Консультация для воспитателей " Требования к качеству речи педагога ДОУ ".
материал по логопедии по теме

Консультация для воспитателей " Требования к качеству речи педагога  ДОУ  ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_kachestvu_rechi_pedagoga_dou.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Требования к качеству речи педагога ДОУ.

На речь ребенка сильно влияет непосредственное общение со взрослыми.Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи,которые  встречаются у взрослых.От культуры речи педагога зависит культура речи детей.

Речь педагога, который находится постоянно вполе зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому речь должна быть не только правильной, с ясным и четким произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

Какие же требования должен предъявить педагог к своей речи, для предупреждения аналогичных недостатков  у своих воспитанников?

Требования к звуковой стороне речи педагога.

Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у педагога с внятной, ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, т.е. у педагога с хорошей дикцией. Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны :

- Что ( вместо што) ,

- Его ( вместо ево ) ,

- Счастье ( вместо щастье ) и т.д.

Отклонением от нормы литературного произношения является речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров :

- Яканьем ( вяснавместо весна ),

- Цоканьем ( цтовместо что ),

- С неправильным ударением в словах ( магазин , километр ).

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств , мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов , но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности : силы голоса , темпа , логического ударения , пауз , ритма , тембра , мелодии.Стихи , сказки , рассказы , прочитанные или рассказанные воспитателем  с использованием этих средств , помогают детям лучше понять содержание , почувствовать силу и красоту родного языка.

Речь педагога должна быть эмоционально насыщенной ,интонированной , четкой , достаточно громкой и неторопливой.

Голос – это профессиональный инструмент педагога , и им необходимо правильно пользоваться , беречь его от перегрузок. Повышение силы голоса должно быть обоснованно , т. е. только в целях педагогического воздействия.

Требования к связной речи педагога и ее лексико – грамматическому оформлению.

Дети учатся у педагога не только правильно произносить звуки и слова,но и четко пересказывать содержание сказок , рассказов , передавать собственные наблюдения об окружающем , последовательно излагать свои мысли , делать выводы.

 Умение связно , интересно , в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством педагога.

 Речь лучше воспринимается детьми , если она состоит из коротких фраз ( пусть даже это будут сложноподчиненные предложения ) , так как при употреблении длинных и грамматически сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями,осмыслить и понять содержание.

 При слушании рассказа , насыщенного сложными оборотами , дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога , запомнить содержание , и такой рассказ не принесет им пользы.

 Доступность , понятность речи воспитателя достигается прежде всего благодаря правильному и точному использованию слов. Словарный запас русского языка богат , он постоянно пополняется новыми словами , исчезают слова , вышедшие из употребления.

 В общении с детьми необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка , учитывая возрастные особенности : подбирать и употреблять в своей речи слова и обороты , которые будут доступны для понимания и легки для усвоения.

 В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка , не допуская грубых слов , избегая просторечий и диалектизмов , а также слов , вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь педагога , чем ярче , насыщеннее его речь , тем больше слов усвоят наши дети.

 В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами ( Танечка , вымой ручки ; Катенька , убери чашечку со стола ) ; засоренность лишними словами ( ну , вот , так сказать , значит ) ; в общении с более старшими детьми подлаживание под речь малышей , т.е. неуместное использование звукоподражаний ( Где ав – ав ? ).

 Правильный выбор слов и словесных выражений обеспечивает точность , ясность и выразительность речи педагога.

 К использованию в речи новых слов необходимо подходить очень осторожно . Содной стороны , следует учитывать возраст детей и подбирать слова , доступные для их понимания , а с другой – постоянно вводить новые , расширять употребление уже имеющихся слов , объяснять их значение.

 В целом рассказ педагога должен быть полным , красочным , с точно подобранными словами , грамматически правильно оформлен , выразителен , между отдельными частями должна быть установлена логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами , метафорами , эпитетами , которые делают речь выразительней , разнообразней , богаче по содержанию , шире использовать устное народное творчество ( пословицы , поговорки , потешки) , фразеологические обороты.

Кроме того , речь педагога должна быть спокойной , всегда уравновешенной , вежливой не только по отношению к детям , но и ко всем коллегам и родителям.

Таким образом , работая с детьми , педагог должен обратить внимание на  следующее :

  1. Правильно произносить все звуки родного языка .
  2. Иметь ясную , четкую и отчетливую речь , т.е. хорошую дикцию.
  3. Использовать в своей речи литературное произношение , т.е. придерживаться орфоэпических норм.
  4. Правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.
  5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа , умеренной громкостью голоса.
  6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов , точно используя слова и грамматические конструкции ( соответственно возрасту детей ).
  7. НЕ допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона , грубых выражений.

Связная речь и ее лексико – грамматическое оформление.

Связность речи  обеспечивается правильным подбором слов , правильным построением фраз , последовательностью изложения материала.

Обогащение словаря , точное использование грамматических средств  достигается благодаря систематическому чтению художественной , научно – популярной , специальной и другой литературы. Однако это возможно в том случае , если читающий вдумчиво относится к слову , следит не только за содержанием , но и за его языковой , речевой формой : какие средства языка использует автор , чтобы точнее передать мысль , какие слова и грамматические формы и конструкции он употребляет , в какой последовательности излагает материал.    Серьезное отношение к чтению , постоянная работа с книгой помогут глубже усвоить богатство и разнообразие родного языка.

Большую помощь в работе над словом , над правильным использованием грамматических средств оказывают различные словари ( Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова ; Словарь русского языка , составитель С.И.Ожегов ), а также различные справочники , руководства , учебники.

  Словари помогут уточнить значение мало понятных и редко употребляемых слов , выяснить значение незнакомых и дадут возможность предупреждать ошибки и неточности их употребления. В словарях указаны нормы употребления ударения в словах , имеются данные об образовании некоторых грамматических форм , указаны нормы литературного произношения. В тех случаях , когда возникают сомнения в правильности использования грамматических форм и конструкций , следует обращаться к специальным руководствам и учебникам по грамматике.

 Обогащению речи педагога способствует заучивание  пословиц , поговорок , крылатых слов , фразеологических оборотов.

 Таким образом , речь педагога легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова , грамматически четко и правильно построены фразы , если она интонационно правильно оформлена и если мысли в ней изложены просто , последовательно , интересно , в доступной форме , с учетом возрастных особенностей детей.

Речевой материал для диагностики умения изменять темп речи.

Задание 1 :прочитать стихотворение с разным темпом речи.

Цель :определить умение использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.

Инструкция : прочти стихотворение про себя, подумай , в каком месте  нужно прочесть в медленном , среднем , быстром темпе , Прочти стихотворение  вслух.Еле – еле , еле – еле

 Завертелись карусели ,

 А потом , потом , потом

 Все бегом , бегом , бегом !

 Все быстрей , быстрей бегом ,

 Карусель , кругом , кругом !

Тише , тише , не спешите !

 Карусель остановите .

Задание 2 :прочитать стихотворение с разным темпом речи.

Цель : определить умение использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.

Инструкция : прочти стихотворение про себя , подумай , в каком месте нужно прочесть в медленном , среднем , быстром темпе. Прочти стихотворение вслух.

Идет бульдог , идет бульдог ,

Звенит медалями бульдог.

Бульдог такой уродливый ,

Такой неповоротливый.

Э .Мошковская.

Задание 3 :прочитать стихотворение с разным темпом речи.

Цель : определить умение использовать нужный темп речи в стихотворении.

Инструкция : прочти стихотворение про себя , подумай , в каком месте нужно прочесть в медленном , среднем , быстром темпе . Прочти стихотворение вслух.

Слон шагает по дороге :

Вот так хобот ,

Вот так ноги !

Под слоном прогнулся мост :

У слона огромный рост .

                       А. Шибаев.

Диагностика умения изменять высоту голоса .

Задание 1 : прочесть сказку , используя разную высоту голоса.

Цель : установить возможности ребенка использовать разную высоту голоса при чтении стихотворений , сказок « Колобок » , « Теремок » , « Рукавичка » , « Три медведя » и др.

Инструкция : прочти отрывок из сказки от лица каждого героя , изобразив голосом , как говорит данный герой.

Диагностика умения изменять силу голоса .

Задание 1 : прочитать стихотворение или прозаический текст , изменяя голос по контексту.

Цель : определить возможности детей изменять силу голоса , исходя из текста .

Инструкция :прочти про себя текст , подумать , где нужно изменить силу голоса , прочитать вслух .

Трудности , встречающиеся у детей :

-говорить шепотом ,

-переключаться на ту или иную силу и высоту голоса ( выше , ниже , громче , тише).

Ударяй тихонечко :

Стук – стук – стук .

И тогда услышишь нежный звук .

Ударяй сильнее :

Стук – стук – стук .

И тогда услышишь громкий звук !

                  В .  Орлов.

Скажи погромче слово « гром » -

Грохочет слово словно гром .

Скажи потише – « шесть мышат » -

И сразу мыши зашуршат . . .

               А .Барто .

Все смолкли , слушают Баяна :

И славит сладостный певец

Людмилу – прелесть и Руслана

И Лелем свитый им венец .

                   А . Пушкин .

Диагностика сформированности умения пользоваться логическим ударением .

Есть четыре способа выделить слово :

  1. Более замедленным произношением .
  2. Усилением голоса .
  3. Изменением высоты голоса .
  4. Паузой перед словом ( а иногда и после него ) .

Трудности , встречающиеся у детей :

- недопонимание смысла читаемого текста , непонимание того , о чем идет речь;

- неумение выделить голосом нужное слово.

Задание 1 :прочитать фразы , поочередно выделяя в каждой отдельные слова голосом . Проследить и объяснить изменение смысла фразы.

-Шуба висела на вешалке .

-Дети поехали на экскурсию .

- Мальчик прочитал интересную книгу .

- Старик посадил яблоню .

Задание 2 : выделить в предложениях поочередно каждое слово и обратить внимание , как меняется высказываемая мысль .

Цель :учить делать ударение на заданном слове во фразе . Обращать внимание на то , как меняется основная высказываемая  мысль .

Девочка играет в саду с куклой . ( Играет девочка , а не мальчик ) .

Девочка играет в саду с куклой . ( Не просто унесла ее туда ) .

Девочка играет в саду с куклой . ( А не в лесу ) .

Девочка играет в саду с куклой . ( А не с другой игрушкой ) .

Задание 3 : прочитать стихотворение , делая логические ударения .

Цель : учить  определять главное слово во фразе , исходя из текста .

Инструкция : прочти про себя текст , определи , какие слова главные по смыслу , как лучше выделить слово :

- замедлить ;

- прочесть громче ;

- изменить высоту голоса ;

- сделать паузу перед словом или после него .

Осень наступила ,

Высохли цветы ,

И глядят уныло

Голые кусты .

                 А . Плещеев .

Цапля важная , носатая ,

Целый день стоит как … ( статуя ) .

               С . Маршак .

Кран открой – пойдет вода .

Как она пришла сюда ?

В дом , сад , огород

Провели … ( водопровод ) .

                  М .Лапыгин .

Диагностика сформированности интонационной выразительности речи .

В интонации выделяют следующие компоненты :

- сила голоса ( громкость , логическое ударение ) ;

-пауза ;

- темп и ритм (  темпоритм ) ;

- мелодика ;

- эмоциональный фон ;

- тембр .

Задание 1 : прочесть текстс восклицательной , повествовательной , вопросительной интонацией .

Цель : выявить умение использовать восклицательную , повествовательную , вопросительную интонацию .

Инструкция : прочти про себя текст , обрати внимание на знаки препинания , подумай , с какой интонацией нужно читать . ( Винни-Пух и все-все-все . А . Милн ) .

Задание 2 : произнести фразу с различной эмоциональной окраской ( грустно , весело , торжественно , испуганно , сердито , ласково ) .

Мы поедем на экскурсию .

Цель : выявить возможности произносить фразу с различной эмоциональной окраской .

Инструкция : произнеси фразу так , чтобы все поняли , как ты рад поехать на экскурсию ;

У тебя были другие планы , и ты огорчен , что приходиться ехать на экскурсию ; ты боишься ехать с другим классом ; тебе надоели экскурсии ; ты очень любишь экскурсии.

Задание 3 : прочесть отрывки из стихотворений , используя эмоциональную окраску , исходя из содержания текста .

Цель : выявить возможности детей читать текст с различной эмоциональной окраской , исходя из содержания текста и собственного настроения .

Инструкция : прочти про себя текст , подумай , что автор хотел сказать этими строками .

Прочитай вслух и объясни , почему так прочитал .

Трудности , встречающиеся у детей :

-повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении ( во фразе ) ;

-передать голосом , эмоционально окрасить текст , исходя из содержания .

Мне грустно –

Папе на меня

Нажаловалась мама .

Конечно , я не слушался ,

Я вел себя упрямо ,

Но можно было шлепнуть

И даже накричать ,

Сама ж меня учила :

Не ябедничать .  С . Махотин .

Плачет киска в коридоре –

У нее большое горе :

Злые люди

Бедной киске

Не дают

Украсть

Сосиски !   Б. Заходер .

Приехали ! Приехали !                  

Родители приехали !

C конфетами, с орехами  

  Родители приехали !     А .Барто .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

Семинар-практикум для воспитателей и специалистов на тему: «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»

Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит ...

Консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения».

    Не случайно считается, что речь человека - его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не толь...

консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»

качество речевого развития дошкольников напрямую зависит от качества речи педагогов...