Авторская программа "Волшебный язычок"
рабочая программа по логопедии по теме

Быкова Анна Александровна

 

Программа по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_volshebnyy_yazychok.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида

детский сад № 41 «Жаворонок»

      Согласованно          Утверждаю

 Научный руководитель                                               Заведующая МДОУ

старший преподаватель                                            комбинированного вида                                                                                                      

кафедры НДО МГОСГИ                                                          д/с №41                                                                            

                                                                                              «Жаворонок»              

________Ульянова О.И.                                                _________Быкова Е.Е.                      

Программа

по развитию и совершенствованию моторики органов артикуляционного аппарата у

детей младшего дошкольного возраста

 «Волшебный язычок»

                                                                       разработано

                                                                       учителем - логопедом

                                                                       Быковой А.А.

                                                                       1–ой квалификационной категории

г. Коломна

2009 г.

Пояснительная записка.

Произношение звуков речи — это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артику ляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, со провождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ре бенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у малыша постепенно. Говоря о специаль ной логопедической гимнастике, мы име ем в виду упражнения для многочислен ных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки. Чтобы работать эффективно, нужно иметь представление об их строе нии. Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными теоретиками и прак тиками логопедии (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Г.В. Гуровец, Г.В. Куз нецова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и др.).

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц рече вого аппарата, развитие силы, подвижно сти и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Чтобы правильно осуществить под бор упражнений для артикуляционной гимнастики, важно знать:

— какие движения характерны для различных органов артикуляционного аппарата;

— какие упражнения необходимы для формирования артикуляционного уклада каждого конкретного звука.

Наиболее подвижным речевым орга ном является язык. Наиболее активны кон чик языка и его боковые края (передней и средней частей), так как от их работы зависит качество произносимых звуков.

Язык, принимая различные положе ния, меняет форму и объем резонирую щей полости рта, от чего зависит каче ство звука.

Подвижность губ также играет важ ную роль в образовании звуков и оказы вает влияние на их качество.

Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может: смыкаться с верхней губой, обра зовывать щель, приближаясь к верхним передним  зубам

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных

Таким образом, при произнесении различных звуков речевые органы зани мают строго определенное положение.  Но так как в речи звуки произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим, то и органы, артикуля ционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое. Четкое произношение звуков, слов, фраз возможно только при условии достаточной подвиж ности органов речевого аппарата, их способности быстро перестраиваться, работать четко, строго координировано и дифференцированно.

Артикуляционная гимнастика явля ется основой формирования речевых зву ков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии (при чины). Гимнастика включает упражне ния для тренировки подвижности орга нов артикуляционного аппарата, отра ботки всевозможных положений губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы русского языка.

Артикуляционная гимнастика является средством профилактики речевых нарушений, именно поэтому нами была разработана программа по использованию артикуляционных упражнений для развития подвижности органов артикуляционного аппарата и тем самым для профилактики нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.

Цель программы: профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста посредством проведения специальных артикуляционных упражнений направленных на укрепление и развитие мышц артикуляционного аппарата, выработку точных артикуляционных укладов звуков русского языка.

Задачи:

1. увеличение объёма и амплитуды артикуляционных движений.

2. формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции

3. укрепление мышц артикуляционного аппарата

4. нормализация тонуса мышц артикуляционной мускулатуры

5.подготовка речевого аппарата для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).

Методические рекомендации:

   Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста и включает в  себя  72 занятия. Занятия проводятся два раза в неделю продолжительностью 15 минут с группой детей 10 – 13 человек. Занятия проводятся в течение учебного года, начинаются с сентября и продолжаются по май (включительно).

Артикуляционную гимнастику мы проводим по следующей схеме. Вначале формируются грубые, диф фузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения мы переходим к выработке более дифференцированных тонких движений, что достигается путем зритель ного контроля, а также введением в рабо ту ритма: отдельные движения ограничи ваются отбиваемым рукой тактом. Таким образом, отрабатываются движения губ, языка, мягкого нёба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц.

Упражнения должны быть целена правленными. Важно не их количество, а правильный подбор и качество выпол нения. Недостаточно только правильно отобрать упражнения, важно научить ребенка правильно их выполнять: отработать чистоту, четкость движений; их плавность, силу, темп; точность движений при смене одного движения другим, что особенно важно при произношении слогов, слов, в спонтанной речи, в процессе общения.

Необходимо развивать точность движений речевого органа, которая определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено ме стоположением и формой этого органа.

Плавность и легкость движения предполагают отсутствие толчков, подер гиваний, дрожания органа.  Мы заметили, что напряжен ность мышцы всегда нарушает плавность и мягкость; движение должно выполнять ся без вспомогательных или сопутствую щих движений других органов.

Темп - это скорость движения. Вна чале, на стадии овладения  мы допускаем не сколько замедленный темп, затем он регулируется при помощи отбивания ритма рукой, счета вслух. Также мы отрабатываем произвольную регуляцию темпа (быстро или медленно).

Когда положе ние речевого органа произвольно удержи вается без изменений довольно долго, то нами отмечается устойчивость артикуляционной позы.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осу ществляются последовательно, с интерва лами, паузами перед каждым новым дви жением,    что  позволяет    взрослому проконтролировать качество движений, а ребенку — ощутить, осознать и запомнить свои действия. Сначала упражнения вы полняются в несколько замедленном тем пе обязательно перед зеркалом, с целью зрительного самоконтроля. Как только ребенок овладевает движениями, зеркало убирается, контроль осуществляется с помощью собственных кинестетических ощущений ребенка (ощу щения движения, положения органов ре чевого аппарата). Наводящие вопросы помогают ребенку определить, что делает его язык, где он находится (за нижними зубами, за верхними), какой он (широкий, узкий). Это вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффек тивность, осмысленность.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием придумывает ся игровой образ. Так, например, движе ния широкого кончика языка за верхние и нижние зубы называются «Качели». К этому упражнению подбирается картин ка-образ, которая удерживает внимание ребенка, делает его выполнение более ка чественным.

Важно научить ребенка не только внимательно выслушивать задание, но и понимать, точно выполнять его, запоми нать последовательность движений.

Упражнения перед зеркалом выпол няются взрослым совместно с ребенком. Для этого нужно уметь показать пра вильную артикуляцию, ощущать поло жения и движения органов своего ар тикуляционного аппарата без зрительно го контроля, что требует определенного навыка и достигается путем тренировки.

Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механиче скую помощь, например, поднять язык за верхние зубы с помощью шпателя, зонда и т. п. Ребенок не всегда точно ощущает, где находится в данный момент его язык. Тогда механическая помощь просто необ ходима. Пассивные движения ребенка по степенно переводятся в пассивно-актив ные, а затем и в активные (самостоятель ные). Зрительный самоконтроль перед зер калом необходим. Первоначально само стоятельные движения будут замедленны ми. Но затем в процессе многократных повторений они становятся более легкими, привычными и могут производиться пра вильно в произвольном темпе.

 Важно избегать переутомления, так как это не гативно отражается на качестве выпол нения движений.

Дозировка (количество повторений) одного и того же упражнения строго индивидуальна для каждого ребенка. На первых занятиях, в связи с повышенной утомляемостью упражняемой мышцы, рекомендуем ограничиваться дву кратным выполнением упражнений. В дальнейшем количество повторений воз растает до 15—20.

Из выполняемых упражнений новыми могут быть не более одной трети. Две трети остаются для повторения. Если какое-то упражнение выполняется недостаточно ка чественно, то новое упражнение не вводит ся. Продолжаем отрабатывать повторный материал, используя для его закрепления новые игровые приемы, образы.

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся, в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы они хорошо видели лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено. Необходимо сле дить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае результа тивность гимнастики будет низкой.  

Наша работа организуется следующим образом:

  1. рассказ об упражнении с использованием игровых приемов,
  2. показ упражнения,
  3. проверка правильности его выполнения,
  4. автоматизация.

  На первых этапах при выполнении упражнений мы можем наблюдать напряженность движений, мышц в органах артикуляци онного аппарата. Постепенно напряжен ность исчезает, движения становятся непринужденными, координированными, возрастает их дифференцированность. Важно поощрять успехи малыша, систе матически показывать ему его достиже ния, подбадривать.

Негативные замечания могут приве сти к отказу от выполнения движений.

Длительность проведения артикуля ционных упражнений, их дозировка за висят от компенсаторных возможностей ребенка, характера и тяжести речевого нарушения. Выполнение артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий, времени и терпе ния. Эффективность ра боты по совершенствованию артикуляци онной моторики в значительной мере определяется активностью самого ребен ка, его инициативой, выносливостью, сосредоточенностью, работоспособно стью. Чтобы не пропал интерес к выполняемой работе, гимнастика не должна прово диться шаблонно, скучно; необходимо создать благоприятные условия, положи тельный эмоциональный настрой. 

Также необходимо объяснить важность этих занятий родителям, для того чтобы они своевременно могли помочь своему ребёнку.

Проводить эти упражнения желательно с самого раннего возраста, как в профилактических целях, для предупреждения неправильного произношения, так и для коррекции уже имеющихся нарушений звукопроизношения.

  Ожидаемые результаты:

 В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).

Опыт работы показал, что выполнение данного комплекса упражнений в течение девяти месяцев, способствует - помимо укрепления мышц языка, растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.

        Перспективный план.

Сентябрь

          Названия упражнений                                                                                        

Кол –во занятий

1- я неделя

«улыбка», «хоботок»

2

2 – я неделя

«улыбка», «хоботок», «домик открывается»

2

3 –я неделя

«улыбка», «хоботок», «домик открывается»

2

4-я неделя

 «хоботок», «домик открывается», «любопытный язычок»

2

Октябрь

1-я неделя

 «домик открывается», «любопытный язычок», «язычок здоровается с подбородком»

2

2-я неделя

 «любопытный язычок», «язычок здоровается с подбородком», «язычок здоровается с верхней губой»

2

3-я неделя

любопытный язычок», «язычок здоровается с подбородком», «язычок здоровается с носиком»

2

4-я неделя

 «язычок здоровается с подбородком», «язычок здоровается с верхней губой»(с носиком)

2

Ноябрь

1-я неделя

«язычок здоровается с подбородком», «язычок здоровается с верхней губой» (с носиком), «чередование пышки – худышки»

2

2-я неделя

язычок здоровается с подбородком», «язычок здоровается с верхней губой» (с носиком), «чередование пышки – худышки»

2

3-я неделя

 «язычок здоровается с верхней губой» (с носиком), «чередование пышки – худышки», «делаем блинчики»

2

4-я неделя

 «чередование пышки – худышки», «делаем блинчики», «жуём блинчик»

2

Декабрь

1-я неделя

«улыбка», «хоботок», «чередование пышки – худышки», «делаем блинчики», «жуём блинчик»

2

2-я неделя

«домик открывается»,  «делаем блинчики», «жуём блинчик», «чистим зубки снаружи»

2

3-я неделя

«любопытный язычок»,  «делаем блинчики», «жуём блинчик», «чистим зубки снаружи». «лопаточка»

2

4-я неделя

«язычок здоровается с подбородком», «язычок здоровается с верхней губой»(с носиком) «делаем блинчики», «жуём блинчик», «чистим зубки снаружи», «дуем на лопаточку»

2

Январь

1-я неделя

«Каникулы»

2-я неделя

«язычок здоровается с подбородком», «язычок здоровается с верхней губой»(с носиком) «делаем блинчики», «жуём блинчик», «чистим зубки снаружи», «дуем на лопаточку»

2

3-я неделя

чередование «пышки – худышки» «делаем блинчики», «жуём блинчик», «чистим зубки снаружи», «вкусное варенье»

2

4-я неделя

«чистим зубки снаружи», «делаем блинчики», «жуём блинчик», «вкусное варенье», «барабанщик»

2

Февраль

1-я неделя

«чистим зубки снаружи», «делаем блинчики», «жуём блинчик», «вкусное варенье», «барабанщик»

2

2-я неделя

«вкусное варенье», «барабанщик», «маятник»

2

3-я неделя

«дуем на лопаточку», «вкусное варенье», «барабанщик», «маятник»

2

4-я неделя

«вкусное варенье», «барабанщик», «маятник», «иголка»

2

Март

1-я неделя

«вкусное варенье», «барабанщик», «маятник», «иголка»

2

2-я неделя

«барабанщик», «маятник», «иголка», «горка»

2

3-я неделя

«чистим зубки снаружи», «барабанщик», «иголка», «горка», «ветерок дует на горку»

2

4-я неделя

чистим зубки снаружи», «барабанщик», «иголка», «горка», «ветерок дует на горку»

2

Апрель

1-я неделя

«улыбка», «хоботок», «домик открывается»

2

2-я неделя

«любопытный язычок», «язычок здоровается с подбородком», «язычок здоровается с верхней губой»

2

3-я неделя

«язычок здоровается с верхней губой» (с носиком), «чередование пышки – худышки», «делаем блинчики»

2

4-я неделя

«жуём блинчик», «чистим зубки снаружи», «лопаточка»

2

Май

1-я неделя

«дуем на лопаточку», «вкусное варенье», «барабанщик»

2

2-я неделя

«маятник», «иголка», «горка»

2

3-я неделя

«маятник», «иголка», «горка», «ветерок дует с горки»

2

4-я неделя

«чистим зубки снаружи», «делаем блинчики», «жуём блинчик», «вкусное варенье», «барабанщик»

2

Итого: 72 занятия

Приложение 1.

Виды логопедических упражнений

Название, №

Цель

Описание

Речевое сопровождение

1. «Улыбка»

Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 5 – 10. Произнести звук и.

Улыбается ребенок.

2. «Хоботок»

Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5 – 10. Произнести звук у.

Хобот вытянул слоненок.

3. «Домик открывается».

Научиться открывать и закрывать спокойно рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот(как для пропевания звука а), подержать рот открытым 5 – 10 секунд, медленно закрыть.

Вот зевает бегемот, широко открыв свой рот.

4. «Любопытный язычок».

Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остается открытым. Упражнение выполняется 8 – 10 раз.

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?»-

Удивляется народ.

5. «Язык здоровается с подбородком».

Отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки – уздечки.

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5 – 10 раз.

Просыпается язык –

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

- Эй, как там погодка?

6. «Язык здоровается с верхней губой» (с носиком).

Отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки.

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3 -5 секунд, убрать в рот.

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй верхняя губа.

7. Чередование «Пышки – худышки».

Укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

Ребенок поочередно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3 – 5 секунд.

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

8. «Делаем блинчики» («Шлепаем губами по языку»).

Расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлепывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить «па-па-па». Выполняется поэтапно:

1. Пошлепывать губами по кончику языка.

2.Пошлепывать губами по середине языка.

Дружно, весело, играя,

Блинчик делаем играя.

9. «Жуем блинчик» («Покусаем язык»)

Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшение иннервации (нервной проводимости).

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Выполняется поэтапно, как и предыдущее.

А когда устал играть –

Можно блинчик пожевать.

10. «Чистим зубы снаружи».

Отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движение. Так же «чистят» и наружную сторону нижних зубов.

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

Зубки нижние – не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

11. «Лопаточка»

Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащем на нижней губе.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5 – 10.

Поперек улыбки лег –

Отдыхает язычок.

12. «Дуем на лопатку».

Вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

Дую, дую на лопатку,

Чтоб была широкой, гладкой.

13. «Вкусное варенье»

Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая  «чашечки».

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик к себе.

14.«Барабанщик».

Отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно.

За зубами в бугорок

Бьёт широкий язычок.

15. «Маятник»

Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому.

Влево – вправо кончик ходит

Будто места не находит.

16. «Иголка».

Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от1 до 5 -10.

Улыбаюсь: вот шутник

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

17. «Горка»

Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Улыбнуться, приоткрыть - рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

Улыбаюсь, рот открыт –

Там язык лежит, свернувшись,

В зубы нижние уткнувшись.

Горку нам изобразит.

18. «Ветерок дует с горки»

Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык горкой, а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

С горки дует ветерок,

И несет он холодок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская артикуляционная гимнастика "Превращения язычка"

Артикуляционные упражнения "Превращения языка"-это сопряжённая гимнастика ( театр игрушек и языка). Она помогает привлечь тактильные ощущения для создания образа артикуляционной позы,что явл...

Авторское игровое пособие по артикуляционной гимнастике "Веселый Язычок"

Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью всей логопедической работы. Цель гимнастики – формирование укладов органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика вклю...

МАСТЕР-КЛАСС на городском методическом объединении с авторским пособием "ДОМИК ЛОВКОГО ЯЗЫЧКА"

Цель: повышение профессионального мастерства в сфере речевого развития детей дошкольного возраста. Задачи:  знакомство педагогов с использованием эффективных игровых приёмов в развитии речи дошкольни...

Авторская логопедическая книга «С язычком играем, речь развиваем».

laquo;Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» К.Д.Ушинский Эффективность в работе с детьми, имеющими нарушения речи различной степе...

АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – «ПАЛЬЧИК, РУЧКА, ЯЗЫЧОК» (Вторая младшая и средняя группа)

Актуальность: В ходе диагностики, проводимой в сентябре 2022 года, было выявлено, что уровень речевого развития и мелкой моторики находится на достаточно низком уровне.Так как мелкая моторика напрямую...

Развивающее авторское пособие для детей дошкольного возраста «Путешествие язычка»

Дидактическое пособие для проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста....