Главные вкладки

    Консультация для воспитателей " Требования к качеству речи педагога ДОУ ".
    материал по логопедии по теме

    Консультация для воспитателей " Требования к качеству речи педагога  ДОУ  ".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trebovaniya_k_kachestvu_rechi_pedagoga_dou.docx30.26 КБ

    Предварительный просмотр:

                                             Требования к качеству речи педагога ДОУ.

    На речь ребенка сильно влияет непосредственное общение со взрослыми.Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи,которые  встречаются у взрослых.От культуры речи педагога зависит культура речи детей.

    Речь педагога, который находится постоянно вполе зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому речь должна быть не только правильной, с ясным и четким произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.Следует избегать сложных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

    Какие же требования должен предъявить педагог к своей речи, для предупреждения аналогичных недостатков  у своих воспитанников?

    Требования к звуковой стороне речи педагога.

    Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у педагога с внятной, ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, т.е. у педагога с хорошей дикцией. Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

    К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны :

    - Что ( вместо што) ,

    - Его ( вместо ево ) ,

    - Счастье ( вместо щастье ) и т.д.

    Отклонением от нормы литературного произношения является речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров :

    - Яканьем ( вяснавместо весна ),

    - Цоканьем ( цтовместо что ),

    - С неправильным ударением в словах ( магазин , километр ).

    В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств , мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов , но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности : силы голоса , темпа , логического ударения , пауз , ритма , тембра , мелодии.Стихи , сказки , рассказы , прочитанные или рассказанные воспитателем  с использованием этих средств , помогают детям лучше понять содержание , почувствовать силу и красоту родного языка.

    Речь педагога должна быть эмоционально насыщенной ,интонированной , четкой , достаточно громкой и неторопливой.

    Голос – это профессиональный инструмент педагога , и им необходимо правильно пользоваться , беречь его от перегрузок. Повышение силы голоса должно быть обоснованно , т. е. только в целях педагогического воздействия.

    Требования к связной речи педагога и ее лексико – грамматическому оформлению.

    Дети учатся у педагога не только правильно произносить звуки и слова,но и четко пересказывать содержание сказок , рассказов , передавать собственные наблюдения об окружающем , последовательно излагать свои мысли , делать выводы.

     Умение связно , интересно , в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством педагога.

     Речь лучше воспринимается детьми , если она состоит из коротких фраз ( пусть даже это будут сложноподчиненные предложения ) , так как при употреблении длинных и грамматически сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями,осмыслить и понять содержание.

     При слушании рассказа , насыщенного сложными оборотами , дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога , запомнить содержание , и такой рассказ не принесет им пользы.

     Доступность , понятность речи воспитателя достигается прежде всего благодаря правильному и точному использованию слов. Словарный запас русского языка богат , он постоянно пополняется новыми словами , исчезают слова , вышедшие из употребления.

     В общении с детьми необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка , учитывая возрастные особенности : подбирать и употреблять в своей речи слова и обороты , которые будут доступны для понимания и легки для усвоения.

     В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка , не допуская грубых слов , избегая просторечий и диалектизмов , а также слов , вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь педагога , чем ярче , насыщеннее его речь , тем больше слов усвоят наши дети.

     В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами ( Танечка , вымой ручки ; Катенька , убери чашечку со стола ) ; засоренность лишними словами ( ну , вот , так сказать , значит ) ; в общении с более старшими детьми подлаживание под речь малышей , т.е. неуместное использование звукоподражаний ( Где ав – ав ? ).

     Правильный выбор слов и словесных выражений обеспечивает точность , ясность и выразительность речи педагога.

     К использованию в речи новых слов необходимо подходить очень осторожно . Содной стороны , следует учитывать возраст детей и подбирать слова , доступные для их понимания , а с другой – постоянно вводить новые , расширять употребление уже имеющихся слов , объяснять их значение.

     В целом рассказ педагога должен быть полным , красочным , с точно подобранными словами , грамматически правильно оформлен , выразителен , между отдельными частями должна быть установлена логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами , метафорами , эпитетами , которые делают речь выразительней , разнообразней , богаче по содержанию , шире использовать устное народное творчество ( пословицы , поговорки , потешки) , фразеологические обороты.

    Кроме того , речь педагога должна быть спокойной , всегда уравновешенной , вежливой не только по отношению к детям , но и ко всем коллегам и родителям.

    Таким образом , работая с детьми , педагог должен обратить внимание на  следующее :

    1. Правильно произносить все звуки родного языка .
    2. Иметь ясную , четкую и отчетливую речь , т.е. хорошую дикцию.
    3. Использовать в своей речи литературное произношение , т.е. придерживаться орфоэпических норм.
    4. Правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.
    5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа , умеренной громкостью голоса.
    6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов , точно используя слова и грамматические конструкции ( соответственно возрасту детей ).
    7. НЕ допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона , грубых выражений.

    Связная речь и ее лексико – грамматическое оформление.

    Связность речи  обеспечивается правильным подбором слов , правильным построением фраз , последовательностью изложения материала.

    Обогащение словаря , точное использование грамматических средств  достигается благодаря систематическому чтению художественной , научно – популярной , специальной и другой литературы. Однако это возможно в том случае , если читающий вдумчиво относится к слову , следит не только за содержанием , но и за его языковой , речевой формой : какие средства языка использует автор , чтобы точнее передать мысль , какие слова и грамматические формы и конструкции он употребляет , в какой последовательности излагает материал.    Серьезное отношение к чтению , постоянная работа с книгой помогут глубже усвоить богатство и разнообразие родного языка.

    Большую помощь в работе над словом , над правильным использованием грамматических средств оказывают различные словари ( Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова ; Словарь русского языка , составитель С.И.Ожегов ), а также различные справочники , руководства , учебники.

      Словари помогут уточнить значение мало понятных и редко употребляемых слов , выяснить значение незнакомых и дадут возможность предупреждать ошибки и неточности их употребления. В словарях указаны нормы употребления ударения в словах , имеются данные об образовании некоторых грамматических форм , указаны нормы литературного произношения. В тех случаях , когда возникают сомнения в правильности использования грамматических форм и конструкций , следует обращаться к специальным руководствам и учебникам по грамматике.

     Обогащению речи педагога способствует заучивание  пословиц , поговорок , крылатых слов , фразеологических оборотов.

     Таким образом , речь педагога легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова , грамматически четко и правильно построены фразы , если она интонационно правильно оформлена и если мысли в ней изложены просто , последовательно , интересно , в доступной форме , с учетом возрастных особенностей детей.

    Речевой материал для диагностики умения изменять темп речи.

    Задание 1 :прочитать стихотворение с разным темпом речи.

    Цель :определить умение использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.

    Инструкция : прочти стихотворение про себя, подумай , в каком месте  нужно прочесть в медленном , среднем , быстром темпе , Прочти стихотворение  вслух.Еле – еле , еле – еле

     Завертелись карусели ,

     А потом , потом , потом

     Все бегом , бегом , бегом !

     Все быстрей , быстрей бегом ,

     Карусель , кругом , кругом !

    Тише , тише , не спешите !

     Карусель остановите .

    Задание 2 :прочитать стихотворение с разным темпом речи.

    Цель : определить умение использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.

    Инструкция : прочти стихотворение про себя , подумай , в каком месте нужно прочесть в медленном , среднем , быстром темпе. Прочти стихотворение вслух.

    Идет бульдог , идет бульдог ,

    Звенит медалями бульдог.

    Бульдог такой уродливый ,

    Такой неповоротливый.

    Э .Мошковская.

    Задание 3 :прочитать стихотворение с разным темпом речи.

    Цель : определить умение использовать нужный темп речи в стихотворении.

    Инструкция : прочти стихотворение про себя , подумай , в каком месте нужно прочесть в медленном , среднем , быстром темпе . Прочти стихотворение вслух.

    Слон шагает по дороге :

    Вот так хобот ,

    Вот так ноги !

    Под слоном прогнулся мост :

    У слона огромный рост .

                           А. Шибаев.

    Диагностика умения изменять высоту голоса .

    Задание 1 : прочесть сказку , используя разную высоту голоса.

    Цель : установить возможности ребенка использовать разную высоту голоса при чтении стихотворений , сказок « Колобок » , « Теремок » , « Рукавичка » , « Три медведя » и др.

    Инструкция : прочти отрывок из сказки от лица каждого героя , изобразив голосом , как говорит данный герой.

    Диагностика умения изменять силу голоса .

    Задание 1 : прочитать стихотворение или прозаический текст , изменяя голос по контексту.

    Цель : определить возможности детей изменять силу голоса , исходя из текста .

    Инструкция :прочти про себя текст , подумать , где нужно изменить силу голоса , прочитать вслух .

    Трудности , встречающиеся у детей :

    -говорить шепотом ,

    -переключаться на ту или иную силу и высоту голоса ( выше , ниже , громче , тише).

    Ударяй тихонечко :

    Стук – стук – стук .

    И тогда услышишь нежный звук .

    Ударяй сильнее :

    Стук – стук – стук .

    И тогда услышишь громкий звук !

                      В .  Орлов.

    Скажи погромче слово « гром » -

    Грохочет слово словно гром .

    Скажи потише – « шесть мышат » -

    И сразу мыши зашуршат . . .

                   А .Барто .

    Все смолкли , слушают Баяна :

    И славит сладостный певец

    Людмилу – прелесть и Руслана

    И Лелем свитый им венец .

                       А . Пушкин .

    Диагностика сформированности умения пользоваться логическим ударением .

    Есть четыре способа выделить слово :

    1. Более замедленным произношением .
    2. Усилением голоса .
    3. Изменением высоты голоса .
    4. Паузой перед словом ( а иногда и после него ) .

    Трудности , встречающиеся у детей :

    - недопонимание смысла читаемого текста , непонимание того , о чем идет речь;

    - неумение выделить голосом нужное слово.

    Задание 1 :прочитать фразы , поочередно выделяя в каждой отдельные слова голосом . Проследить и объяснить изменение смысла фразы.

    -Шуба висела на вешалке .

    -Дети поехали на экскурсию .

    - Мальчик прочитал интересную книгу .

    - Старик посадил яблоню .

    Задание 2 : выделить в предложениях поочередно каждое слово и обратить внимание , как меняется высказываемая мысль .

    Цель :учить делать ударение на заданном слове во фразе . Обращать внимание на то , как меняется основная высказываемая  мысль .

    Девочка играет в саду с куклой . ( Играет девочка , а не мальчик ) .

    Девочка играет в саду с куклой . ( Не просто унесла ее туда ) .

    Девочка играет в саду с куклой . ( А не в лесу ) .

    Девочка играет в саду с куклой . ( А не с другой игрушкой ) .

    Задание 3 : прочитать стихотворение , делая логические ударения .

    Цель : учить  определять главное слово во фразе , исходя из текста .

    Инструкция : прочти про себя текст , определи , какие слова главные по смыслу , как лучше выделить слово :

    - замедлить ;

    - прочесть громче ;

    - изменить высоту голоса ;

    - сделать паузу перед словом или после него .

    Осень наступила ,

    Высохли цветы ,

    И глядят уныло

    Голые кусты .

                     А . Плещеев .

    Цапля важная , носатая ,

    Целый день стоит как … ( статуя ) .

                   С . Маршак .

    Кран открой – пойдет вода .

    Как она пришла сюда ?

    В дом , сад , огород

    Провели … ( водопровод ) .

                      М .Лапыгин .

    Диагностика сформированности интонационной выразительности речи .

    В интонации выделяют следующие компоненты :

    - сила голоса ( громкость , логическое ударение ) ;

    -пауза ;

    - темп и ритм (  темпоритм ) ;

    - мелодика ;

    - эмоциональный фон ;

    - тембр .

    Задание 1 : прочесть текстс восклицательной , повествовательной , вопросительной интонацией .

    Цель : выявить умение использовать восклицательную , повествовательную , вопросительную интонацию .

    Инструкция : прочти про себя текст , обрати внимание на знаки препинания , подумай , с какой интонацией нужно читать . ( Винни-Пух и все-все-все . А . Милн ) .

    Задание 2 : произнести фразу с различной эмоциональной окраской ( грустно , весело , торжественно , испуганно , сердито , ласково ) .

    Мы поедем на экскурсию .

    Цель : выявить возможности произносить фразу с различной эмоциональной окраской .

    Инструкция : произнеси фразу так , чтобы все поняли , как ты рад поехать на экскурсию ;

    У тебя были другие планы , и ты огорчен , что приходиться ехать на экскурсию ; ты боишься ехать с другим классом ; тебе надоели экскурсии ; ты очень любишь экскурсии.

    Задание 3 : прочесть отрывки из стихотворений , используя эмоциональную окраску , исходя из содержания текста .

    Цель : выявить возможности детей читать текст с различной эмоциональной окраской , исходя из содержания текста и собственного настроения .

    Инструкция : прочти про себя текст , подумай , что автор хотел сказать этими строками .

    Прочитай вслух и объясни , почему так прочитал .

    Трудности , встречающиеся у детей :

    -повышать или понижать тон голоса на одном из слов в предложении ( во фразе ) ;

    -передать голосом , эмоционально окрасить текст , исходя из содержания .

    Мне грустно –

    Папе на меня

    Нажаловалась мама .

    Конечно , я не слушался ,

    Я вел себя упрямо ,

    Но можно было шлепнуть

    И даже накричать ,

    Сама ж меня учила :

    Не ябедничать .  С . Махотин .

    Плачет киска в коридоре –

    У нее большое горе :

    Злые люди

    Бедной киске

    Не дают

    Украсть

    Сосиски !   Б. Заходер .

    Приехали ! Приехали !                  

    Родители приехали !

    C конфетами, с орехами  

      Родители приехали !     А .Барто .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

    Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

    Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

    Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

    Семинар-практикум для воспитателей и специалистов на тему: «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»

    Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит ...

    Консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения».

        Не случайно считается, что речь человека - его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не толь...

    консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения»

    качество речевого развития дошкольников напрямую зависит от качества речи педагогов...