Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Самостоятельная работа на тему "особенности индивидуальной логопедической работы с детьми" слушателя курса "Диагностика и коррекция речевых нарушений" Болотовой Н.В., учителя-логопеда 1 категории МДОУ "Детский сад компенсирующего вида №17". Руководитель курса: Бушуева Елена Михайловна, старший преподаватель кафедры дефектологии государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx31.59 КБ

Предварительный просмотр:

1. Особенности индивидуальной работы с детьми.

На индивидуальных логопедических занятиях необходимо учитывать:

1) Первичное нарушении в развитии ребёнка (в данном случае задержку психического развития).

2) Речевые нарушения у ребёнка.

3) Индивидуальные особенности ребёнка, его интересы, его характер.

4) Возраст ребёнка.

2.Общие характеристики дошкольников с задержкой психического развития.

1. Дети с ЗПР испытывают затруднения в вербализации своих эмоций, состояний, настроения. Как правило, они не могут дать четкий и понятный сигнал о наступлении усталости, о нежелании выполнять задание, о дискомфорте и др. Это может происходить по нескольким причинам:

а) недостаточный опыт распознавания собственных эмоциональных переживаний не позволяет ребенку «узнать» состояние;

б) имеющийся у большинства детей с ЗПР негативный опыт взаимодействия со взрослым препятствует прямому и открытому переживанию своего настроения;

в) в тех случаях, когда собственное негативное переживание осознается и ребенок готов о нем сказать, часто ему не хватает для этого словарного запаса и элементарного умения формулировать свои мысли;

г) наконец, многие дети с ЗПР, особенно обусловленной педагогической запущенностью, развиваются вне культуры человеческих отношений и не имеют каких бы то ни было образцов эффективного информирования другого человека о своих переживаниях. Нормально развивающимся детям также свойственно недостаточное умение вербализовать свои переживания. Но у детей с ЗПР эта недостаточность выражена в еще большей степени.

2. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей.

3. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности и войти в ситуацию диагностики.

4. Задержка речевого развития часто является причиной того, что интуитивное понимание не всегда сопровождается адекватной вербализацией ребенком понимаемого, а в ряде случаев вербальное и невербальное поведение одного и того же ребенка существует как бы независимо друг от друга. Например, Кристина С., показывая на двух «злых» персонажей, заявила: «Я его боюсь». На прямой вопрос экспериментатора: «Ты боишься его потому, что он злой?» — девочка ответила: «Нет, он не злой».

5. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

6. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности. Дети с ЗПР менее способны к мобилизации сил, чем нормально развивающиеся. Кроме того, такая мобилизация может привести к еще большему истощению. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР легкой формы склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения, целенаправленности, целесообразности действий, применения волевых усилий.

7. В отличие от нормально развивающихся дошкольников, которые любят заниматься и часто сами просят «дать им задание», дети с ЗПР интереса к учебным занятиям почти не проявляют. Некоторые прямо заявляют: «Я не люблю заниматься!» Поэтому для ребенка с ЗПР нецелесообразно представлять занятие или испытание как игру. Очень успешным оказывается опыт предъявления занятия в качестве попытки лучше узнать ребенка. Фразы вроде «Мне очень нравится с тобой разговаривать», «Мне сказали, что только ты можешь мне помочь», «Я собираюсь написать про тебя книгу» воспринимаются детьми с ЗПР некритично и, как правило, приводят к тому, что ребенок начинает сам стремиться к установлению контакта спедагогом. Возможным объяснением этой особенности детей с ЗПР является тот факт, что большинство из них живут в условиях дефицита родительского тепла и любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.

Особенности звукопроизношения у детей с задержкой психического развития

Фонетические дефекты разнообразны по своим проявлениям  и механизмам образования (например, нарушения в речевой моторике, аномалии в строении речевого аппарата, несформированность речеслуховых дифференцировок, дефекты в строении зубного ряда, укороченная подъязычная связка, толстый язык и т.д.

- Одним из основных видов нарушения является смешение сложных по артикуляции звуков (например, свистящие и шипящие), при этом наблюдаются стойкие замены.

- Соноры (л – в).

- Автоматизация звуков происходит значительно медленнее, чем постановка, что происходит за счёт аналитической деятельности.

- Есть затруднения в удержании порядка и количества слогового ряда.

- Отмечается недостаточность речевой моторики, что проявляется в особенностях движения артикуляционного аппарата, таких как: напряжение мышц языка, вялость кончика языка, трудности переключения с одного положения на другое, плавность переключения.

- Смазывают слова сложной слоговой структуры. Отсюда, речь вялая, нечёткая, интонационно невыразительная.  (Тут необходимо отметить, что эти негрубые дефекты являются результатом недостаточной моторной функции артикуляционного аппарата и малой подвижности речевых органов.)

Анализ и синтез звуковой и звукобуквенный –

это их диагностический признак. Исправляется с большим трудом и за больший период. Обычно к шести годам примерно половина таких детей могут выделить гласный в начале слова; в середине и конце слова выделить гласный могут очень немногие.

Немного меньше половины из таких детей способны выделить согласный в начале слова; выделение согласного в конце слова, при стечении согласных является для таких детей наиболее трудным.

Последовательно выделить звуки в слове такие дети тоже не могут.

Лексический запас детей с задержкой психического развития.

        Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей с задержкой психического развития с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью.

Основные затруднения:

1) Страдает предметная отнесённость слов (например, все цветы называют названием одного цветка).

2) Не называют предмет, его свойства и особенности, а описывают ситуацию и действия с этим предметом (например, дворник – подметает всё).

3) Не называют части предмета, а используют жесты.

4) Большие затруднения наблюдаются при использовании элементарных обобщающих понятий (например, земляника – эта такая малинка).

5) Глагольная лексика:

        - редко используют глаголы, обозначающие эмоциональное состояние (испугался, удивился),

        - действие в предложении не выделяют отдельно, а соединяют с другим словом (пришла – пришла зима).

6) Ограниченно и недифференцированно используют слова, обозначающие признаки и свойства предметов:

- чаще других используют прилагательные, обозначающие основные цвета,

- любые величины обозначают двумя словами: большой и маленький,

- редко выделяют слова-признаки, обозначающие материал, а если и выделяют, то дают существительное с предлогом (например, игрушка из резины),

- невелика группа оценочных прилагательных, типа: добрый, смелый; у них это «хороший» или «плохой»,

- при подборе антонимов добавляют частицу НЕ.

        Отсутствие в словарном запасе ребёнка слов эмоциональной окраски приводит к обеднению их собственных высказываний и затрудняет восприятие художественной литературы.

7) Способность к словообразованию у детей с ЗПР сохранна, в отличие от детей с общим недоразвитием речи. Но т.к. они не умеют выделять и называть признаки предмета, то они признак предмета образуют от самого предмета (например, дерево. Деревянное).

8) Также затруднение представляет включение в предложение имён прилагательных. Прилагательные превращают в существительные (например, составить предложение со словом «круглый». – Кружок).

Грамматический строй речи у детей с задержкой психического развития.

Бытовая речь производит впечатление благополучной. Категория числа и падежа, в основном, используется ими адекватно.

Основные затруднения:

  1. Затрудняются  в отнесении к среднему роду имён существительных, обозначающих собирательные и абстрактные понятия.
  2. Некоторые трудности вызывает употребление родительного падежа множественного числа и тварительного падежа единственного числа. (например, нет ушей – нет уш; спрятался за столом– спрятался за стола).
  3. Проблемы в правильном использовании предлогов в связи с нарушением пространственных представлений (например, киска пьёт молоко из пола).
  4. Распространённые предложения из 5-6 слов вызывают устойчивые трудности при их составлении и повторении.
  5. С трудом понимают конструкции, выражающие пространственные отношения, типа: круг над квадратом, квадрат в круге.

Особенности чтения у детей с ЗПР.

- Особые трудности вызывают слова со стечением согласных.

- Сложности восприятия в тексте большого количества действующих лиц, непонятны поступки героев. Текст могут воспринимать фрагментарно из-за нарушений внимания и памяти.

- Ошибки в дифференциации графем, имеющих сходные элементы.

- Смешивают буквы Е, Ё, Ю, Я.

- Чтение мягких согласных.

  КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.

Темы:  автоматизация звука [ш] в словах.

Цель:  автоматизация звука [ш] в словах.

Задачи:

 1. Уточнить артикуляционно-акустическую характеристику звука [ш].

 2. Развивать фонематический анализ, синтез и представления.

 3. Развивать акустические характеристики голоса: силу, интонацию.

 4. Воспитывать умение действовать в соответствии с инструкцией логопеда.

 5.Развивать умение координировать речь и движения .

Оборудование: предметные картинки, мышка-игрушка, таблица звуков и схема артикуляции звука [ш], касса букв и слогов, буква «ш», картинки-домики слов.

п/п

Название этапа

Предполагаемые слова и действия логопеда

Предполагаемые слова и действия детей

Примечание

Реа-лизу-емая зада-ча

Обо-

рудо-

вание

Время

1.

Организа-ционный момент

Здравствуй! Смотри, на столе кто-то сидит. Кто это? А что обычно делают мышки в норке? Нашу мышку зовут Даша. Она пришла не с пустыми руками, а с интересными заданиями для тебя. Давай поиграем с Дашей!        

Ребенок здоровается. Называет игрушку, сидящую на столе – «мышка». Отвечает, что обычно мыши шуршат (шебуршат, шушукаются). Соглашается поиграть с мышкой.

Прив-лечь внима-ние, на-строить на инте-ресное заня-тие.

Игру-

шка

мышка

1-2 мин.

2.

Повторе-ние усво-енного ма-териала.

Скажи, как шебуршат мышки? Расскажи Даше, что ты уже знаешь о звуке [ш].  Давай вспомним как работают губы, зубы и язык при произношении звука [ш].

Ребенок шуршит (шур-шур-шур). Потом рассказывает Даше характеристику звука [ш]: согласный, глухой, всегда твердый. Ребенок отвечает, какое положение занимают артикуляторные органы: губы в «колечке», между зубами щель, язык в «чашечке».

Уточ-нить

артику-ляционную ха-

ракте-ристику звука [ш].

Табли-

ца зву-

ков и схема

артику-

ляции

звука [ш].

5 мин.

3.

Введение в тему занятия.

Послушай слова: шар, каша, шорты, ландыш, школа, вишня, окошко, камыш. Какой общий звук слышится во всех словах? Правильно! Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [ш] в словах.        

Ребенок слушает слова, а затем говорит, что общий звук [ш].

Сооб-щить тему занятия, настро-ить ребёнкана фоне-мати-ческий анализ и синтез, обозна-чить цель  занятия.

1-2 мин.

4.

Основная часть.

Мышка Даша будет называть тебе слова, а ты хлопай,  если услышишь звук [ш]: шапка, соль, шорты, жаба, кукуруза, кошка, заяц, салат, ушко, шкаф.         

Ребенок слушает и хлопает.

1.Разви-вать  фо-

немати-ческий анализ и синтез.

2. Воспитывать умение действовать в соответ-ствии с инструк-цией логопе-да.

3. Уточ-

нить, кто живёт в лесу, что

растёт в

лесу.

1-2 мин.

Мышка Даша – растеряша. Она так спешила к тебе, что по пути растеряла и перемешала картинки. Предлагаются картинки: ландыш, шишка, груша, вишня, мошка, камыш, мишка, мышка, лук, помидор, тюльпан, жаба, желудь. Помоги Даше отобрать и назвать картинки, в названии которых есть звук [ш]. Молодец. А кто из животных, изображенных на картинках, живет в лесу? А что растет в лесу?         

Ребенок выполняет задания.

Картин-

и ланды-

ша, шиш-

ки, гру-ши, виш-ни, мош-

ки, ка-мыша, мишки,

лука,

тюльпа-

на, жабы,  

жёлудя.

5 мин.

5.

Динами-ческая пауза.

Устала мышка, и мы устали. Нужно немного размяться. Давай будем читать стихотворение, изменять голос по смыслу и выполнять действия.

Я сижу и слушаю, не дыша,

Шорох шуршащего камыша.

Камышинки шепчутся:

— Ши, ши, ши! (тихо)

— Что вы тихо шепчете, камыши?

Разве так шушукаться хорошо?

А в ответ шуршание:

— Шо, шо, шо! (тихо)

— С вами я шушукаться не хочу! (громко)

Я спою над речкою и спляшу, (громко)

Даже разрешения не спрошу! (громко)

Я спляшу у самого камыша! (громко)

Камышинки шепчутся:

— Ша, ша, ша… (тихо)

Словно просят шепотом:

— Не пляши!.. (тихо)

До чего пугливые камыши!

Разви-

вать акусти-ческие харак-терис-тики голоса: силу, интона-цию

2 мин.

6.

Продолже-ние основной части.

Ну вот и отдохнули, а у Даши еще осталось несколько маленьких заданий для тебя.

Посмотри на картинки и назови их. Предлагаются картинки: ландыш, зуб,  белка, мышка. Из последнего звука в слове «ландыш», гласного в слове «зуб», первого в слове «белка» и последнего в слове «мышка» сложить слово. Какое слово получится? А в какое время года люди надевают шубы? А почему?

Ребенок выполняет задание по инструкции, получает слово «шуба».

Ребёнок отвечает на вопросы логопеда.

1 и 2 задачи из 4 части.

3. Уточ-нить, в

какое

время года нужна тёплая одежда и зачем.

Картин-ки лан-дыша,

зуба, белки, мышки. касса букв и слогов.

5 мин.

Даша просит тебя придумать слова, где есть звук [ш] . А где находится в придуманных тобою словах звук [ш]?

Ребенок выполняет задание – придумывает слова, определяет место звука [ш] в придуманных им словах.

1.Разви-вать фонема-тичес-кие представления.

2. Воспитывать умение действовать в соответ-ствии с инструк-цией логопе-да.

Схемы

Со звуком [ш] в начале, середи-не и конце слова.

2-3 мин.

7.

Итог занятия.

Ну вот и всё, мышка Даша спешит к маме. Расскажи, что Даша должна рассказать маме о звуке [ш]? Что нового ты сегодня узнал? Что тебе понравилось? А Даше понравилось, как ты сегодня занимался! Попрощайся с ней!         

Ребенок рассказывает, затем прощается.

Обоб-щить умения, полученные на занятии, подвес-ти итог,

вызвать положи-тельные эмоции о занятии и желание зани-маться.

1-2 мин.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности индивидуальной логопедической работы с детьми

Для слушателей курсов повышения квалификации.Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна и...

Особенности индивидуальной логопедической работы в коррекционных группах

В работе отражены основные этапы работы логопеда в коррекционной группе...

Использование материала по художественно – речевой деятельности в индивидуальной логопедической работе с детьми

Воспитывая звуковую культуру речи  детей , логопед решает ряд задач для художественно – речевого развития:    Формировать умение  слушать художественное произведение, эмоциона...

Тематический план индивидуальной логопедической работы с детьми раннего дошкольного возраста.

Главное в работе с детьми раннего возраста -это последовательность, доступность и учет возрастных возможностей детей. ...

План индивидуальной логопедической работы с детьми, зачисленными на логопункт

План индивидуальной  логопедической работы с детьми, зачисленными на логопункт...

Особенности организации логопедической работы с детьми с ОВЗ

Особенности организации логопедической работы с детьми с ОВЗ...

Статья "Особенности организации логопедической работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ"

Цель:- раскрыть специфику работы учителя - логопеда с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ....