Консультация для педагогов"Использование театрализованной деятельности для адаптации детей с диагнозом ОНР "
статья по логопедии по теме

Данный материал будет интересен педагогам, работающих с детьми -логопатами.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребенок после длительного перерыва пришел в детский сад….

Как помочь маленькому человеку перестроиться, привыкнуть к новым условиям: строгому режиму, новым требованиям, отсутствию мамы и папы, одним словом –

а д а п т и р о в а т ь с я ?

Не забывая о том, что ведущей деятельностью дошкольника является игра, мы не стали ничего придумывать. Предложили нашим воспитанникам  просто поиграть в театр.

 Игра -драматизация - это не просто пересказ той или иной сказки. Здесь нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети "встают" на место героя, переживают за него, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому Зайчик, сыгранный одним ребенком, будет беззаботным, подвижным, шустрым; будет совсем не похож на Зайчика, сыгранного другим ребенком - тихого, осторожного, сдержанного. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз того же Зайчика, может быть совсем другим, не похожим на описанных двух.

Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, их обсуждение и ответы на вопросы взрослого является необходимой подготовкой к драматизации к "проживанию" за другого, но по-своему. В драматизации участвуют все дети. Не беда, если не хватает ролей для изображения людей, зверей и прочих. Деревья, кусты, ветер, избушка тоже могут стать активными участниками спектакля. Они могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев - возможности здесь не ограничены.

Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз разная сказка!) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Самое главное условие эффективности театрализованных игр  - ДОБРОВОЛЬНОЕ участие в них детей. Мы не можем насильно"тянуть за уши" мы можем лишь создать условия для развития личности. Поэтому начинаются занятия с теми, кто захотел поиграть с вами в сказку. Мы стараемся  организовывать и проводить занятия так, чтобы ВСЕ дети захотели принять в них участие, В этом нам помогают некоторые  правила и, конечно, творчество!

  1. Не оцениватьдетей, не добиваться единственно правильного, на ваш взгляд, ответа. Такого ответа и не может быть - ведь каждая личность уникальна, каждый  по-своему  воспринимает окружающий мир. Более того, постоянное оценивание со стороны взрослого мешает детям раскрепоститься, выражать свои собственные мысли и чувства. В этом случае они будут лишь повторять за взрослым то, что "надо".
  2. Дети легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их занятиями, надо самому увлечься ими. Если с удовольствием готовиться к занятиям, с удовольствием проводить их, дети это обязательно заметят, и им тоже захочется попробовать! 

Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участ никами событий из жизни людей, животных, растений. Исходя из особенностей психическо го развития детей, все театрализован ные игры строятся на материале ска зок. Тематика таких игр может быть очень разнообразной, на пример: наш детский сад; семья; иг рушки; времена года; мебель, посуда; из жизни животных; из жизни расте ний; труд людей; транспорт и т.д.

При выборе игр мы руководствуем ся рекомендациями программы коррекционно-развивающего обучения, индивидуальными возможностями каждого ребенка, практической зна чимостью тематики для группы в целом.

Практический материал для театрализованных игр распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы — от развития понима ния речи до умения связно рассказы вать, чувствовать и передавать инто нацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, контактировать с участниками игр.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формирова нии уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каж дой игры. Развитие эмоций, познава тельной деятельности, с одной сторо ны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об ок ружающем мире, становление основных психических процессов, развитие речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения и т.д.)  с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх.

В театрализованных играх есть сюжетный замысел и ролевые действия.  Постепенно творческая активность детей возрастает. Логопед организует различные упражнения. Детям стано вится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказоч ные герои. Они пытаются имитиро вать  ролевые движения, наблюдают друг за другом, стараются все лучше и лучше играть роль. Полезно использо вать любые моменты в жизни группы для упражнений  в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро, мед ленно). Так у детей развиваются мелодико-интонационная выразитель ность, плавность речи.

В театрализованных играх использу ется музыка, которая подчеркивает характер героев и помогает детям имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их коор динация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают

активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Движения могут сопровождаться реп ликами, стихами, пением. Особенно много сценок можно разыграть с куклами бибабо. От игры к игре нарастает актив ность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, «входят в образ», овладевают средствами выразительнос ти. У некоторых развивается творчес кая самостоятельность в передаче об раза. Дети начинают чувствовать от ветственность за успех игры. Логопед остается активным ее участником. Своими пояснениями он направляет внимание детей на те предметы и явления, которые надо уточнить, за крепить в их сознании.

Большое значение придается офор млению театрализованных игр, обсуж дeнию вместе с детьми атрибутов игры, костюмов. Последние особенно важны: они помогают «входить в образ». К офор млению игр привлекаем родителей. Этот творческий процесс доставляет радость всем: и детям, и родителям, и педагогам.

Итак, театрализованные игры  – один  из самых эффективных способов коррекцнонного воздействия на ребен ка, в котором наиболее ярко проявля ется npинцип обучения: учить играя.

Все вышеизложенное позволяет сде лать следующие выводы.

  1. В процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
  2. Развиваются психические процес сы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мысли тельные операции.
  3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового,

речедвигательного, кинестетического.

  1. Активизируются и совершенству ются словарный запас, грамматичес кий строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-инто национная сторона речи, темп, выра зительность речи.
  2. Совершенствуются моторика, ко ординация, плавность, переключае мость, целенаправленность движений.
  3. Развивается эмоционально-волевая сфера.
  4. Происходит коррекция поведения.
  5. Развивается чувство коллективиз ма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного по ведения.
  6. Стимулируется развитие творчес кой, поисковой активности, самостоя тельности. .
  7. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает

          активный интерес, увлекает их.

Театрализованные игры помогают детям освободиться от фиксации на своем дефекте; их можно исполь зовать для развития общей и речевой моторики, как средство коррекции речи, как активное средство психоте рапии. Организация театрализованных игр возможна почти на каждом занятии.

У  детей с диагнозом ОНР бедная мимика, невыразительные, плохо скоорди нированные движения, отсутствует чувство ритма, поэтому уже на самом первом этапе работы можно давать игровые упражнения, направленные на выра ботку мимики, жестов и пантомими ки, что является своеобразным проло гом к будущим театрализованы играм.

БЛОК ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ,  ПО РАЗВИТИЮ МИМИКИ

  1. Съели кислый лимон (дети морщатся).
  2. Рассердились на драчуна, (сдви гают брови).
  3. Встретили знакомую девочку (улыбаются).
  4. Испугались забияку (приподни мают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).
  1. Удивились (приподнимают брови, широко открывают глаза).
  2. Обиделись (опускают уголки губ).
  3. Умеем лукавить (моргают то правым глазом, то левым).

БЛОК ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ЖЕСТАМ

  1. Покажите высокого мальчика,«низкого»; там, вверх, вниз, вокруг; я, ты, мы; маленького комарика; медведя.

БЛОК ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПОРАЗВИТИЮ ПАНТОМИМИКИ

  1.         «Расцвели, как цветы»
  2.         «Завяли, как травка»
  3.         «Полeтим, как птицы»
  4.         «Идет медведь по лесу».
  5.         «Крадется волк за зайцем»
  6.         «Плывут уточки»
  7.          «Идут пингвины»
  8.          «Жук перевернулся на спину»
  9.          «Скачут лошадки» ( «рысью», «га лопом»)
  10.          «Мчатся олени»

Благодаря этим систематически проводимым упражнениям по движнее и выразительней становится  мимика, движения приобретают боль шую уверенность, управляемость. Дети начинают легче пере ключаться с одного движения на другое, могут  самостоятельно решить двигательную задачу. Учатся понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другогo челове ка.

СЦЕНАРИЙ СКАЗКИ – ДРАМАТИЗАЦИИ « ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА»

Сказочница 1:  Здравствуйте, гости дорогие!

                           Мы вам очень рады!

Сказочница 2:  Сказку мы сейчас покажем!

                           Да в стихах ее расскажем!

Сказочница 1:  У леса на опушке

                            В маленькой избушке

        Тихо заяц жил косой

                           Рядом с лисом и лисой.

(заяц выглядывает из окошка, лисы стоят рядом с домиком)

Заяц:  У меня короткий хвост,

          Чуткий нос и малый рост.

          А на выпуклой макушке

          Вверх торчат прямые ушки.

Лиса:  Посмотрите, я какая,

           Вся горю, как золотая!

           Хожу в шубе дорогой

           Хвост пушистый и большой.

           На уловки мастерица-

          А зовут меня – лисица.

Лис:  Я – коварный, хитрый лис.

          Я по курам специалист!

          Мы с кумой в лесу живем,

          А в деревне кур крадем.

Сказочница 2: Однажды пришли лисы в гости к зайцу, да его и выгнали.  

Сел заяц на пенек и плачет. Тут бежит собака.

Собака:  Я с хозяином дружу,

                Его дом сторожу.

                Живу под крылечком,

                А хвост – колечком.

               - Почему  ты, зайчик, плачешь?

Заяц:   Как же мне не плакать? Меня лисы из дома выгнали.

Собака:  Не плачь, зайчик, я их выгоню!

        Эй, лисы, уходите прочь!

Лисы:    Как выскочим, как выпрыгним –  Полетят клочки по закоулочкам!

 Сказочница1: Испугалась собачка и убежала в лес.            

        Сидит заяц и плачет, идет мимо медведица.

Медведица:   Я – медведица Настасья.

                        Хоть и ростом я большая,

                        Но хозяюшка какая!

                         Я с соседями дружу,

                        Всех на чай приглашу! ( диалог медведицы с зайцем, с лисами)

Сказочница 2 :  И медведица не смогла помочь. Может петушки помогут?

Петушок 1:  Мы лихие петушки,

                       Мы задорны и легки!

                        Крылья поднимаем,

                       Весело шагаем!

Петушок 2:   Здесь со мной мои дружки-

                        Боевые петушки!

                        Грозны наши голоса –

                        Испугается лиса!

Петушок 3:    Мы лисицу победим

                        Домик мы освободим!

Все :        Ку – ка – ре – ку!  Уходи, лиса, прочь!

Сказочница 1:   Испугались лисы и убежали в лес, а заяц с петушками стали жить – поживать, чаи распивать, добра наживать. Тут и сказки конец, а кто слушал, молодец!

Роли исполняли….     Конец!  

                         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

          Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мими...

Консультация для педагогов "Использование театрализованных игр, как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников".

В данной консультации раскрывается эффективность развития коммуникативных навыков старших дошкольников посредством театрализованных игр, а также рекомендации по включению театрализованных игр в учебны...

Консультация для педагогов «Использование театрализованной деятельности как средства обогащения словарного запаса детей».

Консультация для педагогов  «Использование театрализованной деятельности как средства обогащения словарного запаса детей»....

Консультация для педагогов Роль театрализованной деятельности в развитии детей

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что - то связана игро...

Консультация для педагогов "Значение театрализованной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Театрализованную деятельность можно отнести к самым распространенным видам детского творчества. Театрализованную деятельность трудно отделить от игры. Как в игре ребенок использует свой социальный опы...