Упражнения по ФФНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

 

Упражнения по ФФНР.

Работа  по  формированию  фонематического  восприятия  в  самом  начале

осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных  игр  и

упражнений у детей развивают  способность  узнавать  и  различать  неречевые

звуки.

    Дети должны в играх научиться различать высоту, силу  и  тембр  голоса,

вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

    Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.  Позже

– учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего  этапа  работы  является  формирование  у  детей  навыков

элементарного звукового  анализа:  умения  определять  количество  слогов  в

слове; отхлопывать  и  отстукивать  ритм  слов  разной  слоговой  структуры;

выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_po_ffnr.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения по ФФНР

Работа  по  формированию  фонематического  восприятия  в  самом  начале

осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных  игр  и

упражнений у детей развивают  способность  узнавать  и  различать  неречевые

звуки.

    Дети должны в играх научиться различать высоту, силу  и  тембр  голоса,

вслушиваясь в одни и те же речевые звуки, звукосочетания, слова.

    Затем дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу.  Позже

– учатся различать слоги и затем уже фонемы родного языка.

Задачей последнего  этапа  работы  является  формирование  у  детей  навыков

элементарного звукового  анализа:  умения  определять  количество  слогов  в

слове; отхлопывать  и  отстукивать  ритм  слов  разной  слоговой  структуры;

выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

УПРАЖНЕНИЕ №1 (Узнавание неречевых знаков).

На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить зву чание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

УПРАЖНЕНИЕ № 2 (Узнавание неречевых знаков).

Перед ребенком  выставляются хорошо знакомые ему предметы: карандаш, ножницы, чашка с водой, пустая чашка. Взрослый объясняет ему, что только по слуху ребенку предстоит определить, что он услышит, и рассказать о действиях взрослого возможно полнее. Затем ребенок поворачивается спиной к предметам или они закрываются ширмой. Взрослый переливает воду из одной чашки в другую, режет бумагу  ножницами,  рвет ее, мнет, стучит ножницами о чашку, водит карандашом по бумаге, стучит карандашом о чашку. После каждого произведенного действия ребенок должен рассказать о нем в силу своих речевых возможнос тей, но максимально подробно. При значительных трудностях звучание повторяется со зрительной опорой. Упражне ние проводится до стойкой дифференциации звучаний.

УПРАЖНЕНИЕ № 3 (Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру).

Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети:  АУ (громко),  АУ (тихо).  

Лает собака: АВ-АВ (громко), АВ-АВ (тихо).

Мяучит кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т.п.

УПРАЖНЕНИЕ № 4 (Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру).

Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспро извести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

А – плачет, кричит девочка

А – показывают горло врачу

А – поет певица

А – качаем малыша

А – девочка укололась иголкой

УПРАЖНЕНИЕ № 5 (Различение слов, близких по звуковому составу).

Взрослый дает ребенку два кружка – красный и зеле ный – и предлагает игру: если ребенок услышит правиль ное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко про износит звукосочетания. Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.

УПРАЖНЕНИЕ № 6 (Различение слов, близких по звуковому составу).

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

мак – бак – так

ток – тук – так

бык – бак – бок

дам – дом – дым

ком – дом – гном

моток – каток – поток

батон – бутон – бетон

будка – дудка – утка

нитка – ватка – ветка

клетка – плётка – плёнка

тыква – буква – будка

Примечание: При воспроизведении слов необязательно зна ние понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они похожи по лексическому составу, не содержат труд нопроизносимых звуков.

УПРАЖНЕНИЕ № 7 (Дифференциация слогов).

Воспроизведение  слогового  ряда  со  сменой  ударного слога:

та – та – та

та – та – та

та – та – та

па – па – па

па – па – па

па – па – па

ка – ка – ка

ка – ка – ка

ка – ка – ка

фа – фа – фа

ва – ва – ва

ма – ма – ма

на – на – на

ба – ба – ба

га – га – га


УПРАЖНЕНИЕ № 9 (Дифференциация фонем).

Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке. Взрослый называет и, многократно повторяя, добивается запоминания ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук – хлопком, другим, оговоренным движением либо жестовым символом.

      М – корова мычит (указательным пальцем изображаем рога)

Н – телевизор гудит, когда кончились передачи (палец к носу)

Ф – из маленького шарика выходит воздух (округленные, ладони распрямляем и прижимаем друг к другу)              

П – лопнула хлопушка (пальцы правой руки сжать и разжать)

С – качаем насос (сжатые ладони движутся вниз вверх)

Ц – тише, тише, тишина (палец к губам)

Звуковой ряд:    А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-В-О-Э и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ № 10 (Развитие навыков звукового анализа).

Назвать первый звук в словах.

Иван, Игорь, Инна, иголка, ива, иволга, игра, икра, иг рушка, ириска, индюк, иней, Инга, Илья, ишак, играют, искры, изюм, избушка, история, институт, индеец, индюшка, инструменты, исправлять, искать, изгородь, Италия, ищейка, изба, имя, ирис.

Объяснить выделенные слова.

Назвать 5-6 слов с первым звуком И.

УПРАЖНЕНИЕ № 11 (Развитие навыков звукового анализа).

Назвать, последний звук в словах (А, О, И, У, Ы).

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, бу кеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, кака ду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

УПРАЖНЕНИЕ № 12 (Развитие навыков звукового анализа).

Взрослый объясняет: "Я назову большой предмет, а ты – маленький, чтобы в слове обязательно появился звук  К".

Рама – рамка, яма – …, репа – …, вата – …, лапа – …

пена – ..., панама – …, лопата – …, картина – …

корзина – ..., монета – …, солома – …, чаша – …, репа – …

липа – ...,  нора – …

Четко, громко, не торопясь проговорить стихи со звуком К.

АК – АК – АК, вот такой гамак.

ОК – ОК – ОК, вот такой каток.

УК – УК – УК, вот такой индюк.

КА – КА – КА, у Кати мука.

КО – КО – КО, в школе нелегко.

КУ – КУ – КУ, я куплю муку.

Назвать слова со звуком К

 

УПРАЖНЕНИЕ № 13 (Развитие навыков звукового анализа).

"Нажать" в слове на звук Х, выделить его.

Халат, хобот, хлеб, хата, холод, худеть, горох, страх,  хвост, холодильник, хозяйка, пастух, петух, запах, шорох, смех, хулиган, ходьба, хвоя, хоровод, художник, хохолок, охота, махать, поход, орех, уха, ухо, тахта.

Объяснить выделенные слова.

Выбрать из рассказа слова со звуком X.

Школьники ходили  в поход. В походе они видели хаты, охотников с ружьями, маленького хомячка. Вечером ребята развели костёр и сварили уху.

Выбрать из рассказа слова со звуком X.

Наступили холода. С полей убрали хлеба. Небо хмурое. Трава в лесу высохла, только мох зеленеет. На ветках нет листьев. Одна хвоя на ёлках и соснах осталась. Поздняя осень, скоро зима.

Выбрать слова со звуком X.

Канат – халат – парад, голод – холод – молод, год – ход – пот, сор – хор – вор, муха – мука – рука, хата – вата – мята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия с детьми с ФФНР в старшей группе по формированию интонационной выразительности речи «ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»

Одной из основных задач обучения детей с речевыми нарушениями является коррекция и развитие интонационно-фонетической стороны речи, задержка в формировании которой к моменту школьного обучения з...

Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [г] и [г’]. Буква Г".

Тема занятия: Звуки [г] и [г’]. Буква Г.Цели занятия:1) познакомить детей с новыми звуками [г] и [г’], буквой Г, их обозначающей;2) закрепить знания детей о понятиях «звук», «буква», «гласный зв...

Фронтальное логопедическое занятие в группе ФФНР на тему: "Звуки [к] и [к’]. Буква К".

Тема: Звуки [к], [к’]. Буквы К, к Цели. * Научить дифференцировать звуки звуков [к], [к’]  изолированно, в слогах, в словах; * формировать навыки звукового анализа и синтеза...

КОМПЕНСИРУЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НОДА, ИМЕЮЩИМИ ВТОРИЧНЫЙ ДИАГНОЗ: ФФНР, ФНР

Совместная статья музыкального руководителя и  логопеда ДОУ об использовании музыкальных коррекционно-развивающих игр и упражнений, с помощью которых  мы можем корректировать нарушения в реч...

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

Методическая разработка "Кинезиологические упражнения"в группе для детей с ФФНР

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через выполнение двигательных упражнений. Выполнение этих упражнений позволит улучшить у ребенка память, внимание, речь, ...

Консультация для родителей детей с ФФНР «Что такое ФФНР?»

В данной статье раскрываются особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи...