Формы работы по развитию мелкой моторики рук.
методическая разработка по логопедии по теме

Отсутствует

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_ruk..docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы по развитию мелкой моторики рук.

Традиционная:

самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, раз минание);

— игры с пальчиками с речевым сопровождением;

— пальчиковая гимнастика (специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс);

— графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

— предметная деятельность: бумага, глина, пластилин;

— игры: мозаика, конструкторы, шнуровка;

— кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перча точный, театр теней.

Нетрадиционная:

самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, ка рандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными ша рами, логопедическими перчатками с нашитыми пуговицами;

— игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

 

Игровые упражнения:

— «котенок кусается» (прищепки бельевые);

— «забавные узелки» (веревка с узелками);

— «в зоопарке» (решетка для раковины, подставка под го рячее, лист бумаги в клетку 2 х 2);

— «лыжники» (пробки от пластиковых бутылок);

— «фокусники» (кусок полиэтилена, носовой платок);

— игры с мячом (мяч-прыгун);

— рисуем пальчиками;

— волшебные превращения веревочки;

— рассказываем стихи руками.

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж, когда с помощью каран даша, грецкого ореха осуществляется стимуляция активных точек пальцев и ладоней. В упражнениях используем также каштаны, массажные щетки для волос, воздушные шары (на полненные солью, мукой, мелкими камушками), перчатки с нашитыми пуговицами. Дети выполняют упражнения с ис пользованием нетрадиционного материала с большим удоволь ствием, потому что занятия превращаются в занимательную игру: пальчики-лыжники», «пальчики-фокусники», «паль чики гуляют по зоопарку».

Самомассаж кистей и пальцев рук.

Вариант 1

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами од ной руки на основание большого пальца, середину ладони, ос нование пальцев другой руки.

2. Растирание ладоней шестигранным карандашом.

3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, за тем поперек.

6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круго вые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

7. Надавливать незаточеным карандашом на болевые точки ладони, затем вращать карандаш вправо, влево.

8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наобо рот, затем поочередное растирание.

Вариант 2

1. Массаж пальцев начиная с большого и до мизинца. Рас тирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускают ся к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками приговорками.

2. Массаж ладоней каменными, металлическими или стек лянными разноцветными шариками. Детям предлагают ша рики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним

пальцами и «стрелять», направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости. 3. Массаж грецкими орехами:

а) катать два ореха между ладонями;

б) прокатывать один орех между пальцами;

в) удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами руки;

г) удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

4. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко покалывают ладони и активизируют нервные оконча ния, снимают напряжение. Дети учат пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами; удерживать его в оп-ределенном положении в правой и левой руке.

5. Массаж четками. Перебирание четок (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество четок (в прямом и обратном порядке).

ИГРЫ С КАРАНДАШОМ, КРУПОЙ, БУСАМИ, ОРЕХАМИ

        Предложите ребенку регулярно заниматься с кру пой: сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные дви жения.

        Научите ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами од ной руки или между двух ладоней – шестигранный карандаш.

        Все это оказывает тонизирующее и оз доравливающее действие.

РИСОВАНИЕ

        Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова.

Проявляйте изобретательность, используйте лю бую-возможность: рисуйте с ребенком на бумаге и картоне, на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Предлагайте ребенку штриховать различ ные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать за данный узор, дорисовывать вторую половинку изо бражения – развивайте творческое воображение, зрительнуюпамять и цветоощущение у малыша.

ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ

Постепенно уменьшая размеры предметов, с которыми играет ребенок, вы добьетесь большей точности движений, улучшения координации движений пальцев рук.

От кубиков крупных размеров перейдите к более мелким куби кам, а также к простейшим конструкторам из пластмассы, дере ва. Научите ребенка соединять две детали простым способом: сложить, свинтить.

Дайте ребенку гранёный карандаш. Пусть он поместит между ладонями и вращает карандаш, перемещая его от основания ла доней к кончикам пальцев.

Другое упражнение: удерживать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец — снизу.

Натяните на картонную коробку с отверстием в крышке тонкие резинки. Пусть ребенок, перебирая пальцами, «поиграет на гуслях».

Сложите бумажную салфетку вчетверо. Ребенок может выщипы вать двумя пальцами полукружья со сгибов. А теперь разверните салфетку и полюбуйтесь «кружевным» узором.

Заранее удалите из игрушки (домика, машинки) какую-нибудь мелкую деталь. Пусть ребенок сам определит, чего не хватает, а потом найдет и вставит деталь.

«ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»

В этой игре ребенок развивает зрительные внимание и память и свою способность узнавать предметы на ощупь. Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешо чек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ре бенку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же иг рушку. Через 2-3 занятия малыш должен сам узнавать игрушки на ощупь, не ожидая показа парной.

Деревянные матрёшки — прекрасное средство для развития ручных умений ребенка и его мышления. Покажите, как разни маются матрёшки, как складываются. Начните с трех матрешек разной величины. Объясните, что большая  матрёшка не может поместиться в меньшей, и что нижняя часть должна соответство вать по величине верхней . А теперь дайте поэкспериментиро вать малышу, по возможности воздерживаясь от помощи дей ствием. Можно помочь ребенку советом, четким указанием. В конце концов, с помощью метода проб и ошибок, малыш дос тигнет своей цели.

Мозаика, конструктор, разные картинки— бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка— способствуют и интенсивному развитию движений пальцев рук. Возвращаясь к этим играм, вы сможете провести множество упражнений, заня тий, интересных и необходимых малышу.

Игры с шариками.

Ребенок овладел играми в мячи больших и малых размеров. На учите его простым играм с шариком.

1. Попасть шариком в цель (в игрушку).

2. Прокатить шарик (бусинку) по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.

3. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. Удержать шарик одним согнутым пальцем.

4. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это — «ворота». Пальцы правой руки поочередно «забивают гол» — подталкивают шарик к левой ладони.

5.  Сделайте вид, что вы случайно рассыпали бусы. По просите ребенка помочь вам собрать бусинки. Пусть он соберет бусинки, опуская их в коробочку с ма леньким отверстием. Затем он может помочь вам нанизать бусы на нитку. Со временем он сможет на низывать бусины в определенном порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.

ПЛАСТИЛИН

Слегка разогрев, размяв руками пластилин, покажите, как ска тать из него шарики, вращая кусочек пластилина между ладо нями.

Расплющить шарики в лепешки большим и указательным паль цами.

Скатать жгутики. Вылепить из жгутиков баранку, крендель. Сплести из двух жгутиков канатик.

Вылепить из шариков морковку, яблочко, грибок и т.д.

Со временем малыш научится выполнять более тонкую работу: вылепит тарелку, корзинку...

Легко вылепить змею. Труднее украсить ее пятнышками из плас тилина другого цвета. А потом змея свернется в кольцо.

ИГРЫ  С КОЛЬЦАМИ

Обязательно предложите малышу игры с кольцами.

 Научите его надевать кольца на стержни, держа кольца кончика ми двух или трех пальцев (не зажимая в кулак).

 Нанизать колечки на веревку, на шнурок.

Предложите повторить за вами такие действия:

 Три кольца уложены на плоскости вертикально. Сопровождайте упражнение  такими  словами:   «Одно  колечко —  в  середине, одно — сверху, одно — снизу».

Три кольца уложены горизонтально. «Одно колечко — в середи не, одно— слева, одно — справа».

Пять небольших колечек наденем по одному на каждый пальчик левой руки, затем — на каждый пальчик правой руки. Надевая, называем пальчики: большой, указательный, и т.д. Снимая с пальчиков колечки, укладываем их в горизонтальный ряд.

 Поместите на небольшом расстоянии друг от друга 5 колечек. Предложите, чтобы пальчики последовательно «прошагали» по кольцам туда и обратно (от мизинца к большому и наоборот).

ИГРЫ СО ШНУРКАМИ

Разместите на столе шнурок, веревочку зигзагом и предложите ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы «ру чейка». Так же можно «прошагать» по лесенке из шнурка.

«Запутайте» два пальца ребенка в шнурочке. Предложите распу тать.

Так же поступите с игрушечным котенком. Предложите ребенку распутать клубок. Он с восторгом обнаружит внутри клубка иг рушечного котенка, который играл с клубком и запутался...

Научите малыша «плести» из шнурка такой узор: кончик шнурка обмотан вокруг мизинца, затем обводится снизу под безымян ным, сверху — на средний, снизу — на указательный, сверху — на большой, и обратно — в противоположной последовательно сти.

Из цветных кусочков сукна хорошо вырезать цветочки, звездоч ки и другие фигурки с дырочкой в середине и нанизывать их на шнурок. Когда ребенок овладеет «механикой» нанизывания, по просите его располагать фигурки в определенной последователь ности: цветок, звездочка, кружочек, или: синий, красный, белый.

Вырежьте из картона сапожок или жилетку, проделайте дырочки для шнуровки и дайте малышу зашнуровать игрушечную обувь или одежду. После этого ему легче будет научиться справляться со своей одеждой и обувью.

Вырежьте из картона или сукна цветные силуэты зверей, игру шек, птичек и т.д. На небольшом расстоянии от края проделайте дыроколом (или специальным инструментом) небольшие ды рочки на равных (1 или 1,5 см) расстояниях друг от друга. Про девая шнурок в дырочки, покажите малышу, как обшить фигур ку красивым узором. Таким способом маленький портной с удо вольствием украсит и салфетку, и кукольное одеяло, и игрушеч ный коврик.

Маленький коврик можно соткать и таким способом: сделать внутри прямоугольного куска сукна параллельные надрезы (на расстоянии примерно 1,5 см), а затем по поперечным направле ниям продевать цветные шнурки, переплетая ими полоски сукна поочередно сверху, снизу, сверху, снизу и т.д. «Мастер» будет очень горд, если сможет подарить вам такую салфетку или, к примеру, подставку под горячее.

В процессе этой работы попросите малыша распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). В следующий раз можно устроить соревнование: кто быстрее раз вяжет узелок на своем шнурке.

ПУГОВИЦЫ

Попросите своего малыша помочь вам навести порядок в шка тулке с пуговицами. Самые крупные — в коробочку побольше, средние — в среднюю, мелкие — в маленькую.

Теперь можно выложить из пуговиц красивый узор или фигур ку, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзин ку и т.п.

Из цветного сукна вырежьте силуэт машины, парохода, самоле та... Пришейте пуговицы, чтобы пристегивать детали: крылья, парус, колеса, окна парохода (круглые детали должны быть боль ше пуговиц, чтобы обрамлять их).

На силуэт зверя можно пристегивать уши, хвостик, лапы и т.д. На силуэт бабочки можно пристегнуть силуэт меньшего размера и другого цвета — бабочка будет разноцветной.

У картонной куклы кофточка украшена множеством пуговок. К ней можно пристегнуть юбку, жилетку, сарафан, брюки, шорты, пояс, кармашки.

Все эти игры помогут малышу вовремя научиться застегивать пуговицы на своей одежде. Этот навык, тренируемый повседнев но, в свою очередь сделает его пальчики более умелыми и лов кими.

К трем годам малыш готов к играм-занятиям, целенаправленно развивающим его внимание, зрительную память, ориентировку в пространстве, мышление. Эти игры помогают стимулировать его воображение, развивать творческие способности. Игры, предлагаемые ниже, объединяют в себе задачи развития способностей, мышления ребенка и дальнейшего совершенство вания тонких движений пальцев рук — мелкой моторики.

Таким образом, неразрывный круг:

— МЕЛКАЯ МОТОРИКА —

— РЕЧЬ — — МЫШЛЕНИЕ —

развивается более равносторонне и интенсивно. Чтобы эти занятия были привлекательней и интенсивней, их продолжительность не должна превышать 10-15 минут, а пред меты для этих игр ребенок должен получать только на время занятий. Позаботьтесь о том, чтобы убрать из поля зрения ма лыша ненужные для занятий вещи. Они могут отвлечь ребенка

БАРХАТНЫЙ КОВРИК

Вырежьте из бархатистой бумаги (или плотной ворсистой тка ни) прямоугольник. На нем нужно расположить геометрические фигуры из бумаги или ткани такой же, как «коврик», фактуры. Это могут быть квадратики, треугольники, кружки, прямоуголь нички. Покажите ребенку сделанный вами коврик, предложите сделать такой же. Пусть малыш, глядя на образец, постарается точно так же расположить фигурки. Удержитесь от соблазна са мим поправить расположение фигурок: именно в этот момент ребенок тренирует свой глазомер, развивает наблюдательность, совершенствует тонкие движения пальцев рук. Помогайте сло весными инструкциями: «Сдвинь треугольник ближе к краю... — Расположи   квадратик   поровнее... —   Сдвинь   кружок   вправо (вниз)»... Можете проиллюстрировать эти действия на своем об разце. А ребенок, выполняя ваши инструкции, развивает свое речевое внимание, усваивает названия геометрических фигур, пространственные термины: вверх, вниз, вправо, влево, учится сравнивать, сопоставлять результаты своих усилий с образцом. Начните с узора, составленного из фигурок двух форм (напри мер, круги и квадратики или прямоугольники и треугольники). Фигурки должны быть одного цвета, контрастного по отноше нию к фону. Со временем можно усложнить орнамент, увели чить сначала количество форм, а затем цветов.

КАЖДОМУ — СВОЙ ДОМИК

Постройте на листе бархатистой бумаги три домика: для мамы, для девочки и для куклы — большой, средний и маленький. До мики состоят из квадрата (стена) и треугольника (крыша). Ма лышу предложите построить на своем таком же листе точно та кие же домики из разрозненных (смешанных) деталей. Нужно, чтобы он к большому квадрату приставил большой треугольник, к среднему — средний, к маленькому — маленький.

КТО САМЫЙ ВЫСОКИЙ?

Эта игра позволит ребенку провести первые опыты по сравне нию величин. На листе бархатистой бумаги вертикально распо лагаются полоски разной высоты — от высокой до самой низ кой. На первых порах ребенок для сравнения прикладывает по лоски одну к другой. Впоследствии он должен определить на глаз, в каком порядке располагать полоски. Для начала полоски должны достаточно сильно различаться по высоте. Их должно быть не больше пяти. Для оживления игры полоски можно укра сить смешными рожицами.

ГДЕ САМАЯ ДЛИННАЯ СТУПЕНЬКА?

Из полосок другого цвета нужно соорудить лесенку: в основа нии — самая длинная полоска, каждая следующая — короче. Всего — 5 полосок. Пальчики ребенка поочередно «шагают» по ступенькам от большого до мизинца— вверх, от мизинца до большого — вниз.

ЧТО ПРОПАЛО?

Выложите на листе несколько простых изображений из трех-четырех элементов: грузовик — квадрат (кабина), прямоуголь ник (кузов), кружки (колеса); домик — квадрат (стена), треу гольник (крыша), на квадрате— маленький прямоугольник (дверь), и т.п. Попросите ребенка выложить такие же изображе ния на своем листе. Незаметно уберите какую-нибудь деталь с его листа и спросите: «Что пропало?» Ребенок должен назвать пропавшую деталь и найти ее среди нескольких других. Потом поменяйтесь с ним ролями.

ПОДБЕРИ НИТКИ ПО ЦВЕТУ

На листе бархатистой бумаги —разноцветные кружки из бумаги такой же фактуры. Ребенок должен присоединить к «воздушно му шарику» нитку того же цвета (тонкие шерстяные нитки или объемные синтетические будут хорошо прилегать к ворсистой бумаге или ткани). Приподняв двумя пальчиками нижний край кружка, нужно подложить под него кончик подходящей по цве ту нитки. Потом прижать пальчиком кружок к листу.

Усложнение задачи: ниточки, идущие от каждого «воздушного шарика», перепутались между собой. Нужно осторожно двумя пальчиками отвести верхнюю нитку в сторону, чтобы она шла вертикально вниз от кружка. Так же поступить с остальными нитками. В результате все нитки должны располагаться верти кально и параллельно между собой.

СЛОЖИ КАРТИНКУ

Ваш малыш уже приобрел опыт в построении отдельных фигур. Сделайте сложную аппликацию: домик (квадрат и треугольник), ёлочка (три треугольника основаниями вниз расположены по вертикальной линии и маленький прямоугольник, приставлен ный к основанию нижнего треугольника вертикально,— это ствол), лесенка к домику (три разновеликие полоски, самая длинная — в основании, самая короткая — наверху), забор (5 длинных и 5 коротких полосок укладываются поочередно вплот ную друг к другу, вертикально), солнышко (кружок и отходящие от него тонкие короткие полоски вокруг).

В этой работе ценны не только «ювелирные» действия пальчи ков с мелкими деталями, но и возможность развивать простран ственные представления ребенка; он учится распределять на лис те бумаги элементы картины в определенном порядке: справа, слева, внизу, наверху...

ЧТО ГДЕ?

Сделайте такую аппликацию: три машины едут друг за другом в одном направлении. Попросите ребенка показать, какая машина впереди, какая в середине. А теперь предложите первую машину сделать последней. Пусть малыш сам переставит каждый эле мент машины (квадрат, прямоугольник, два кружка). После это го нужно определить положение машин: эта — впереди, эта — сзади, эта— в середине, или: эта— первая, эта— последняя, эта — средняя. Можно затем среднюю сделать первой и т.д.

О     О    О     О    О     О

НАВЕДИ ПОРЯДОК

Три тонкие полоски на листе бумаги обозначают полки в шкафу. Нужно распределить фигурки разной величины по форме и по цвету, например: все треугольники — на верхнюю полку, все кружки — на среднюю и т.д. Или: все красные фигурки (незави симо от величины и формы,— на нижнюю полку, все зеле ные — на среднюю, и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методичка "Формы работы по развитию мелкой моторики"

Формы работы по развитию мелкой моторики....

Памятка для родителей "Формы работы по развитию мелкой моторики рук".

Обзор традиционных и нетрадиционных форм и игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук....

Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Материал в помощь родителям и педагогам по развитию мелкой моторики....

«Формы работы по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста в группах коррекционной и комбинированной направленности»

     Одним из важных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений рук. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлин...

Консультация для родителей: "Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста".

Консультация, рекомендации для родителей по использованию различных предметов для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста....

Перспективный план по работе с родителями с использованием практико-ориентированных форм работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Перспективный план по работе с родителями с использованием практико-ориентированных форм работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста...