Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми
методическая разработка по логопедии по теме

Белова Екатерина Валерьевна

Для слушателей курсов повышения квалификации.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Московской области Педагогическая академия последипломного

образования

(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)

Кафедра дефектологии

Особенности индивидуальной логопедической

работы с детьми

                              Самостоятельная работа №2

    Слушателя курса «Диагностика и коррекция

                                 речевых нарушений у детей»

                                                          Беловой Екатерины Валерьевны,

                                                          ГКУ СО МО «Протвинский РЦ»

                                                          Руководитель курсов: Бушуева Е.М.

Сергиев Посад

2012

План

Введение

  1. Характеристика детей с ФФН
  2. Организация коррекционной логопедической работы
  3. Индивидуальные занятия
  4. Конспект индивидуального занятия логопеда

Список используемой литературы

Введение

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

  1. Характеристика детей с ФФН

Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Несформированность звуков выражается в следующем: замена звуков более простыми по артикуляции; несформированность процесса дифференции звуков; некоторые звуки ребенок изолированно способен произнестиправильно, но в речи не употребляет или заменяет; наблюдается нестойкое употребление звуков в речи.

Характер отклонений произношения и употребления в речи звуков детьми указывает на недостаточную дифференцированность фонематического восприятия. Эта особенность проявляется при выполнении детьми специальных заданий по развитию звуков. У детей возникают затруднения, когда им предлагают внимательно слушать и поднять руку в момент произнесения определенного звука или слога. Неменьшие трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками (например: па-ба, ба-па);  при самостоятельном подборе слов, начинающихся на какой-либо опрделенный звук; при выделении звука, с которого начинается слово, и т.п. У большинства детей значительные затруднения наблюдаются при необходимости подобрать с помощью картинок слова, начинающиеся на какой-либо определенный звук.

На недостаточность фонематического восприятия указывают и затруднения детей при анализе звукового состава речи.

Нередко наблюдаются смазанность речи, сжатая артикуляция, а также некоторая ограниченность словаря и задержка в формировании грамматического строя речи.

  1. Организация коррекционной логопедической работы

Обучение на занятиях – основная форма коррекционно - востановительной работы с детьми, имеющая важное значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе.

На групповых занятиях логопед формирует умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, оценивать достижения партнера, ориентироваться на лучшие образцы речи и др. Специфика речевого нарушения у детей с ФФН состоит в многообразии проявлений дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных формах речи, в различном уровне фонематического восприятия, которые тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В процессе обучения проводятся три этапа занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

  1. Индивидуальные занятия

Основная цель – подбор комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, ринолалии, дизартрии; при этом логопед обязан установить эмоциональный контакт с ребенком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребенка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей.

Перед логопедом стоят две задачи – воспитание артикуляционных навыков и развитие слухового восприятия. Как только логопед сумеет добиться правильного произношения звука, включается третья задача – выделение звука из состава слова.

Планируя работу по постановке звуков, логопед учитывает следующее:

- общую последовательность логопедической работы;

- общепринятую последовательность постановки звуков.

      Если у ребенка нарушено произношение нескольких групп звуков, например свистящих и шипящих, Р и Л, и в то же время нарушено озвончение, то рекомендуется начинать работу одновременно над всеми указанными группами, но при этом соблюдая последовательность каждой группы.

      Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка – строение и подвижность артикуляционного аппарата, степень развития слухового восприятия, количество неправильно произносимых звуков, уровень звукового анализа, степень сформированности грамматического строя речи, работоспособность. В зависимости от всех этих данных планируются индивидуальные занятия с каждым из детей. Содержание работы будет различным. С одними детьми придется проводить больше артикуляционных упражнений и больше времени планировать на постановку звуков, с другими – больше внимания уделять развитию слухового внимания, звукового анализа, воспитанию грамматически правильной связной речи.

  1. Конспект индивидуального занятия логопеда

Тема: Автоматизация звука [Л]

Цель: Формирование звукопроизношения [Л]- [Р].

Задачи:

 1. Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, фразе, связном тексте.

 2. Закрепить изолированное произношение звука [Р], ввести звук в слоги.

 3. Научить дифференцировать звуки [Л] – [Р].

 4. Развивать фонематическое внимание, память.

 5. Упражнять в падежном и предложном согласовании.

 6. Развивать психологическую базу речи.

 7. Развивать мелкую моторику, подготовка руки к письму.

Оборудование: зеркало, набор игрушек – животных, в названии которых слышатся звуки [Л]- [Р], «Волшебный мешочек», карточки для игры «Третий лишний», картинки для артикуляционной и пальчиковой гимнастики, набор слогов, компьютерная игра «Колобок».

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Название

Предполагаемые слова и действия логопеда

Предполагаемые слова и действия детей

Примечание

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

Орг. момент. Беседа.

Объявление цели логопедического занятия.

Артикуляционная гимнастика.

Развитие фонематического внимания и памяти.

Дифференциация звуков [Л] – [Р].

Закрепление звука [Л] в словах.

Развитие мелкой моторики.

Развитие логического мышления.

Распространение предложения по картинке.

Развитие мелкой моторики.

Упражнение в падежном и предложном согласовании.

Физкультурная пауза. Психогимнастика.

Работа на компьютере.

Автоматизация звука [Л] в связной речи. Игра «Колобок».

Итог логопедического занятия.

- Как ты думаешь, какая сегодня погода?

 - Какое сейчас время года?

 - Какой сегодня день недели?

- Сегодня на занятии мы будем учиться произносить звуки [Л], [Р] и научимся их различать.

-Для того чтобы хорошо говорить выполним упражнения для язычка:

• «Индюк».

 • «Маляр».

 • «Чистим зубки».

 • «Лошадка».

 • «Грибочек».

 • «Гармошка».

 • «Заведи мотор».

 • «Самолет».

- Слушай меня внимательно, запоминай и повтори за мной.

 Ра – ла – ла, лу – ла – ла, лу – ла – ло – лы,

 Слы – сла – слу – слэ, скла – спла – скла, скло – склу – скле,

 Лапа – рама – луна, рак – лак – мак, лама – лапа – луна – лак

Ла-ла – ла – зима наступила.

 Ло-ло-ло – стало все бело.

 Ли-ли-ли – мы гулять пошли.

Выставляются игрушки – животные.

- Кто это?

- Этих животных раздели на две группы. Справа будут животные, в названии которых слышится звук [Р], а слева – звук [Л].

- Назови всех животных в названии которых слышится звук [Л].

- В этом «Волшебном мешочке» животные. Узнай их на ощупь. Назови и определи место звука в слове.

- Где слышится звук [Л] в словах лошадь, лось?

 - где слышится звук [Л] в слове осел?

- Поиграем в игру «Третий лишний». Посмотри на картинки, найди лишнее слово. Объясни, почему?

- Составь предложение по картинке.

- Какая кошка сидит на стуле?

- Большая черная кошка сидит на каком стуле?

-Эта картинка поможет нам поиграть с пальчиками. Выполним упражнение «Кошка».

Кулачок – ладошка,

 Я иду как кошка.

 «Стул». Спинка и сиденье –

 стул на удивленье.

 Я на стуле посижу

 И в окно я погляжу.

-Ты знаешь потешку про кота? Расскажи ее.

 

- Поиграем в игру «Доскажи словечко». Тебе нужно будет договаривать слово «Хлеб».

- Я знаю пословицу о…

 Мама купила пшеничный …

 Дети едят суп с …

 Ваня пошел в магазин за …

 Я не люблю есть суп без …

 У меня нет …

- Изобрази, как крадется хитрая лиса. Как идет злой голодный волк.

Чтение слогов и слов: лак, лом, лук, пол, пила, полка…

- Проведи колобка по дорожке. Расскажи, что с ним случилось.

- Наше занятие закончилось. До свидания.

- Солнечная. На улице мороз.

- Зима.

- Среда.

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику.

Ребенок повторяет за логопедом.

- Животные.

Выполняет молча.

- Лев, белка, осел …..

Ребенок выполняет задание.

- В начале слова.

- В конце…

Ребенок выполняет задание.

- Кошка сидит на стуле.

- Большая, черная кошка сидит на стуле.

- Большая черная кошка сидит на высоком, коричневом, жестком стуле.

Выполняет молча.

Кот молоко лакал, а Витя хлеб в молоко макал.

- Хлебе.

- Хлеб.

- Хлебом.

- Хлебом.

- Хлеба.

- Хлеба.

Выполняет молча.

Ребенок выполняет задание на компьютере.

- До новой встречи.

Список используемой литературы

  1. Логопедия: Учеб. Для студ. Дефектол. Фак. Пед. Высш. Учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шахавской. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: «Гном-Пресс», 1999.

  1. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми.

Самостоятельная работа на тему "особенности индивидуальной логопедической работы с детьми" слушателя курса "Диагностика и коррекция речевых нарушений" Болотовой Н.В., учителя-логопеда 1 категории МДОУ...

Статья на тему: «Особенности индивидуальной работы по развитию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО»

Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании по...

Методика проведения индивидуальной работы с детьми в ДОУ. Циклограмма индивидуальной работы на группах.

Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение ...

Статья на тему: «Особенности индивидуальной работы по развитию логического мышления с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО»

Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление». В кратком словаре системы понятий, логическое мышление определяется как «вид мышления, сущность которого заключается в оперировании по...

Индивидуальный план по самообразованию педагога-психолога на 2021-2022 уч.год. Тема: "Особенности работы с одаренными детьми: выявление, поддержка и создание условий для развития".

Актуальной задачей в ДОУ является создание системы вывления,  психолого-педагогического сопровождения, поддержки и развития творчески одаренных детей для реализации их возможностей, сохранения пс...

О некоторых особенностях индивидуальных занятий по развитию речи с детьми 6-7 лет

Занятия по развитию речи – неотъемлемая часть занятий с дошкольниками, в частности, с детьми возраста 6-7 лет. Эти занятия проводятся как воспитателями в групповой форме, так и логопедами в подг...