Использование пальчиковой гимнастики с предметами в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Методические рекомендации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование пальчиковой гимнастики
с предметами в коррекции речевых нарушений
у детей старшего дошкольного возраста
Актуальной задачей дошкольного образования является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Известно, что у дошкольников с нарушениями речи наблюдается отставание в психомоторном развитии. У них недостаточно сформированы динамический праксис и кинестетическая основа двигательного акта. Они плохо ориентируются в пространстве. Вышеперечисленные нарушения затрудняют овладение манипулятивной, конструктивной, изобразительной деятельностью, а в дальнейшем и письмом, создают предпосылки для возникновения трудностей в овладении учебными навыками. При подготовке к школе такие дети требуют особого внимания. Они остро нуждаются в помощи, направленной на коррекцию их проблем. Если своевременно обратить на них внимание и начать коррекцию в дошкольном возрасте, то к началу обучения в школе многие трудности будут скомпенсированы – и обучение станет более успешным.
Очень важным является использование в работе различных методов и приёмов – как традиционных, так и нетрадиционных.
Одним из таких методов, благоприятно влияющих на формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков, развитие психики и интеллекта, является использование пальчиковой гимнастики с различными предметами: массажными мячами, кольцами, шестигранными карандашами, природным материалом и т. д.
Доказано, что регулярные занятия с этими предметами развивают координацию движений, силу и ловкость рук, улучшают память, повышают функциональную активность головного мозга, устраняют эмоциональное напряжение, положительно сказываются на коррекции речевых нарушений.
Цель: Коррекция речевых нарушений. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки в манипуляциях различными предметами.
- Формировать зрительно-моторные координации.
- Воздействовать на биологически активные точки.
- Стимулировать активность речевых центров коры головного мозга.
- Способствовать снятию психического напряжения, нервного переутомления, повышению общего эмоционального состояния.
- Разнообразить виды деятельности детей по всем разделам программы.
- Развивать силу, ловкость, быстроту реакции; пространственные представления.
- Развивать эмоционально-волевую сферу.
Преимущества использования пальчиковой гимнастики с предметами
1. Безопасность применения
2. Доступность - не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки, больших временных затрат
3.Простота применения
4. Эффективность
Методические рекомендации по организации и проведению пальчиковой гимнастики с предметами
1. Необходимо создать игровую мотивацию перед разучиванием всего блока упражнений и игр.
Например: Детям предлагаются для сравнения две тетради — с аккуратным и неряшливым почерком. С помощью взрослого путем рассуждений дети самостоятельно приходят к выводу, что тетрадь с красивым почерком гораздо приятнее и привлекательнее.
Создается поисковая ситуация, в которой взрослый побуждает детей выявить, виноват ли ручка (карандаш) в том, что в одной из тетрадей неряшливый почерк или неряшливо выполненное задание. Далее детям дается возможность построить цепочку умозаключений, как можно подготовиться к овладению хорошим почерком в школе. При этом взрослый направляет поисковые рассуждения детей к итоговому выводу, что нужно уметь управлять ручкой (карандашом) во время письма, а для этого развивать руки, чтобы они были ловкими, послушными, умелыми. Далее педагог сообщает детям, что помогут им это сделать карандаши, фломастеры, массажные мячи и другие предметы.
В дальнейшем проведение пальчиковой гимнастики с шестигранными карандашами (фломастерами), мячами следует предварять стихами, которые можно выучить с детьми:
«Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю, будет сильной правая, будет сильной левая, будут ручки у меня ловкие, умелые!»,
«Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу, непременно каждый пальчик быть послушным научу!»,
«Научился два ореха между пальцами держать, это в школе мне поможет буквы разные писать»
и вопросами типа «Хотите поиграть с нашим другом карандашом?», «Хочет ли ваш друг карандаш поиграть с вашими пальчиками?» и т. п.
2. Перед проведением игр и упражнений вспомните с детьми, где правая, где левая рука. «Наденьте, пожалуйста, резинку на правую руку». Резинка используется как ориентир. Тактильные ощущения соприкосновения резинки с рукой способствует запоминанию, закрепляя понятия «правая рука», « правая сторона».
3. Для более легкого запоминания упражнений можно присвоить упражнениям и играм интересные названия.
4. Число упражнений, их компоновку, продолжительность взрослый регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности ребенка, мышечную усталость.
5. Время выполнения игр и упражнений не может быть долгим, т.к. внимание и интерес ребенка быстро иссякают. В свободное от занятий время продолжительность пальчиковой гимнастики может доходить до 10 минут с учетом расслабления рук после каждого упражнения.
6. Перед выполнением упражнения детям необходимо предлагать инструкцию. Нельзя заменять ее только рисунком или ручным образцом выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.
7. Проведение пальчиковой гимнастики должно быть подчинено единым законам построения.
- Пальчиковая гимнастика начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук: а) « Разогреем ладошки »; б) «Разогреем пальчики»; в) «Разогреем ладошки и пальчики»; г) «Разогреем большой палец»; е) «Разогреем кончики пальцев». Это помогает снять усталость, напряжение мышц и оказывает тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.
- Упражнения комплекса пальчиковой гимнастики следует проводить сначала для одной руки, а потом для другой с целью симметричного развития мышц пальцев рук, для равномерной циркуляции крови и поддержания энергетического баланса.
- Выполнение упражнения ведущей рукой:
а) узнавание упражнения по символической картинке и названию;
б) словесная инструкция взрослого для уточнения элементов упражнения;
в) напоминание взрослого прилагать мышечное усилие.
Установка взрослого прилагать усилие при разучивании и повторении упражнения создает ощущение напряжения в мышцах, что способствует выработке их силы, а повторное сокращение мышц при дублировании упражнений умножает ее.
г) напоминание взрослого до упора отводить пальцы кисти руки (особенно большой палец). Это способствует повышению эластичности мышечных волокон.
е) повторение упражнений необходимое число раз;
ё) увеличение темпа выполнения упражнений по мере усвоения навыка движений;
ж) расслабление кисти руки после каждого упражнения.
- Выполнение упражнения другой рукой.
8. Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки: легкая усталость — показатель правильной мышечной нагрузки; сильная усталость, возникшая некоординированность движений, потливость — признаки переутомления. Примерные инструкции взрослого: «Если у кого-то запотели ладошки, расслабьте руки и прекратите гимнастику», «Если упражнения перестали получаться, прекратите гимнастику» и т.д.
9. Выполнение упражнений должно быть регулярным.
10. Игры с массажными мячами, карандашами и другими предметами можно проводить как с группой, подгруппой детей, так и индивидуально, использовать в течение дня, включая их в организованную образовательную деятельность, в образовательную деятельность при проведении режимных моментов, в самостоятельную деятельность, рекомендовать родителям
11. Очень важно участие и ободряющее поведение взрослого.
12. Целесообразно распределить игры с массажными мячами по следующим разделам:
- Игры и упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.
- Игры, направленные на развитие ориентировки в пространстве.
- Игры, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков.
- Игры, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
13. Игровые упражнения с мячами по мере возможности необходимо сопровождать стихами. Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию координации, общей и тонкой моторики. Движения становятся более точными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
13. Во время проведения упражнений полезно включать тихую спокойную музыку.
14. Можно выполнять игровые упражнения с мячами и карандашами в движении под музыкальное сопровождение.
15. Работа в данном направлении будет более эффективной, если:
- педагог владеет методикой выполнения пальчиковой гимнастики с предметами;
- созданы условия для её проведения;
- информированы родители.
Опыт работы показывает, что пальчиковая гимнастика с предметами очень важна по своей значимости для здоровья, эмоционального насыщения, интеллектуального развития ребенка. Карандаш, фломастер, массажный мяч во время гимнастики для пальцев временно превращается в игрушку или занимательный предмет. Дети дошкольного возраста, имеющие тенденцию к игре, получают возможность поиграть с карандашами, мячами и другими предметами, что доставляет им удовольствие, снимает общую усталость, даёт возможность переключиться на другой вид деятельности.
Данный метод благотворно влияет на речевую активность детей. Он направлен на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.
Таким образом, комплексы пальчиковой гимнастики с предметами позволяют:
- обрести эластичность мышц и повысить подвижность суставов;
- создать возможность для тренинга частой, последовательной, своевременной переключаемости движений, т.е. их согласованной координированности;
- воспитывать навык удержания позы;
- ощутить полный объем мышечных движений, их силу и выносливость;
- развивать мыслительные процессы и их произвольность;
- активизировать биологические процессы организма и деятельность жизненно важных анализаторов;
- учиться, играя, что вызывает положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.
Формируя и совершенствуя тонкую моторику рук, используя пальчиковую гимнастику с предметами, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребёнка.
Использованные источники:
1. Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. – М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
2. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. – М.: Издательство «Гном и Д», 2003. – 120 с.
3. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. - СПб: КАРО, 2003. - 80 с.
4. Полякевич Ю. В. Осинина Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".
Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...
Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...
Использование куклотерапии для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Кукла в руках пациента – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться.Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам. ...
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...
Мастер-класс для родителей "Использование нестандартного оборудования в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста"
Во время мастер-класса родители знакомятся с нестандартным оборудованием, с необходимостью его использования в процессе коррекции речевых нарушений в домашних условиях. Родители вместе с детьми практи...
Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Не...
Методическая разработка «Использование нейромячиков в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
В методической разработке представлена серия игр и упражнений с нейромячиками (кинезиологическими мячами), направленных на развитие ориентировки в пространстве, мелкой моторики, фонематического ...