Развитие голоса у детей старшего дошкольного возраста.
статья по музыке (старшая, подготовительная группа)

Смирнова Екатерина Юрьевна

Использование современных методик на музыкальных занятиях. Развитие голоса у детей старшего дошкольтного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_golosa._sovremennye_metodiki.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Современные методики, упражнения для развития голоса и певческих      способностей у детей дошкольного возраста

Ведущей деятельностью обучения детей пению на музыкальных занятиях является — игра. Именно в игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается интерес, положительные эмоции.  В игровой форме можно проводить с детьми артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию.

Для развития интонационного и фонематического слуха, а также для расширения диапазона речевого и певческого голоса используется развивающие игры с голосом — это подражание звукам окружающего мира.

Большое влияние на развитие вокальных данных детей оказывают речевые ритмо — интонационные игры и упражнения, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха: чувства ритма, темпа, тембра, развивают речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи.

Например, можно произнести текст сначала громко, затем тихо; произнести текст сначала высоким голосом, а затем низким; сначала быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя. Детям нравится, когда они делятся на две команды и играют в «Эхо». Например: одна команда произносит текст и хлопает одновременно, а другая, произносит и шлёпает по коленям или первая только произносит текст, а вторая только хлопает, и наоборот и т. д.

Упражнения речевого этапа помогают детям легко и незаметно подготовить свои голоса к пению, поскольку их голосовой аппарат уже «разогрет» и готов к пению.

   Игровой метод – это главный двигатель в работе над первыми вокальными навыками. Различные голосовые игры способствуют осознанию ребенком механизма звукообразования, выработке координации слуха и голоса.

За основу игровой программы я взяла методические приемы В.В.Емельянова, О. В. Кацер(некоторые из них).

Хорошо использовать в работе такие упражнения:

Артикуляционная гимнастика (Разогреть мышцы речевого и дыхательного аппарата)

-цоканье и пощёлкивание  языком;

- круговые движения языком между зубами и щеками;

Игры и упражнения на дыхание

В самом начале полезно использовать игры на дыхание без звука.

Детям в игровой форме предложить  такие упражнения: сдувать с руки «снежинку», дуть на «пёрышко», погреть ладошки, соревнования «Чья снежинка улетит дальше?», кто дольше сможет подуть. Выдувать воображаемые мыльные пузыри. Далее  удлиняем выдох на звуках «Ж», «Ш», «З», «С», «Ф», «У». Для этого используем различные образы, например, как  летит  пчела, жук, комар. Изображать ветер (лёгкий, сильный и т.д. Затем удлиняем выдох , используя различные образы, такие как:

- сердитая кошка (выдыхание на согласных «ш»);

- жужжащая пчела или жук;

- гул самолёта. 

«Осенние листочки» ( О. Кацер)

Игра на развитие речевого и певческого дыхания .

Осенние листочки на дереве висят,

Как только ветер дунет – они зашелестят.

А ветерок рассердится и дунет посильней,


И ветви закачаются быстрей, быстрей, быстрей!


Потом начнется листопад.

Листочки на землю летят.


- подняв руки, поворачивают кисти, произнося звук «Ш»

- на продолжительном выдохе произносят звук «Ф»

- качают руками и глиссандируют звук «А» то вверх, то вниз

- постепенно опускают руки вниз, четко произнося звук «П»

Развивающие игры с голосом

Это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плач),голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать и т.д.), голосам неживой природы (тикать, капать и т.д.) Например:

«Ослик» С.А. Коротаева

Ослик загрустил: И- а…

Хвостик потерял вчера.

Он бродил - поцокать языком

И вдыхал  - вздохнуть

А нашёл  и закричал:

Ура! И- а!

Ритмоинтонационные игры включают в себя ритмы имён детей, приветственных слов, названий деревьев, цветов, считалки, пословицы, поговорки, четверостишия и т.д.

 «Бегемот»

Сладко спит в своей постели бегемот – [ХР], [ХР]

Видит он во сне морковку и компот — [ХР], [ХР]

Спит он широко разинув рот — [ХР], [ХР]

И во сне он громким голосом поёт — [ХР], [ХР]

 «Винни Пух и Пятачок»

Винни Пух — звук на вдохе фальцетным режимом в низкой тесситуре, на выдохе в грудном: А-а.

Пятачок — звук на вдохе и выдохе в фальцетном режиме в высокой тесситуре: а-ая 

 «Выдувание»

(У) — Завывает ветер  — (У)

(У) — песнь поёт свою — (У)

(У) — вы не бойтесь дети — (У)

(У) -  песенку мою— (У)

Речевая игра «Дождик»

Проговариваем текст в размере две четверти:

«Дождик, дождик,

пуще лей!

Чтобы было

Веселей!»

1.Произносим текст по-разному: первый раз громко, второй раз -тихо.

2.Изменяем регистры голоса: высоким, затем низким.

3.Изменяем темпы произношения: быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя.

4.Две группы детей играют в «Эхо»:

а) первая произносит громко весь текст, вторая –как эхо, произносит тихо;

б) первая произносит и хлопает одновременно, вторая произносит и шлёпает(можно поменяться ролями)

в) первая только произносит текст, вторая только хлопает, и

наоборот;

г) обе группы исполняют текст только в звучащих жестах без произнесения:

д) можно заменить звучащие жесты шумовыми инструментами и т.д.

Цель речевой зарядки –подготовить голос дошкольника к  речи и пению.

Речевые зарядки обостряют слуховое внимание, улучшают взаимодействие и координацию слуха и голоса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы вокального кружка "звонкие голоса" для детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование работы вокального кружка "Звонкие голоса" для детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Статья «Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом для детей старшего дошкольного возраста»

Статья «Игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом для детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...