«Тьюторское сопровождение в коррекционной работе через поиск интересных ребенку форм сотрудничества»
статья по логопедии по теме

 Статья из опыта работы с детьми инклюзивных групп детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutorskoe_soprvozhdenie_.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Тьюторское сопровождение в коррекционной работе через поиск

интересных ребенку форм сотрудничества»

Главная задача любого педагога, работающего в инклюзивных группах - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

Мы считаем, что необходим переход  к тьюторскому сопровождению детей с особыми образовательными потребностями в дошкольном учреждении. И осуществлять это сопровождение может педагог, наиболее симпатичный ребенку.  

Тьютор – это педагог, который занимается определенным направлением педагогической деятельности. Например, учитель передает знания, умения, навыки, а воспитатель передает жизненные ценности.  Тьютор же  не передает общих знаний, умений или навыков, он не воспитывает, его задача – помочь ребенку зафиксировать собственные  интересы, определить какие-то предпочтения, помочь понять, где и каким образом можно это использовать, помочь выстроить свой путь познания интересующих его вещей.

В данном случае деятельность педагога заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны  каждому из участников группы, и создать условия,  в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми.  

Одной из возможностей тьюторского сопровождения мне представляется творчество в технике тестопластики. Соленое тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Мука, соль и вода   – все, что понадобится для создания шедевра. Замешал тесто и лепи, сколько хочешь!  Каковы же отличительные особенности работы? Ведь, по сути, это занятие очень напоминает традиционные занятия лепкой.  Соленое тесто – это замечательный материал для поделок с детьми.  Это приятный на ощупь, экологически безвредный и неаллергенный материал. Его можно даже съесть, лепить могут даже самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески.

В тестопластике масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Кроме этого отсутствует также заданность цвета – дети имеют возможность расписывать высохшие фигурки по своему усмотрению.

У детей с различными особенностями в развитии  отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Детям с синдромом Дауна сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, в которых пальцы руки должны действовать согласованно и координировано. Для формирования осознания того, что ручки могут работать и делать достаточно много, мною используются приёмы лепки из соленого теста.  

Однако,  используя приемы тестопластики для коррекции речевого развития детей, я решила не ограничиваться только развитием мелкой моторики.

По результатам наблюдений за детьми в процессе творчества был сделан вывод, о наличии интереса к деятельности с соленым тестом, о развитии у детей замыслов.  Используя интерес и замысел детей, была пересмотрена форма организации индивидуальных  коррекционных занятий.

В текущем учебном году совместно с детьми инклюзивных групп нашего детского сада был создан мультфильм по сказке В.Г.Сутеева «Мешок яблок». Это яркий пример сопровождения интересов детей.

Дети участвовали в процессе создания фигурок, декораций для мультфильма.

 В озвучивании принимали участие дети подготовительной к школе группы. Таким образом, можно сделать вывод, что работа с тестом позволяет не только совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику, стимулировать развитие сенсорной сферы, тактильной чувствительности, но и развивать навыки общения и речь (диалог, монолог), развивать воображение, пространственное мышление и стимулировать познавательные интересы, расширять кругозор.

Огромное значение имеет положительный настрой на занятие, ведь почти каждый ребенок с поведенческими особенностями. Это могут быть совершенно немотивированные вспышки гнева, агрессии, смеха, которые сменяются с потрясающей скоростью. Пожалуй, только детки с синдромом Дауна, всегда готовы идти на контакт. Собственное творчество, как правило, создает ситуацию успеха.  Полезность и ценность результатов совместного с дошкольником с особенностями развития интереса вероятны только, если сопровождение (со-действие, со-участие, со-трудничество) осуществляется ненавязчиво и деликатно, своевременно и грамотно, адресно и дозировано, повседневно и экстренно.

Гибкое сочетание индивидуальных и групповых занятий позволяет ребенку с ОВЗ выработать стратегии  поведения в процессе общения и в разных видах деятельности.  

Главное, особенно в случае с нашими детками, признание за ребенком права на собственный интерес и грамотное использование этого интереса в построении индивидуального образовательного маршрута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: " Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими разные формы ДЦП."

Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойноеместо в ...

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР ( 5 лет)

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (5 лет)...

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (6 лет)

Индивидуальный план - маршрут коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с ОНР (6 лет)...

«Методическое сопровождение профессиональной успешности педагогов через активные и интерактивные формы работы»

Теоретическое обоснование:   В.И. Богословский отмечает:-         «Методическое сопровождение - это научное сопровождение его рассматривают...

Опыт работы " Физкультурно оздоровительные мероприятия, как форма сотрудничества ДОУ и семьи "

Не секрет, что многие родители не понимают значения воспитательного процесса, осуществляемого в детском саду. Они интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где толь...

Поиск новых, альтернативных форм сотрудничества с семьями воспитанников в сложившихся условиях санитарно – эпидемиологической обстановки.

Пандемия внесла большие изменения в работу детских садов. Как мы взаимодействуем с родителями отражено в материале....