ПРОЕКТ «ЛОГОЦВЕТИК» (логопедическая работа с неорганизованными детьми от 2 до5 лет)
методическая разработка по логопедии по теме

 

Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_logocvetik_dlya_neorganizovannyh_detey.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Учитель-логопед: Беклемышева

                                                                 Татьяна Алексеевна

ПРОЕКТ

«ЛОГОЦВЕТИК»

(логопедическая работа с неорганизованными детьми от 2 до5 лет)

Актуальность.  Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

     Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

     Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

Моя задача совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

Родители узнают о том, какие игры и упражнения можно проводить с малышом, чтобы развивать его речь и научиться, лучше понимать его.

Новизна. Отсутствие образовательных программ для родителей, снижение тиражей специализированных научно-популярных изданий создало информационный вакуум, в котором оказалось большинство семей, воспитывающих детей-дошкольников. Источником педагогических знаний для родителей станет проект на базе МОУ «РСОШ». Приходя на специальные занятия, в играх со сверстниками, дети овладевают полезными знаниями и учатся общаться, родители при этом получают необходимые консультации специалистов по детскому развитию. В результате процесс адаптации, когда дети пойдут в детский сад, станет для ребенка менее болезненным, а развитие личности ребенка - более гармоничным.

 Отличительной чертой данного проекта является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие речи, внимания, памяти, и др. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.

Цель проекта –  содействовать повышению коррекционно-педагогической культуры и логопедической компетентности родителей по общему и речевому развитию дошкольников.

Задачи:

  1. совершенствовать мыслительные операции детей, улучшать и расширять возможности запоминания, активизировать внимание, развивать способности к творчеству, поощрять воображение
  2. развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями;
  3. помогать родителям приобретать необходимый минимум знаний, позволяющий им проводить занятия в домашних условиях.

Работа по проекту будет вестись по трем направлениям:

Обучение родителей. Ведущие формы обучения в условиях проекта - беседы, деловые игры, консультации.

Обучение детей. Игры, игровые упражнения, занятия.

Консультирование родителей. Оно направлено на достижение глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка.

Консультирование родителей строится на принципах: 

  1. Создания доверительных отношений;
  2. Взаимоуважения;
  3. Компетентности;
  4. Качественной организации консультаций.

Содержание работы: проект создается для детей, не посещающих детский сад, от 2 до 5 лет, и включает задания разнообразной тематики, с целью создания условий для развития правильной, чистой речи  у детей, индивидуализации личности ребенка, повышения уровня коррекцио-логопедической компетентностей у родителей. Дети посещают занятия вместе с мамой. Организация работы строится на основе ведущих видов детской деятельности  и с учетом индивидуальных, личностных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка. Проект рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май). Каждая встреча занимает 15 - 30 минут. Предусмотренные проектом занятия состоят из нескольких постоянно присутствующих блоков: речепознавательный, музыкальный, творческий, в свою очередь каждый блок содержит сменяющие друг друга виды деятельности, что не дает малышу почувствовать усталость. Все виды деятельности, присутствующие на каждом занятии подчинены одной теме, которая определяется предметами и явлениями окружающего мира малыша. Занятия проводятся учителем - логопедом детского сада. Материалом для встреч служат игры, игровые задания, консультации учителя-логопеда.

В комплекс диагностических методик по выявлению исходного уровня компетентности родителей в процессе логопедической коррекции входят:

  1. опросник для родителей (изучение раннего психомоторного и речевого онтогенеза);
  2. анкета «Как говорит ваш ребенок?»
  3. ознакомление родителей с логопедической диагностикой.

Методы и приемы, используемые в программе:

  1. Организационные;
  2. Наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);
  3. Словесные (убеждение, беседа, объяснение, художественное слово);
  4. Практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение);
  5. Логические;
  6. Мотивационные (убеждение, похвала).

Определены основные этапы развития коррекционно-логопедических компетентностей у родителей и выбор наиболее предпочтительной формы общения родителей с учителем-логопедом.

1 этап: Обследование речи детей, анкетирование и опрос родителей.

2 этап: Создание проекта сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с родителями ребенка).

3 этап: Реализация проекта.

4 этап: Анализ полученных результатов.

Формы организации детской деятельности могут быть различными, но чтобы средства для достижения коррекционно-воспитательных задач оставались игровыми. Наиболее целесообразно использовать различные дидактические, развивающие игры, занимательные упражнения, игры-эксперименты с материалами и др. по всем направлениям деятельности детей, обеспечивая реализацию выбранного программного содержания. При этом нужно придерживаться главного направления в работе с детьми, развития речевой активности каждого ребенка в процессе разнообразной деятельности.

Ожидаемый результат:

  1. становление речи ребенка;
  1. развитие мелкой и общей моторики;
  2. развитие коррекционно-логопедических компетентностей у родителей;
  1. закрепление полученных на логопедических занятиях знаний и совершенствование достигнутых речевых возможностей, а также приобретение новых знаний родителями войдет в ежедневную привычку.

Итогом работы является гармоничное развитие личности ребенка в процессе предметно-игровой деятельности положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в речевом общении и сенсорных представлениях,  движениях детей, успешная адаптация детей к условиям детского сада.

План работы

Название темы

Открытие проекта.  Игровая программа «Давайте познакомимся!»

Лексическая тема «Игрушки»

Лексическая тема «Овощи»

Лексическая тема «Фрукты»

Лексическая тема «Наше тело»

Лексическая тема «Мебель»

Лексическая тема «Насекомые»

Лексическая тема «Домашние животные»

Лексическая тема «Домашние птицы»

Лексическая тема «Мамин праздник»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

  1. Долматова Н.Г. Формы работы дошкольных учреждений с неорганизованными детьми // № 6 Управление ДОУ № 6 2005.
  2. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
  3. Трегубенко Л.А. Клуб успешного родителя. // Воспитатель ДОУ. № 6 2003.
  4. Янушенко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. М., 2009.
  5. Тетрадь для младшей логопедической группы детского сада. Под редакцией  Л.Н. Павловой. С-П., Детство – Пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и значение начального этапа коррекционной работы. Логопедическая работа с безречевыми детьми.

Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражан...

Работа с неорганизованными детьми.

Данный план работы рекомендован для организации консультативного пункта в ДОУ....

Рабочая программа Пирамидка по работе с неорганизованными детьми (с1-2-х лет)

Данная программа способствует преодолению у детей стресса при поступлении в      дошкольное учреждение и успешной адаптации, так как в присутствии и с помощью...

Инициативно творческая группа "Разработка программы работы с неорганизованными детьми раннего возраста по адаптации к дошкольному учреждению "Карапуз"

Документация об участии в работе инициативно-творческой группы по разработке программы группы кратковременного пребывания детей раннего возраста "Карапуз"...