Главные вкладки

    Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста
    статья по логопедии (старшая,подготовительная группа) по теме

    Шипунова Римма Раисовна

    в статье рассматривается система работы с дошкольниками старшего возраста с ОНР 3 уровня с использованием развивающих технологий

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл статья.docx24.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Р.Р.Шипунова, учитель-логопед

    МДОАУ «Центр развития ребенка – детский сад №20»

    «Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста»

    Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка успешного обучения в школе.

    В качестве основных показателей готовности к школе рассматриваются учебная мотивация и произвольность поведения. Формы и методы обучения в первом классе предполагают наличие у ребенка определенного уровня сформированности умений и личностных качеств, которые делают его учеником.

       У детей с общим недоразвитием речи формирование учебных навыков часто запаздывает. В результате наступает кризис, порождаемый сменой преобладающей деятельности, увеличением требований к качеству речи, объему внимания, его устойчивости.

    Не у всех  детей, поступивших в школу, одинаково быстро формируются навыки чтения и письма. Отслеживая адаптацию бывших воспитанников к школе и беседуя с учителями начальных классов  пришла к выводу, что одна треть учеников слабо успевает по русскому языку. Ученые установили зависимость между состоянием речевого развития и возможностью усвоения школьных знаний.

     У детей, которые в дошкольном возрасте имели общее недоразвитие речи, при обучении в школе проявляются остаточные явления недоразвития речи:

    1. Недостаточное понимание и употребление на письме понятий и правил русского языка
    2. Затруднения  в планировании своей деятельности
    3. Затруднения в использовании знаково-символических действий
    4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления

               Использование в коррекционной работе развивающих технологий Л.Л.Тимофеевой, А.И.Уман позволяет заложить основы формирования обобщенных навыков и навыков развития важнейших психических характеристик, определяющих основные линии развития ребенка:

    1. Произвольность поведения;
    2. Овладение средствами познавательной деятельности;
    3. Децетрацию поведения (интересы других);
    4. Мотивационное развитие познавательной деятельности.

    Сформировать умения:

    1. Умение включаться в достойные виды общения и взаимодействовать с другими людьми
    2. Речевые умения и способности:

                ● Фонетические и грамматические умения;

                ● Регулятивная функция речи (выполнение действий по словесной              

                   инструкции);

                ● Коммуникативная функция речи (описание предметов, впечатлений,

                   событий, понимание сообщений)

                ●Знаково-символическая деятельность (умение обозначать различными

                   знаками события и явления, выполнять действия по схематизации и

                   моделированию);

               ●Простые логические умения (выделение свойств и признаков предметов,

                классификация их по разным основаниям);

    1. Двигательные умения (выполнять последовательность действий в соответствии с речевой инструкцией, развитие «тонкой моторики»).

      Основой успешного развития воспитанников является коррекция речи.  Есть два пути решения проблемы:

    - посещение воспитанниками логопедических занятий;

    - привлечение родителей и социума в коррекционно-образовательный процесс.

    Логопедическое занятие  несет в себе основную функцию коррекции речи.

              Особенности занятий с использованием развивающих технологий:

    1. Использование различного предметного материала;
    2. Широкий спектр  средств окружающей действительности;
    3. Воспитательный, личностно-развивающий эффект;
    4. Проживание отдельных ситуаций;
    5. Включение ребенка в различные виды деятельности.

                                   Структура построения  занятий:

    Традиционное занятие

    Сценирование занятий

    1. Передача информации
    2. Формирование навыков
    3. Четкая структура занятия
    1. Формирование способностей
    2. Создание ситуации обучения
    3. Организация коммуникативного общения
    4. Прохождение через событие, которое помогает сломать алгоритм действия (открыть новый путь, действие)
    5. Дидактическая схема и «пустотность» в занятии

    На занятиях  использую  элементы различных видов деятельности: игра, наблюдение, конструктивная деятельность, изобразительная деятельность, слушание музыкальных произведений, литературно-языковая деятельность, общение. В рамках названных видов деятельности осуществляется подбор и компоновка различных видов заданий, основанных на принципах формирования у детей дошкольного возраста умений и навыков, а также закономерностях развития речи.

       Необходимость формирования и развития познавательной мотивации определяет структуру каждого из занятий. На определенном этапе работы в рамках общего сюжета занятия возникает некая проблема, определяющая цель дальнейшей работы. Дети осознают цель, находят вместе с педагогом решение данной проблемы, отслеживают поэтапное продвижение к ней, свои достижения на этом пути. Таким образом, возникает внутренняя мотивация, связанная непосредственно с процессом обучения, основанная на желании найти отгадку, научиться чему-либо.

      Формирую общеучебные навыки и умения современными методами и приемами, направленными на развитие памяти, внимания, мышления.

      Считаю, что высокий уровень развития этих психических процессов делает процесс коррекции речи более успешным.

      В работе над звукопроизношением, различением фонем использую символы звуков (по Т.А.Ткаченко). Знаки символизируют оральный образ звука (для гласных) или соотносятся с каким-либо реальным предметом (для согласных).  Кроме того, использую символы для составления характеристики звука.

    Использую  символы и схемы  в работе над усвоением предложно-падежных конструкций (схемы предлогов, схема предложения).

    Для формирования логических умений использую прием выкладывания последовательностей, серий (Кто кем был раньше? Прошлое, настоящее, будущее) беседы – рассуждения : «что произошло бы, если…», выделение 4-лишнего по заданному признаку.

       Одним из основных методов в работе с воспитанниками с ОНР является метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представлять абстрактные понятия. Это особенно важно, поскольку мыслительные задачи у воспитанников с ОНР решаются с преобладанием внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

        В работе на словообразованием использую словообразовательные модели, развивающие пособия: разноцветные вкладыши Родиной.  При обучении составлению рассказов по картине мне помогают следующие приемы: установление взаимосвязей между изображенными предметами, описание изображенного средствами символической аналогии, представление объектов с точки зрения восприятия различными анализаторами, придумывание загадок на основе выделенных признаков и свойств предметов.

       Использование на занятиях индивидуального раздаточного материала из рабочих тетрадей различного уровня сложности позволяет осуществить дифференцированный подход и оценить степень усвоения воспитанниками учебного материала. Анализируя работу на индивидуальных листах, отмечаю умение работать по инструкции педагога, умение соотносить схему и реальный предмет, умение производить действия во внутреннем умственном плане.

       Помимо оценки отдельных заданий или этапов работы, предлагаю воспитанникам восстанавливать весь ход занятия и анализировать все занятие опираясь на графический план занятия или наглядные результаты деятельности.

       Все выше сказанное позволяет сделать вывод о главной цели дошкольного образования – развитие детей. Развитие – это умение добывать знания, использовать их в нестандартной ситуации. Развитие – это умение осознавать свое незнание, и считаю, что мои занятия направлены не только на коррекцию речи, но и на развитие моих воспитанников.

    Для меня важно, чтобы воспитанник на этапе выпуска в школу не только имел сформированное звукопроизношение, владел связной, грамматически правильной речью, но и владел учебными умениями:

    1.  действия на основе речевого планирования
    2. простые действия по схематизации и моделированию
    3. выделение свойств предметов, классификация их по разным признакам

      В основу обучения положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением, т.е. процессу овладения детьми фонематической системой языка, ее лексическим составом грамматической структурой придается осознанный характер. У воспитанников развивается внимание к языку, способность к обобщениям в сфере языковых факторов.

    Вернемся ко второму пути решения проблемы.

      Внедрение нетрадиционных приемов работы позволяет включить воспитанников, родителей, педагогов в деятельность, помогает детям реализовать себя, обрести чувство уверенности в себе, как ведущее условие социализации ребенка.

       Успешная коррекция речи невозможна без привлечения социума:

    - педагогов

    - родителей

    - специалистов ДОУ

      Для более эффективной работы с педагогами организовала работу по проведению индивидуального и подгруппового консультирования. «Тематический практикум» - это новая форма сотрудничества, которая позволяет мне обучить педагогов практическим навыкам работы с воспитанниками  с ОНР. Одним из условий успешности коррекционной работы является соблюдение преемственности с педагогом-психологом и другими специалистами, в результате которой обеспечивается комплексный подход к реализации коррекционных задач, обсуждение которых проходит на Психолого-медико-педагогическом консилиуме.

      Работа с родителями носит систематический характер, определен день индивидуальных консультаций. В течение двух последних лет работает родительский клуб «Лесенка успеха», на заседаниях которого родители получают практические советы и рекомендации по закреплению в домашних условиях полученных на занятиях навыков. Такая работа позволяет сформировать правильное отношение к речи ребенка в домашних условиях и поможет организовать домашние занятия по рекомендациям учителя-логопеда.

      Информационный стенд «Советы логопеда» адресован родителям воспитанников всех возрастных групп. Он содержит информацию о возможных отклонениях в речевом развитии ребенка, поможет определиться, какие вопросы можно задать на консультации у логопеда, какую позицию занять в общении с малышом. Считаю, что тесная взаимосвязь в работе учитель-логопед и родитель является одной из важнейших составляющих успеха в преодолении речевой патологии воспитанников.

    Традиционным является  проведение в конце учебного года   «Праздника Азбуки», посвященного Дню славянской письменности. Праздник проводится с  выпускниками детского сада совместно с педагогом по обучению грамоте, учителями начальных классов. Является своеобразным итогом коррекционной работы за 2 года. На праздник приглашаются родители, учителя, сотрудники ДОУ.

       Сравнительный анализ уровня развития речи воспитанников за последние два года показывает стабильную положительную динамику, что дает мне право говорить о достаточном уровне коррекционной работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

    Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

    Использование игровых и развивающих технологий в коррекции речевых нарушений при реализации ФГОС.

    В работе освещены методы и приемы в организации педагогического процесса в форме различных игр, применение игровых технологий в образовательном процессе....

    Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в системе коррекции речевых нарушений дошкольников

    В материале представлены формы работы, которые может использовать в своей деятельности учитель-логопед: пальчиковый театр, су-джок терапия. песочная терапия и др....

    Виды игровых технологий для коррекции речевых нарушений у дошкольников

    В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделен...

    Виды игровых технологий для коррекции речевых нарушений у дошкольников

    В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделен...

    Виды игровых технологий для коррекции речевых нарушений у дошкольников

    В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделен...