речи".

В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше малышей, речь которых развивается без серьезных отклонений...