Перспективный годовой план логопедической работы в подготов.группе с ОНР и ФФНР
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) по теме
Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 2. второй год обучения (подготовительная группа)». Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР.»
Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_plan_podgot._gr._s_onr.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное учреждение, детский сад общеразвивающего вида второй категории №
Перспективный годовой план логопедической работы с детьми подготовительной группы
с ОНР и ФФНР
2010 – 2011 учебный год
Список детей:
№ | Ф.И.О. ребенка | Дата рождения | Адрес | Речевое заключение |
Пояснительная записка
Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Часть 2. второй год обучения (подготовительная группа)». Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР.»
Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода.
Первый период: (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Проводится 2 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, по формированию звукопроизношения.
Содержание коррекционного обучения включает в себя:
* Развитие фонематического слуха с опорой на зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции логопеда и речедвигательный анализ.
* Постановка отсутствующих звуков.
* Воспитание направленности внимания к изменению грамматических форм путем сравнения и сопоставления существительных, глаголов, прилагательных, местоимений.
* Составление простых распространенных предложений: по картинке, по демонстрации действия, по вопросам, объединение их в небольшие рассказы, заучивание текстов наизусть.
* На всех этапах коррекционного обучения: работа над дикцией, темпом, голосом, работа по устранению затруднений в произношении слов сложного звукослогового состава, развитие мелкой моторики, координации речи с движением
* Обучение грамоте: знакомство с буквами: Чтение слогов.
* Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления, используя элементы кинезиологии.
* Постановка и закрепление звуков: У, А, И, Э, О, Ы, П, ПЬ, К, КЬ, Т, ЛЬ, Х, ХЬ, Й, С.
* Дифференциация звуков на слух и в произношении всех гласных звуков, согласных на слух: П-Б-ПЬ, Т-Д-К, К-Г-Т-Х, Л-ЛЬ-РЬ, Х-К, С-Ц-З, Ш-Ч-Щ; В произношении: К-Х, ЛЬ-Т.
* Подготовка к анализу звукового состава слова. Выделение ударного гласного звука в начале слова (утка, Алик). Анализ и синтез ряда гласных: а-у-и, а-у… Анализ и синтез обратных слогов типа: ап, уп… Выделение согласного звука из конца слова (мак, кот). Выделение начального согласного звука и гласного в односложных словах. Анализ прямых слогов типа: па, са… Полный звуковой анализ и синтез слов типа: мак…
Второй период обучения.: (декабрь, январь, февраль).
Содержание коррекционного обучения включает в себя:
* Развитие грамматического строя речи: изменение формы слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени.
* Составление и распространение предложений по картинкам, по вопросам, по демонстрации действий, по опорным словам.
* Составление и заучивание коротких рассказов, стихотворений, потешек.
* Знакомство и усвоение терминов: слог, слово, гласные, согласные, звонкие, глухие, мягкие, твердые звуки, предложение.
* Расширение и активизация словаря (предметный, глагольный, словарь признаков – исходя из речевого уровня группы).
* Постановка и закрепление звуков: С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, ТЬ, Б, БЬ, Д, ДЬ, Г, ГЬ, Ш, Л, Ж, Р, РЬ.
* Дифференциация звуков на слух и в произношении на слух: С-СЬ, З-ЗЬ-С-СЬ-Ж, Ц-Т-С, Б-БЬ-П-ПЬ, ТЬ-ДЬ, Д-ДЬ-Т-ТЬ, Г-ГЬ-К-КЬ, С-Ш-Ж-Щ, Л-ЛЬ-Р-РЬ, З-Ж-Щ;
В произношении: С-СЬ, З-ЗЬ, Ц-С, Б-П, Д-Т, Г-К, С-Ш, З-Ж, С-Ш-З-Ж, Л-Р, Р-РЬ-Л-ЛЬ.
* Анализ и синтез звукового состава слова: (работа со схемой слова), деление слов на слоги, звуко-слоговой анализ односложных слов, двусложных (зубы), односложных со стечением согласных в начале слова (стол), двусложных слов с закрытыми слогами (кошка, каток…).
* Грамматический строй речи: употребление существительных в различных падежах единственного и множественного числа, согласование с прилагательными в роде, числе, падеже. Спряжение глаголов. Согласование числительных с существительными, некоторые способы словообразования: прилагательные от существительных, суффиксальный, префиксальный. Подбор однокоренных слов. Составление предложений: по вопросам, по демонстрации действий, по опорным словам. Распространение предложений по вопросам. Составление рассказа по вопросам, по картине, по серии картин. Заучивание наизусть стихотворений, потешек, текстов.
* Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов.
* Знакомство с буквами: Чтение слогов, слов.
Третий период обучения: (март, апрель, май)
Проводится 1 фронтальных занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, 1 занятия по формированию произношения и по обучению грамоте.
Содержание коррекционного обучения включает в себя:
* Коррекция звукопроизношения (по индивидуальным тетрадям – планам).
* Закрепление правильного произношения звуков Ч, Щ и ранее поставленных звуков.
* Дифференциация звуков: на слух (Ч-ТЬ-СЬ-Щ, Щ-Ч-СЬ-Ш) и в произношении (Ч-ТЬ, Ч-СЬ, Щ-Ш, Щ-Ч, Щ-СЬ).
* Развитие фонематического восприятия: речевой слух, слуховая память, фонематический слух.
* Анализ и синтез звукового состава слова: закрепление навыков работы со схемой слова. Анализ и синтез трехсложных слов.
* Совершенствование практических навыков употребления и преобразования грамматических форм: категория числа существительных, глаголов, согласование прилагательных и числительных с существительными.
* Развитие связной речи: составление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Составление разных типов рассказов.
* Обучение грамоте: знакомство с буквами:
* Воспитание навыков осознанного слитного с правильным произнесением каждого звука чтения слов, предложений. Работа с кассой букв. Усвоение некоторых правил правописания: раздельное написание слов, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в именах собственных и начале предложения.
Месяц | Лексическая тема | Формирование фонетической стороны речи | Лексико-грамматический строй речи | Связная речь | |
Сентябрь | Осень | Уточнение артикуляции и произношения звука [а] | Буква А | Усвоение употребления в речи глаголов в разных временных формах, в единственном и множественном числе. Формирование номинативного словаря (словарь существительных) по теме | Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении |
Овощи | Уточнение артикуляции и произношения звука [у] | Буква У | Закрепление категории родительного падежа множественного числа. Усвоение употребления в речи предложений со значением противопоставления. Согласование прилагатель-ных с существ-ми мужского и женского рода. | Составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам символам | |
Октябрь | Фрукты | Уточнение артикуляции и произношения звука [и] | Буква И | Употребление в речи предложных конструкций и категорий творительного падежа, усвоение употребления в речи предлога возле. Усвоение существительных в родительном падеже, употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления. Закрепление относительных прилагательных по теме | Составление рассказа -описание «Апельсин» по вопросам логопеда |
Сад - огород | Уточнение артикуляции и произношения звука [м] | Буква М | Составление сложных предложений со значением представления. Составление сложных предложений с союзом потому что. Усвоение категории родительного падежа с предлогом да | Рассказ – сравнение «Огурец и персик». Учить детей самостоятельно составлять рассказ, используя накопленный речевой материал | |
Лес | Уточнение артикуляции и произношения звука [о] | Буква О | Согласование числительных с существительными. Развитие слухового восприятия и логического мышления. Формирование навыка словоизменения и словообразования | Рассматривание иллюстраций «Лес» и составление рассказа по ней | |
Грибы и ягоды | Уточнение артикуляции и произношения звука [ы] | Буква Ы | Образование относительных прилагательных от существительных. Употребление распространённых предложений и предлогов в, за,из | Составление рассказа «Грибы и ягоды» | |
Ноябрь | Перелётные птицы | Уточнение артикуляции и произношения звука [п] | Буква П | Формирование у детей обобщающего понятия «насекомоядные». Усвоение знаний детей о частях тела птицы. Уметь связывать изменения в живой и неживой природе с изменениями внешних условий: постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием; отлет птиц связан с исчезновением насекомых | Составление рассказа «Ласточка и ястреб» по опорным предметным картинкам |
Зимующие птицы | Уточнение артикуляции и произношения звука [т] | Буква Т | Образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Активизация глаголов по теме. Закрепление знаний детей о частях тела птицы | Составление рассказа – описания «Воробей» по опорным предметным картинкам | |
Части тела | Уточнение артикуляции и произношения звука [к] | Буква К | Составление и употребление в речи сложных предложений с предлогом для. Употребление грамматических категорий дательного падежа. Согласование существительных с числительными | Сказка «Великан и Гномик». Образование слов с увеличитель-ными и ласкательными оттенками | |
Посуда | Уточнение артикуляции и произношения звука [х] | Буква Х | Усвоение категории родительного падежа. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Уточнить значение слов названий предметов посуды | «Сказка о чайнике». Выучить и придумать аналогичную о каком-либо предмете посуды | |
Декабрь | Продукты питания | Уточнение артикуляции и произношения звука [с] | Буква С | Образование относительных прилагательных от существительных. Составление предложений со значением противопоставления. Употребление глаголов будущего времени. Усвоение употребления предлога для. Составление предложений с однородными членами. Развитие слухового внимания. | Пересказ рассказа «Что вкуснее?» |
Одежда, обувь, головные уборы | Уточнение артикуляции и произношения звука [б] | Буква Б | Усвоение словаря по изучаемой теме, усвоение глагола надеть, подбор прилагательных к слову одежда. Знакомство с деталями одежды, обуви, головных уборов. Усвоение категории родительного падежа. Усвоение конструкций с предлогом с. | Составление описательных рассказов | |
Зима | Уточнение артикуляции и произношения звука [в] | Буква В | Подбор однородных определений к слову зима, образование новых слов. Усвоение категории родительного падежа. Составление сложных предложений со значением противопоставления. . Привлечение внимания детей к предстоящим изменениям в природе: день стал короче чем осенью, солнце греет мало, земля покрывается снегом, а водоемы — льдом, часто бывают морозы, деревья и кустарники стоят без листьев; насекомых нет, птиц мало, выпал снег. | Пересказ рассказа «Гостья - зима» с опорой на вопросы логопеда. Усвоение переносного значения слов. | |
Новогодний праздник | Уточнение артикуляции и произношения звука [г] | Буква Г | Согласование числительных с существительными. Употребление глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей ся и без неё. | «Что будет после этого?» Составление предложений по сюжетным картинкам. Развитие воображения | |
Январь | Домашние животные | Уточнение артикуляции и произношения звука [д] | Буква Д | Усвоение категории творительного падежа. Усвоение названий детёнышей животных. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Употребление глаголов в единственном и множественном числе. Употребление притяжательных прилагательных. | Составление рассказа «Лошадь» по опорным картинкам |
Дикие животные наших лесов | Уточнение артикуляции и произношения звука [з] | Буква З | Подбор прилагательных к слову животные. Усвоение категории творительного и родительного падежа. Усвоение притяжательных прилагательных, падежных окончаний. Употребление конструкций с предлогом с. | Составление рассказа – описания «Лиса» | |
Февраль | Дикие животные холодных и жарких стран | Уточнение артикуляции и произношения звука [ш] | Буква Ш | Составление сложных предложений со значением противопоставления по двум опорным картинкам. Составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что. Усвоение категории творительного падежа с предлогом за. Дифференциация животных севера и юга | Составление рассказа – сравнения «Белый медведь и жираф» |
Рыбы | Уточнение артикуляции и произношения звука [н] | Буква Н | Подбор глаголов к слову рыба, формирование обобщающих понятий у детей. Усвоение притяжательных прилагательных. Расширение лексического запаса по изучаемой теме. Формирование навыка словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами –ище, -ища. | Составление по картинке рассказа – описания «Щука» | |
Наш город | Уточнение артикуляции и произношения звука [ж] | Буква Ж | Составление распространённых предложений, работа с деформированными предложениями. Усвоение степеней сравнения прилагательных | Составление рассказа – описания «Городок» по опорным предметным картинкам | |
Наша улица | Уточнение артикуляции и произношения звука [л] | Буква Л | Усвоение антонимов. Усвоение степеней сравнения прилагательных. Озеленение нашей улицы. Парк, сквер, клумбы, газон. Знать, что деревья и цветы специально сажают и ухаживают за ними. Воспитание бережного отношения к посадкам. | Рассказ «Дети на улице» | |
Март | Дом и его части | Уточнение артикуляции и произношения звука [ф] | Буква Ф | Подбор однородных сказуемых к слову дом. Усвоение категории творительного падежа с предлогами с и со. Образование отыменных прилагательных | Рассказ «Как дом родился?».Употребление существительных в родительном падеже множественного числа |
Мебель | Уточнение артикуляции и произношения звука [ц] | Буква Ц | Подбор определений к слову мебель. Усвоение категории творительного падежа с предлогом с. Употребление предлогов: для, из, со, из-за, из-под, с. | Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда. | |
Моя семья | Уточнение артикуляции и произношения звука [ч’] | Буква Ч | Составление предложений с предлогом с. Составление предложений со значением противопоставления. Усвоение прилагательных в сравнительной степени. Формирование понятия о старших и младших членах семьи | «Расскажи о себе». Составление рассказа о своей семье, опираясь на картинки подсказки | |
Профессии | Уточнение артикуляции и произношения звука [щ’] | Буква Щ | Образование существительных от глаголов. Подбор подходящих по смыслу определений. Формирование навыка словообразования. Закрепление названий профессий | Составление рассказа о профессиях родителей по вопросам логопеда | |
Апрель | Хлеб | Уточнение артикуляции и произношения звука [р] | Буква Р | Подбор прилагательных и образование родственных слов к слову хлеб. Составление предложений с предлогом за. Закрепление обоб-щающих понятий хлебоизделия, хлебопродукты | Рассказ «Батон» |
Транспорт | Дифференциация звуков [л] и [р]. Уточнение артикуляции и произношения звука [й] | Буква Й | Словообразование существительных путём сложения основ. Составление предложений с предлогом над по двум опорным словам и картинкам. Усвоение глаголов с разными приставками. Подбор антонимов. | Составление рассказа – описания «Папа купил автомобиль» | |
Весна | Дифференциация звуков [с] и [ш] | Буква Е | Подбор прилагательных к слову весна. Употребление сложных предложений с союзом потому что. Установление причинно – следственных связей. | Составление рассказа «Пришла весна» с опорой на картинки - символы | |
Насекомые | Уточнение артикуляции и произношения звука [э] | Буква Э | Подбор глаголов к слову насекомые. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Употребление слов с увеличительными оттенками. Согласование существительных с числительными | Рассказ «Как бабочка летала». Формирование усвоения предлогов под, из-под | |
Май | Школа | Закрепление пройденных звуков | Закрепление пройденных букв | Согласование числительных с существительными. Образование существительных женского рода. Подбор родственных слов. Образование сравнительной степени прилагательных от наречий. | Чтение и пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок» |
Лето | Закрепление пройденных звуков | Закрепление пройденных букв | Подбор прилагательных к слову лето. Составление предложений с предлогами над, между, из-за, около. Усвоение категории родительного падежа множественного числа | Составление предложений о дружбе по двум опорным предметным картинкам |
Список литературы:
1. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.» (М.: «Мозаика-Синтез», 2005.)
2. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)
3. Волкова Л.С. и др. «Логопедия.» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. II. Второй год обучения (подготовительная группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)
5. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.,Туманова Т.В.и др. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.» (М.: Просвещение, 2008)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный годовой план логопедической работы с детьми, имеющими ОНР
Пояснительная записка Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада....
Перспективный годовой план коррекционно-образовательной работы учителя-дефектолога
Годовой план составлен на учебный год. Учтены основные направления работы учителя-дефектолога (тифлопедагога): диагностико-аналитическое, коррекционно-развивающее, консультативно-просветительское, вза...
Музыкальная гостиная: перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»
Перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»...
Перспективный годовой план работы с родителями в младшей группе.
В перспективном годовом плане отражена работа с родителями на учебный год. В нём нашли своё применение активные формы работы на каждый месяц учебного года, рекомендована наглядная информация к этим фо...
Перспективный годовой план работы учителя-логопеда Фоминовой Екатерины Владимировны на логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад №78 «Исток» на 2018-2019 учебный год
Перспективный годовой план работыучителя-логопеда...
Перспективный годовой план работы учителя-логопеда Фоминовой Екатерины Владимировны на логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад №78 «Исток» на 2019-2020 учебный год
Перспективный годовой план работыучителя-логопеда...
Перспективно-тематический план логопедической работы по профилактике дисграфии в условиях логопункта.
Определение дисграфии по Р.И. Лалаевой (1997)- дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высшихпсихич...
Комментарии
Перспективный годовой план логопедической работы в подготов.груп
Спасибо!)
Спасибо, все предельно ясно.