Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка

Плеханова Наталья Петровна

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость ее решения определяется, во-первых, тем,  что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kompyut.tehnologii.docx39.6 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 164»

Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

                                                                        Воспитатель:

                                                                        Плеханова Н.П.

г.Воронеж - 2022

1. Введение

1.1 Обоснование актуальности.

В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость ее решения определяется, во-первых, тем,  что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

В последние десятилетия отмечается увеличение частоты встречаемости различных нарушений развития и явлений физиологической незрелости у новорожденных. В дальнейшем тщательное комплексное обследование таких детей нередко выявляет у них наличие неярких, стертых симптомов поражения центральной нервной системы, что позволяет диагностировать стертую форму дизартрии. Сложная структура речевого дефекта при данном виде нарушения определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Л.С.Выгодский, Н.И.Жинкин, Г.В.Гуровец, С.Н.Маевская, Е.Ф.Соботович, А.Ф.Чернопольская и др.). Оптимальному решению данной задачи способствует использование в коррекционной работе с детьми специализированных компьютерных технологий.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи и значительно повысить эффективность коррекционного обучения (Р.Ф. Абдеев, В.П.Беспалько, Ю.Б. Зеленская, Е.И.Машбиц, О.И. Кукушкина, И.А. Филатова, Л.Р. Лизунова и др.). В основу использования новых информационных технологий в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Современные технические устройства, использующие в своей работе микропроцессоры, позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в коррекции различных нарушений речи, формированию и развитию языковых и речевых средств, а также общему развитию детей.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к непосредственно-образовательной деятельности использование компьютерных программ может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

Увеличение количества детей со сложным речевым и клиническим диагнозами.

Исходя из следующего была выделена педагогическая проблема:

Сегодня перед учителем-логопедом в условиях дошкольного логопедического пункта, когда в минимальные сроки коррекционной работы мы решаем максимальное количество задач при одновременно усложняющемся уровне нарушений речи, необходимо найти нетрадиционные формы работы с использование компьютерных технологий, направленные на коррекцию речевых и личностных нарушений, с опорой на компенсаторные возможности ребенка.

Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, мной, как специалистом работающей с детьми с нарушением речи был разработан проект «Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта дошкольного учреждения».

1.2  Цели проекта:

  • Разработка системы использования компьютерных технологий в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе с детьми в условиях логопункта;
  • Создание максимально-комфортных условий для коррекции речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста с использованием  компьютерных технологий.

Задачи:

  • Повышение эффективности процесса коррекции   нарушения  языкового и речевого развития у детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, на основе применения ИКТ;
  • Внедрение в индивидуально - подгрупповую работу специальных компьютерных технологий «Игры для Тигры», «Домашний логопед»;
  • Отслеживание эффективности применения специализированных компьютерных технологий в коррекционном процессе;
  • Снижение риска социальной дезадаптации дошкольников.

2. Реферативная часть

2.1 Принципы реализации компьютерных технологий в логопедической работе:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка.
  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей.
  • Принцип индивидуального, доступного обучения.
  • Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию.
  • Принцип воспитывающего обучения.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств  обучения.
  • Принцип здоровьесбережения – соответствие требованиям СанПИН.

Задачи, решаемые в процессе использования компьютерных технологий в логопедической работе:

  • Задачи ознакомительно – адаптационного цикла:

-  ознакомление детей с компьютером и правилами безопасного поведения при работе с ним;

-  знакомство детей  с компьютерными программами;

-  преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;

-  формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора «мышь».

  • Задачи коррекционно – образовательного цикла:

-  формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико – грамматического строя речи, связной речи.

- формирование и развитие навыков учебной деятельности: о сознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности.

- развитие знаковой функции сознания.

-развитие психических функций.

  • Задачи творческого цикла:

-  развитие воображения.

-  развитие познавательной активности.

Требования  к отбору коррекционных задач при использовании компьютерных технологий.

  1. Достижение желаемого  коррекционно - образовательного эффекта в более короткие сроки;
  2. Развитие у ребёнка более высокой мотивационной готовности к обучению;
  3. Возможность индивидуализации коррекционного процесса за счёт выбора уровня сложности заданий, соответствующего актуальному состоянию речевых и языковых средств, а также зоне его ближайшего развития.

Особенностью компьютерных технологий, предназначенных для специального образования, является то, что они прежде всего опираются на научно обоснованные методы коррекции нарушений, учитывают общие закономерности и специфические особенности развития детей.

Каждое занятие с использованием компьютерных технологий является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребёнка

Методологическую основу проекта составили:

  • концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (Р.Е.Левина, А.Н. Корнев);
  • деятельностный подход в обучении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);
  • концепция применения компьютерных учебных средств (В.В.Давыдов, В.В.Рубцов, И.А. Морев и др.);
  • концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О.И.Кукушкина).
  • двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными.

Таким образом, использования компьютерных технологий в коррекционном процессе:

  • даёт принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса.
  • активизация компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия,  развития у детей: внимания, мышления, зрительно – моторной координации, познавательной активности,  уверенности и способности решать самостоятельно поставленную задачу на основе саморегуляции, что обеспечивает психологическую готовность к обучению в школе.

   Использование ИКТ на логопедических занятиях позволяет:  

  • активизировать познавательную деятельность детей;
  • индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания;
  • повышать интерес к обучению (мотивация);
  • осуществлять дифференцированный подход;
  • эффективно корректировать речевые нарушения.

2.3 Новизна проекта:

Осуществление системного и деятельностного подхода  к коррекции нарушения речи, полисенсорного воздействия, с использованием интерактивных форм обучения.

3. Проектная часть.

3.1 Этапы работы над проектом:

1 этап  – подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

- изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, диагностические срезы;

- приобретение компьютерных программ;

На данном этапе необходимо разработать методическое обеспечение использования ИКТ в коррекционно-образовательной работе с дошкольниками, в том числе с точки зрения соответствия условий применения ИКТ санитарно-гигиеническим требованиям и Федеральным государственным Требованиям (ФГОС) к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования .

        Особого внимания требует отбор и подбор компьютерных технологий в соответствие с программным содержанием выбранных направлений работы, а также их соответствие психическим и возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

2 этап – основной (практический).

Задачи:

- составление индивидуальных планов коррекционной работы по итогам и результатам диагностики, постановка необходимых коррекционных задач;

- внесение необходимой корректировки в коррекционную работу после проведения промежуточных обследований;

- анкетирование родителей

- апробирование и внедрение компьютерных технологий в коррекционно-образовательный процесс;

- информационно - просветительская деятельность педагогов и родителей.

Данный этап предполагает непосредственное использование компьютерных технологий в индивидуально-подгрупповой работе, информационную просветительскую деятельность.

3 этап  – заключительный (контрольно-диагностический). 

Задачи:

- анализ результатов работы: анализ результатов реализации поставленных задач;

- корректировка содержания деятельности для дальнейшей работы;

- анкетирование родителей с целью выявления положительных и отрицательных сторон использования компьютерных технологий

- формулирование выводов о внедрении системы работы по использованию компьютерных технологий в работе с детьми с нарушением речи в условиях логопункта.

Данный этап предполагает подведение итогов работы по использованию компьютерных технологий в коррекционно-образовательном процессе, их осмысление и разработка на их основе рекомендаций по внедрению данных форм работы в других группах нашего учреждения и других дошкольных учреждениях.

  Систему коррекционно-образовательного процесса можно изобразить в виде круга специалистов: учитель-логопед, воспитатели и родители. Причем родители должны стоять на одном уровне со специалистами. А это можно добиться только через просветительскую деятельность о развитии ребенка в норме и возможные патологии, т.к. это одно из условий  полноценного речевого развития дошкольников. Наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды, воспитатели и родители действуют согласованно. В рамках проекта в работе с педагогами и родителями важно сформировать многостороннее взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса.

Для достижения этой цели мною был определен круг задач, которые необходимо решить. Чтобы добиться этого педагоги и родители:

1. должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии и в слаженном взаимодействии между собой.

2. должны быть вооружены необходимым инструментарием для работы (специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма влияния на развитие речи ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи в коррекции развития речи).

                                    Взаимодействие специалистов и родителей:

1. Просветительский блок                                                  2. Практический блок

Просветительский блок

  • Знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
  • Ознакомление с результатами диагностики речевого развития воспитанников;
  • Создание памяток с играми, упражнениями;
  • Оформление стендов с общими рекомендациями;
  • Знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.

Практический блок:

  • Демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи на консультациях и занятиях (индивидуальных и групповых);
  • Проведение тематических семинаров - практикумов, мастер – классов и т.д.

Формы работы логопеда с воспитателями в ДОУ по преодолению речевых недостатков у детей:

- консультации мастер – классы;

- семинары – практикумы;

- групповые консультирования;

Формы работы логопеда с родителями воспитанников посещающие логопункт:

 - родительские собрания;

- домашние задания;

- анкетирование;

- семинары-практикумы

- Оформление информационно -методического стендов для родителей

-посещение индивидуально-подгрупповых занятий  учителя - логопеда;

- индивидуальные консультации;

- мастер-классы, семинары-практикумы.

Вся эта работа позволяет создать положительный эмоциональный настрой родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей, т.к. родители могут увидеть наглядно проблемы собственных детей и методы их решения.

3.2 Оценка качества деятельности

Эффективность проекта можно проследить в следующем:

  • Повышение эффективности и качества предоставляемых коррекционно-образовательных услуг.
  • Модернизация коррекционно-образовательного процесса путем внедрения компьютерных технологий.
  • Создание максимально-комфортных условий для коррекции речевых нарушений детей старшего возраста с использованием  компьютерных технологий.

Показатели  эффективности проекта.                                    

  • предполагается увеличение числа воспитанников обучающихся на логопункте, с положительной динамикой на 20%.

     Механизм оценки:

  • диагностика речевого развития воспитанников посещающие логопункт;
  • диагностика готовности дошкольников к обучению в школе, анализ развития речи детей;

Диагностическая работа проводится по разделам согласно методике Иншаковой О.Б.., включает логопедическое обследование детей старшего дошкольного возраста ДОУ (начало и конец года), с целью постановки логопедических заключений, а также зачисления детей старших и подготовительных групп детского сада на логопункт. Среди данной группы детей в январе проводится контрольный срез речевого развития для уточнения логопедических заключений. А в мае подводятся итоги коррекционной работы среди детей, зачисленных на логопункт.

Учитель – логопед при составлении индивидуальных планов учитывает результаты диагностики, проводимые педагогом – психологом. Совместно с ним строится дальнейшая коррекционная работа по развитию высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления).

  1. Система коррекционной работы  по развитию речи с использованием компьютерных технологий.

Условия реализации проекта

Система рассчитана на организацию коррекционной работы в старших и подготовительных группах с детьми с ОНР-III ур, ФФНР в условиях логопункта и предполагает: применение компьютерных технологий в индивидуальной и подгрупповой форме.

Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдая следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНа:

  • использование новых моделей компьютера;
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (до 5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
  • проведение гимнастики для глаз
  • Логопедическая работа с использованием компьютерных технологий носит комплексный характер имеет следующую структуру:

1. Подготовительный этап. 

Направлен на эмоциональную и физическую подготовку ребенка к использованию компьютерных упражнений в процессе занятия в соответствии с поставленными коррекционно-образовательными задачами.

Проводится гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика (в соответствии с перспективным планом лексических тем) для подготовки зрительного и моторного анализаторов к работе. Ребенок вводится в проблемную ситуацию.

2. Основной этап. 

Решаются поставленные коррекционно-образовательные задачи, отвечающие целям НОД.

3. Заключительный этап. 

Необходим для совместной, а затем и самостоятельной оценки ребенком результатов деятельности, снятия эмоционального, зрительного и мышечного напряжения (физкультурные минутки, включающие комплекс физических и дыхательных упражнений, направленных на расслабление; лицевой, точечный массаж).

Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерной программы интегрируется в систему общей коррекционной работы. Ее использование осуществляется при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог – компьютер – ребенок.

3.3 Описание способа отбора и структурирования содержания образования и его реализация.

Для оптимизации коррекционного процесса в индивидуально-подгрупповой логопедической работе  предполагаю использовать специализированную компьютерную технологию «Игры для Тигры», разработанную в 2004 году  на  базе  УГПУ (автор-Л.Р.Лизунова), и мультимедийный диск «Домашний логопед. Практический курс», разработчик компания «Новый Диск». Программно-методический комплекс «Игры для Тигры»

Данная программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного, также её можно использовать для детей с ФФНР. Она позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребенка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной слуховой опоры при выполнении задания. Это позволяет сформировать визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Что позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения у детей дошкольного возраста.

             Программы предусматривают возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребенка. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.

Особое значение здесь имеет правильный выбор порога чувствительности микрофона, который нужно установить для каждого ребёнка индивидуально. Для ознакомления ребёнка с внутренними правилами программы "Игры для Тигры" необходимо привлечь его внимание, сконцентрироваться на картинке дисплея, микрофоне. Программа содержит цифровые оценочные шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых средств ребенка.

Объективная оценка деятельности осуществляется и в устной форме - если задание выполнено, верно, компьютерный герой Тигренок хвалит ребенка или указывает на неправильное выполнение задания. После выполнения задания Тигренок дает положительную или ободряющую оценку результатов деятельности ребенка. Программа заведомо исключает отрицательную оценку для того, чтобы создать ситуацию успеха при работе с программой и положительного настроя детей на преодоление возникших в процессе выполнения заданий затруднений (фотографии). Специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить в диалог с компьютерным героем программы - Тигренком, что способствует развитию коммуникативных навыков и практическому применению речевых и языковых средств в смоделированных программой ситуациях общения.

Логопедическая коррекционная технология "Игры для Тигры" поможет мотивировать ребёнка к трудной для него работе, сделает занятие привлекательным, обеспечивает необходимый психологический и эмоциональный настрой, а также значительно сократит время формирования произносительных навыков, поспособствует развитию самоконтроля у детей. Последовательное включение специальной компьютерно-опосредованной логопедической технологии позволяет максимально дифференцировать и индивидуализировать коррекционные воздействия по преодолению недостатков речи детей. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, основанное на использование компьютерной технологии, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Это достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, использования интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей, посещающих занятия на логопункте.

В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений программа включает в себя серии упражнений (модули) различной сложности. Они объединены в четыре блока: "Просодика", "Звукопроизношение", "Фонематика", "Лексика".

Использование в коррекционно-образовательном процессе специализированной компьютерной технологии способствует коррекции, формированию и развитию:

  • длительности и силы речевого выдоха;
  • громкости (интенсивности) и тембра голоса;
  • темпоритмической организации речи;
  • интонационной выразительности речи;
  • чёткости и разборчивости речи;
  • эффективного и аффективного звеньев речевой системы;
  • неречевого слухового гнозиса;
  • речевого анализа и синтеза;
  • структуры значения слова;
  • лексических связей слов (синтагматических и парадигматических);
  • грамматического значения слова;
  • коммуникативных навыков детей.
  • Для закрепления речевых навыков дома родителям предлагаю использовать мультимедийный диск «Домашний логопед. Практический курс»

Программа предлагает упражнения для отработки проблемных звуков, развитие дикции и памяти. Кроме того, в программе содержатся две озвученные мини-игры - "Звуковичок" и "Угадай-ка", которые формируют навыки верного произношения звуков, а также помогут развить неречевой (различение звуков природы, бытовых шумов и т. д.) и фонематический слух (различение звуков речи). Также предложены рекомендации родителям по коррекционной работе: Советы для пап и мам.

Ожидаемые результаты проекта:

  • повышение учебной мотивации воспитанников и эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков;
  • ускорение процесса подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупреждение появления у них вторичных расстройств письменной речи;
  •     снижение риска социальной дезадаптации дошкольников;

4. Заключение.

4.2 Предполагаемые результаты реализации проекта:

  1. отработка механизмов ИКТ при реализации выбранных мною направлений коррекционно-образовательной работы.
  2. дальнейшее использование в коррекционно-образовательном процессе компьютерных технологий.
  3. ИКТ родителями в домашних условиях в соответствии с рекомендациями и учетом возрастных и психических особенностей детей.        

Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи детей позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, тем самым преодолевая преграды на пути достижения успеха. Применение компьютерных технологий в процессе коррекции речи у детей  дошкольного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития дошкольников. Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа по коррекции речевых нарушений, а также контроль над результатами деятельности дошкольников проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие.

В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

      Считаю возможным использование компьютерных технологий воспитателями групп при формировании лексико-грамматических категорий и связной речи при наличие материально-технического оснащения.

Вижу необходимость и актуальность обучения родителей грамотно использовать компьютер в развитии ребенка, с соблюдением гигиенических норм.

Перспективы использования проекта

  • в коррекционном дошкольном образовательном учреждении;
  • в дошкольном образовательном учреждении общего типа;
  • в группах кратковременного пребывания детей;
  • для индивидуальной работы в условиях домашнего режима для ребенка с нарушением речи;
  • в частной практике специалистов (учителя-логопеда, воспитателя).
  • родителями и педагогами при подготовке детей к школе.

Используемая литература.

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М.:ВЛАДОС, 1994. - 125с.

2. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

3. Жукова П. С., Мастюкова Р.. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.

4. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.

5. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

6. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения: Проект психол.концепции / В.В.Рубцов и др. // Информатика и образование. – 1989.- N3.- с.3-16

7. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. 191 с.

8. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.

9. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), стр. 283-285.

10. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 -287.

11. Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2. с.41-44

  1. Филичева Т. Б. «Основы логопедии» М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".

Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...

Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Использование куклотерапии для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Кукла в руках пациента – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться.Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам. ...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр....

Мастер-класс для родителей "Использование нестандартного оборудования в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста"

Во время мастер-класса родители знакомятся с нестандартным оборудованием, с необходимостью его использования в процессе коррекции речевых нарушений в домашних условиях. Родители вместе с детьми практи...