Развитие голоса у детей с врожденной челюстно - лицевой патологией в условиях Центра ТНР
методическая разработка по логопедии (младшая группа) по теме

Работа по развитию голоса у детей с врожденной челюстно - лицевой патологией является важной частью процесса реабилитации . Нарушение голоса является следствием врожденного дефекта, ослажненного соматической ослабленностью и носит стойкий характер. В статье раскрывается теоретический материал по проблеме, а т. ж представлен конспект занятия, в которм отражены практические наработки по работе с детьми с ВЧЛП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_golosa_u_detey_s_tnr.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по развитию голоса у детей

с врожденной челюстно – лицевой патологией.

   В  последнее время увеличивается процент детей  с врожденными челюстно-лицевыми патологиями (несращениями губы и расщелинами неба).

          Особенностью соматического состояния этих детей являются частые заболевания верхних дыхательных путей. А инфекции верхних дыхательных путей усугубляют ринолалию дисфункцией гортани. При нарушении носового дыхания ребенок дышит ртом, что приводит к высыханию слизистой голосовых складок и делает их уязвимыми к различным воздействиям. В связи с этим охрана и развитие детского голоса должны быть составной частью воспитания и обучения детей с с ринолалией. Ответственность за правильное становление голосовой функции в первую очередь ложится на логопедов, как специалистов в области различных форм патологии речи и голоса. Голос – важная черта человеческого облика, которая либо способствует активному человеческому общению, либо затрудняет его. Это значимо для каждого человека в любой ситуации. Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно – прямо и мгновенно, передает эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений. Голос дает возможность передавать информацию на значительное расстояние, обеспечивая нормальную коммуникативную деятельность. Хорошо владея и управляя им, говорящий способен донести до слушателя гораздо больше информации, полнее, точнее выразить свою мысль, свое отношение к окружающим событиям.

         Полноценная речевая деятельность невозможна без адекватного использования средств речевого этикета. Только к вежливому человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Поэтому во время занятий нужно обращать внимание детей не только на то, чтобы речь была понятной, но и на соблюдение правил общения: способы приветствия и прощания, выражения благодарности, извинения, просьбы; объяснить, что нельзя перебивать говорящего, а если это необходимо, следует извиниться.

Работа над общими речевыми навыками.

Устная речь – это фундамент, на котором строится вся учебная деятельность в школе.

       Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений или точное использование лексических средств. Голос дает возможность передавать информацию на значительное расстояние, обеспечивая нормальную коммуникативную функцию. Хорошо владея и управляя им, говорящий, способен донести до слушателей гораздо больше информации, полнее, точно выразить свою мысль, свое отношение к окружающим событиям.

     Голос делает речь музыкальной, неповторимой, оказывает эмоциональное воздействие – с его помощью передаются различные чувства (грусть, радость и пр.).

        Хорошо развитый физический слух является непременным условием для нормального развития голоса. Даже незначительное его снижение может отрицательно сказываться на чистоте голоса. Снижение слуха ведет к искаженному восприятию голосовых проявлений окружающих, к неправильному восприятию интонационных средств.

          Важная роль в овладении голосом принадлежит речевому слуху. Он обеспечивает нормальное усвоение устной речи. Дети, имеющие хорошо развитый речевой слух, не только правильно улавливают различные изменения голоса, но и точно воспроизводят все тонкости фонетического оформления звучащей речи. Овладение чистым произнесением звуков, умение правильно воспроизводить различные интонации достигаются постепенно.

       Устная речь не возможна без дыхания, которое служит энергией для образования голоса. Чистота и плавность звучания голоса зависят от того, как говорящий пользуется им. Так, плавность звучания зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения. Достаточная продолжительность выдоха обеспечивает нормальную длительность звучания голоса. Поэтому очень важно в процессе высказывания рационально расходовать воздух, своевременно добирать его, чтобы сохранить плавность, легкость и длительность звучания голоса, т.е. правильно пользоваться речевым дыханием.

 Речевое дыхание детей с ринолалией  отличается от речевого дыхания детей – нормы. Слабость дыхательной мускулатуры, малый объем легких, наличие у многих детей верхнегрудного дыхания затрудняет нормальное голосообразование. Голос образуется путем колебания голосовых складок, приводимых в движение напором воздушной струи, контроль которого осуществляется центральной нервной системой. Многие малыши совершают вдох с резким поднятием плеч, часто почти перед каждым словом добирают воздух.

       Работа по формированию правильного речевого дыхания осуществляется в процессе общего речевого развития. Особое внимание обращается на тех детей, у которых дыхание в покое поверхностное, неровное, с привлечением мышц шеи. Необходимо добиваться, чтобы дошкольники вдох совершали бесшумно, быстро (одновременно через рот и нос), выдох – плавно, немного замедленно.

        Воспитание правильного речевого дыхания начинается с выработки длительного ротового выдоха, с умения экономно расходовать воздух в процессе протяжного произнесения звуков с учетом своевременного его добора.

         Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе. Работа по воспитанию у детей умения регулировать и правильно пользоваться дыханием начинается с первой младшей группы и осуществляется в определенной последовательности:

  1. обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному, с достаточной силой выдоху (проводится на неречевом материале);
  2. обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков (проводится при уточнении артикуляции звуков);
  3. формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном вдохе фраз разной протяженности, содержащей от двух до пяти слов).

         Подготовительная работа, направленная на развитие речевого дыхания, состоит в том, чтобы научить детей производить быстрый вдох через рот и нос и плавно, равномерно, медленно выдыхать воздух с различной силой через рот. Логопед дает образец. Упражнения, дидактические игры проводятся воспитателем частично на речевой гимнастике (сразу же после утренней), но в основном на занятиях по развитию речи.

Детям младших групп предлагают в игровой форме такие упражнения: сдувать с руки “снежинку” (ватку); дуть на “султанчик” (тонкие полоски бумажек, приклеенные или привязанные к карандашу, палочке); погреть ладошки; дуть на подвешенные к нитке, сделанные из бумаги бабочки, жуки, птички; дуть на одуванчики, чтобы слетели пушинки.

       При проведении дидактических игр и упражнений необходимо постоянно фиксировать внимание детей на длительности выдоха, на равномерности и плавности  произнесения звуков, подключая для этого слуховой контроль.

        Далее детей учат правильно пользоваться голосом в процессе высказывания. Во время работы над дыханием педагогу необходимо добиваться, чтобы дети младших групп при выдохе могли произнести фразу, состоящую минимум из 2 – 3 слов, а дети средней и старшей групп – из 3 – 5 слов.

      Для выработки речевого дыхания можно предлагать детям произносить на одном выдохе шутки – чистоговорки, отвечать на вопросы по содержанию картины: “Что делает Таня? – Таня поет”; “Где сидит сова? – Сова сидит на суку”. При произнесении небольших фраз не следует допускать ненужных остановок между отдельными словами. Необходимо добиваться, чтобы дети произносили небольшую фразу на одном выдохе, а при произнесении фраз, состоящих из 6 -7 и более слов, правильно распределяли паузы с учетом текста. Хорошим материалом для упражнений могут быть загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, короткие стихотворения, небольшие считалки.

      Работа над свойствами голоса: силой, высотой, тембром – проводится практически на всех занятиях.

В формировании умения правильно управлять своим голосовым аппаратом с учетом условий общения ведущее место занимают дидактические игры.

Для младшего дошкольного возраста рекомендуются следующие игры: “Паровоз и паровозик”, “Позовем Аленку”, “Большие и маленькие” (как лает собака и щенок; как квакает лягушка и лягушонок), “Песня ветра и ветерка”, “Постучим молоточком”, “Тикают часы”, “Комар и комарики”, “Позови голубей” (произнесение звуков и звукосочетаний с различной громкостью).

       На этом возрастном этапе чаще всего проводится работа с отдельными звуками и звукосочетаниями.

        Для детей средней группы рекомендуются следующие игры: “Вьюга”, “Ауканье”, “Скажи, как я”, “Эхо”, “Кто позвал?”, “Секрет”, “Угадай, чей голос?” (дети одной подгруппы произносят с различной громкостью звукоподражания, отдельные слова или фразы, а дети другой подгруппы определяют, кому они могут принадлежать).

Для упражнения в силе голоса используются шутки – чистоговорки, небольшие фразы.

В старших группах даются упражнения, цель которых – научить детей пользоваться своим голосом в зависимости от ситуации общения: говорить тихо, когда беседуешь с товарищами, отвечать достаточно громко на занятиях.

      Упражнения на формирование умения менять высоту тона являются наиболее трудными, особенно для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Поэтому в процессе обучения очень важное значение имеет правильный образец речи взрослого.

        Педагог читает рассказ или сказку, в содержании которых есть звукоподражания. Он произносит их то низким, то высоким голосом (за кошку и котенка, за собаку и щенка), а дети повторяют, подражая образцу.

          В младшем дошкольном возрасте обучение умению модулировать голосом по высоте осуществляется при помощи игр с использованием звукоподражаний: “Кошка и котята”, “Собака и щенята”, “Курица и цыплята” (взрослые особи животных “говорят” низким голосом, детеныши – высоким).

          В средней группе даются упражнения, направленные на формирование у детей умения пользоваться вопросительной и утвердительной интонацией: “Мама мыла полы? Мама мыла полы”. Можно предложить одним детям самим придумывать вопросы, а другим отвечать на них. Для этой цели полезно использовать и специальный материал: шутки – чистоговорки, чистоговорки, которые даются в качестве упражнений для развития артикуляции или для закрепления правильного произношения отдельных звуков: “Са – са – са – у кого лиса? – Са – са – са – у меня лиса”; “Мама Милу мылом мыла? – Мама Милу мылом мыла” и пр.

        Для старших дошкольников такие упражнения усложняются, подбираются, например, чистоговорки, насыщенные звуками, требующими четкой дифференциации. Ребенок сначала задает вопрос, а затем сам же отвечает на него: “Заржавел железный замок? – Заржавел железный замок”; “Сушила Саша сушки? – Сушила Саша сушки”.

Основные задачи развития голоса:

  1. формирование правильного физиологического и речевого дыхания, развитие речевого слуха, устранение недостатков произношения;
  2. устранение причин, вызывающих страх детей перед речевым высказыванием, привлечение стеснительных ребят к ответам на занятиях, к выступлениям на детских утренниках;
  3. развитие всех компонентов голоса, совершенствование интонационной стороны речи.

В качестве примера представляем конспект фонетического занятия в младшей группе в Центре для детей с тяжелыми нарушениями речи .

Фонетическое  занятие в послеоперационный период в младшей группе Центра ТНР

«Айболит в Африке»

Цель: активизация мягкого нёба, развитие подвижности нёбных и глоточных мышц, дифференциация вдоха и выдоха, развитие оральных кинестезий, устранение назализации, формировать правильный ротовой выдох при реализации артикулем гласных .

Задачи: учить удерживать мягкое небо в поднятом положении, ощущать движения мягкого нёба; удерживать по показу артикуляционную позу, учить выдувать воздушную струю, не раздувая щёк, развивать мелку моторику пальцев рук, слуховое восприятие, внимание.

Оборудование: игрушки доктор Айболит, бегемот, обезьяна, тигр, кораблик, дольки бананов, сироп или настой трав, обучающая логопедическая игра «Игры для тигры».

Ход занятия.

  1. Орг. Момент., Психогимнастика.

Доброе утро! Кто сегодня  снова пришел к нам в гости? Верно, добрый Д.А. Он очень рад встречи с тобой, а ты?

Давай улыбнёмся Д.А., Друг другу, гостям, подарим наши улыбки – солнышки.

  1. Масса лица.

Чтобы наше личико стало еще краше, еще светлее – сделаем масса.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Давай подарим Доктор Айболиту стихотворение, которое мы для него выучили.

            Добрый Доктор Айболит                 Провести ладонь по тыльной стороне    

                                                                         ладони

            Он под деревом сидит                      Опора на локти, потрясти кистями рук.

            Приходи к нему лечиться               Соединить одноимённые пальцы

            И корова, и волчица,                       Загибать пальцы

            И жучок , и паучок  и медведица

            Всех излечит, исцелит добрый Д.А.  Руки в замок, сгибать – разгибать

  1. Упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани:

Пока мы рассказывали с тобой стишок, доктору Айболиту пришло письмо из далекой Африки. В нём говорится, что заболели зверята и их родители просят Доктора Айболита приехать и вылечить их. Ты готова помочь доктору ?

Но прежде чем отправится, нам нужно хорошо подготовится, проверить хороша ли погода, нет ли туч на небе.

 1. Голова вправо – вдох

    И.П. – выдох

   Голова влево – вдох

   И.П. – выдох.

2. И.П. – руки в замок на затылке. Отклонение головы назад с сопротивлением рук – вдох, выдох.

3. Исходное положение – сжатые  в кулак кисти подпирают подбородок. Наклоны головы вперед с сопротивлением рук. Вдох, выдох

4. И.П. – ладони к ушам. Наклоны головы с сопротивлением рук. Вдох, выдох.

  1. Формирование грудобрюшного типа дыхания.

Д.А. – я вижу, что мы готовы, теперь отправляемся в путь

Ложись на спину – на живот игрушка – лодочка. Покачаем лодочку на волнах

Мы животик надуваем и кораблик свой качаем.

Вверх, вниз, вверх, вниз –

По волнам мы понеслись.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Д.А. Спасибо, без твоей помощи мы бы не доплыли до Африки. А вот и она.

Первым нам встретился- …. Верно, бегемотик.

У него болит горлышко и он сильно кашляет.

а) покашлять  - 5 раз

б) открыть рот,  язык вперед  АААА. Закрыть

в) голову назад – капелька сиропа – проглотить

Вот мы и вылечили бегемота. А за всем этим наблдала обезьянка, ей тоже хотелось попробовать вкусного сиропа  и чтобы мы ее заметили стала дразниться

      «Улыбка – трубочка»

ДА. Ай –ай – ай , обезьянка ты тоже хочешь сладкого  сиропа, но полезно есть и фрукты

( с тарелки взять губами дольки бананов)

Посмотри, кто пришел к Д.а. . Ну конечно, это тигрёнок Что ты нам хочешь сказать ? Приглашаешь поиграть? Ну конечно, мы согласны.

Физминутка

Что слоны умеют делать ?

Посмотри- ка, посмотри

Все слоны умеют топать,

Топай, топай, 1- 2 -,3

Что слоны умеют делать?

Посмотри – кА, посмотри

Головой они кивают

1-2-3 и1-2-3

Что слоны умеют делать ?

Посмотри- ка, посмотри

Могут все ушами хлопать!

Хлопай, хлопай 1-2-3

Что слоны умеют делать ?

Посмотри- ка, посмотри

Все слоны плясать умеют

Попляши – ка 1-2-3

Упражнение для глаз.

Итог. Чему мы сегодня учились Правильно дышать, вдох носом выдох ртом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание и развитие речи детей с врожденной челюстно -лицевой патологией

В материале представлен практический материал для родителей детей с врожденной челюстно - лицевой патологией....

Развитие голоса у детей старшего дошкольного возраста.

Использование современных методик на музыкальных занятиях. Развитие голоса у детей старшего дошкольтного возраста....

РЕФЕРАТ на тему: «Закономерности развития моторики у детей в норме и при патологии»

РЕФЕРАТ на тему: «Закономерности развития моторики у детей в норме и при патологии»...

Консультация для родителей "Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста" в рамках работы Консультационного центра по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителя) н

Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, расп...

Приёмы развития голоса у детей дошкольного возраста в детском саду

Этапы работы по развитию голоса дошкольников...