"Этапы формирования устной речи у дошкольников с моторной алалией"
методическая разработка по логопедии по теме

Консультация для учителей-логопедов, содержащая этапы работы,примеры заданий, используемые в работе с алаликами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 Выступление на областном семинаре:

«Этапы формирования устной речи у дошкольников с моторной алалией

                                             Учитель-логопед:

                                                              Казакевич Юлия Владимировна

   Алалия-отсутствие или грубое недоразвитие речи вследствие орган.поражения речевых зон коры г.м. во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.

При моторной алалии недоразвитие речи носит системный характер(нарушены и звуковая и смысловая стороны речи) плюс имеют место неречевые расстройства (моторные, сенсорные, неврологические).Поэтому коррекционная работа с детьми-алаликами носит системный, комплексный характер и включает в себя работу над речью, психическими процессами и личностью ребёнка. Все эти направления отражены в задачах коррекционного обучения, среди которых выделяем основные и дополнительные. Решая эти задачи в течение нескольких лет (а корр.работа с алаликами проходит в течении 2-3 лет) мы стремимся сформировать у ребёнка правильную речь, как средство общения, необходимое для полноценного его  развития и соц. адаптации.

   Коррекционная работа, о которой я хочу более подробно рассказать, будет направлена  на формирование устной речи у детей-алаликов. Можно выделить несколько этапов обучения:

1-ый этап-однословное предложение.Предложение из аморфных слов-корней.

Основная задача-вызвать подражательную речевую деятельность в форме любых звуковых проявлений и расширить объём понимания речи (т.е. на этом этапе мы развиваем у детей представления о предметах и явлениях окр. действительности, понимании конкретных слов и выражений, окружающих знакомых детям ситуаций и явлений. И параллельно  развиваем самостоятельную речь на основе подражания (крикам птиц и животных людей (ам, му ко), постепенно удлиняя цепочку звукоподражаний)

2-ой этап-первые формы слов.

  Задачами данного этапа являются

-расширять импрессивную речь(понятия много, мало, большой-маленький)

-заучивать отдельные обиходные словосочетания (надо, спать, пить)

-научить ребёнка строить двухсловное предложение

   Важное достижение в развитие речи на данном этапе-умение детей объединять 2 слова в одном предложении, умение ребёнка выражать своё желание в повелительной форме глагола, а не с помощью жестов и аморфных слов.

3-ий этап-двусоставное предложение

  На этом этапе мы работаем с детьми, у которых объём предложения увеличился до 2-3 слов.

Задачи данного этапа вы можете видеть на экране

Итогом логопедической работы на данном этапе является понимание некоторых грамм.форм слова, несложных рассказов, коротких сказок, а так же умение ребёнка согласовывать подлежащее и сказуемое в 3-ем лице ед. и мн. числа наст. вр.(мама варит, папа идёт).

4-ый этап обучения-предложения из нескольких слов.

  На этом этапе дети учатся составлять предложения из 3-5 слов

Например: Мальчик пьёт компот (чай, сок и т д.)

                   Оля шьёт платье кукле.

Кроме того дети осваивают некоторые грамматические формы (образование сущ. им.п.мн. ч., сущ. с уменьш.-ласкат. суффиксами). Вводятся предложные конструкции с предлогами  -в, на, с, под.

 Вся логопедическая работа, предусмотренная четвёртым этапом, направлена на овладение детьми элементарной разговорно-бытовой речью, то есть     речь приобретает коммуникативную функцию.

5-ый этап обучения-расширение объёма предложения  

   Прежде чем научить составлять предложения из 5-7 слов необходимо отработать с детьми отдельные словосочетания  (согласование сущ с прил., мест. с сущ., наречие  «много» с сущ. )

  Когда дети научатся правильно составлять простые предложения с однородными членами, рекомендуется переходить к обучению  составления разных видов сложного предложения. Логопедическая работа над сложным предложением начинается со сложносочинённого с противительным союзом «а», с разделительным союзом «или», с союзом «потому, что». Только после этого переходим к сложноподчинённому союзу «чтобы».

  В итоге 5 этапа обучения дети должны овладеть грамматически правильной разговорной речью. Однако их развёрнутая речь может страдать лексическими, грамматическими, фонетическими неточностями, ликвидация которых должна сочетаться с обучения детей сложным формам речи, что и предлагается сделать на следующем этапе обучения.

  6-ой этап – совершенствование связной речи.

Конечный результат в преодолении алалии у дошкольников зависит от множества факторов:

- от ранней диагностики дефекта и его своевременной коррекции,

- от степени  тяжести и структуры речевого дефекта,

- от своевременного  предупреждения вторичных отклонений: как речевых,           так и неречевых,

- от системности воздействия специалистов (медико-психолого-    педагогический подход),

- от  компетентности и заинтересованности родителей и др..

Конечный результат в преодолении алалии у дошкольников зависит от множества факторов:

- от ранней диагностики дефекта и его своевременной коррекции,

- от степени  тяжести и структуры речевого дефекта,

- от своевременного  предупреждения вторичных отклонений: как речевых,           так и неречевых,

- от системности воздействия специалистов (медико-психолого-    педагогический подход),

- от  компетентности и заинтересованности родителей и др..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективные формы работы учителя-логопеда по формированию устной речи у детей с моторной алалией»

В данной работе описан опыт работы по сопровождению детей с речевым диагнозом алалия с учетом структуры речевого дефекта, прописаны этапы логопедической работы с детьми, страдающих алалией, инновацион...

Жукова Надежда Сергеевна Формирование речи у детей с моторной алалией

В пособии представлена система формирования устной речи у детей с моторной алалией...

Развитие мелкой моторики пальцев рук, как средство формирования устной речи у дошкольников.

Развитие мелкой моторики пальцев рук, как средство формирования устной речи у дошкольников.Без игры нет, и не может бытьполноценного умственного развития….Игра – это искра, зажигающая ого...

Основные пути коррекционного воздействия при формировании устной речи у дошкольников с тяжелой речевой патологией

Межрегиональный семинар «Актуализация направлений коррекционной помощи и сопровождения обучающихся с различными нарушениями в образовательных организациях в соответствии со стандартами нового по...

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией.

В статье представлены результаты исследования особенности формирования слоговой структуры слова у детей ОНР II уровня, моторная алалия. Представлен анализ результатов коррекционно-логопедиче...

Способы формирования устной речи у дошкольников. Презентация. Доклад.

quot;Способы формирования  устной  речи у  дошкольников" консультация для воспитателей....

Статья. Особенности формирования устной речи у дошкольников.

Особенности формирования устной речи у дошкольников....