Консультация для педагогов "Использование театрализованной игры в работе учителя-логопеда по формированию речевых умений у детей с ОВЗ"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Применение театрализованных игр всесторонне развивает ребенка:
- формирует знания об окружающем мире;
- активизирует и расширяет у детей словарный запас, совершенствует у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность;
- развивает у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
- совершенствует у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;
- развивает эмоционально-волевую сферу ребенка.
Кроме того, занятия становятся интересными, эмоционально окрашенными, в них исключена монотонность и скука.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного типа № 14
муниципального образования Темрюкский район
Консультация для педагогов
«Использование театрализованной игры в работе учителя-логопеда по формированию речевых умений у детей с ОВЗ»
Подготовил:
учитель – логопед
Камышова Л.В.
2025 г.
Все психические процессы у ребенка - память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение - развиваются при непосредственном участии речи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.) Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности. Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности. Неполноценная речевая деятельность влияет на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
Для детей с недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
Дети с общим недоразвитием речи по уровню продуктивной деятельности воображения отстают от нормально развивающихся сверстников (В. П. Глухов):
- для них характерна быстрая истощаемость процессов воображения;
- отмечаются использование штампов в работе, однообразность;
- детям требуется значительно больше времени для включения в работу, в процессе работы отмечается увеличение длительности пауз;
- наблюдается истощение деятельности.
Как следствие, речевое недоразвитие (бедный словарь, несформированность фразовой речи, многочисленные аграмматизмы и др.) в сочетании с отставанием в развитии творческого воображения являются серьезным препятствия для словотворчества детей.
Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания (по сравнению с нормально говорящими сверстниками). Дети часто забывают сложные инструкции (трех- четырех ступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность заданий. У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением.
Психическое развитие детей с нарушением речи, как правило, опережает их речевое развитие. У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако, по мере коррекции речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.
Нарушение восприятия отмечается у всех детей с нарушением речи. По данным многих авторов, несформированность восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, приводящих к речевым нарушениям, к учебной дезадаптации детей дошкольного возраста. При общем недоразвитии речи восприятие сформировано недостаточно и имеет ряд особенностей, которые выражаются:
1. В нарушении целостности восприятия. Дети не могут сложить разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала; характерным является неточное расположение деталей в рисунке, либо фигуры в пространстве.
2. Дети испытывают трудности при соотнесении с сенсорными эталонами; при соотнесении этих образцов-эталонов с предметами окружающего мира. При выполнении задачи «приравнивание к эталону» дошкольники часто используют элементарные формы ориентировки.
3. Нарушено восприятие собственной схемы тела. Наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий. Формирование представлений о ведущей руке, о частях лица, тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников.
4. Пространственные ориентировки. Важно отметить, что при ОНР у детей нарушено формирование пространственных представлений. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) дети осваивают только в ходе специального обучения. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). Затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта.
5. Дошкольники с ОНР имеют и низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, обнаруживают трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, в назывании букв печатного шрифта, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом.
Для детей с общим недоразвитием речи характерно некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, снижены скорость и четкость их выполнения. Дети испытывают трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательных упражнений и заданий пространственно-временным параметрам. Недостаточная координация движений прослеживается во всех видах моторики: общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Характерными являются особенности развития мимической моторики. Страдает точность и полнота выполнения движений. При сохранных непроизвольных движениях отмечается появление содружественных движений при попытке выполнить произвольные движения (участие мышц лба, щеки или губ при подмигивании одним глазом); выявляется неполнота и неточность в работе мышц и органов артикуляционного аппарата. Недостаточное развитие тактильно-моторных ощущений влияет на способность детей к изобразительному творчеству. У детей наблюдается узость тематики рисунков и многократные повторения темы, отсутствие способов изображения предметов и явлений, бедность приемов лепки и конструирования, неумение владеть ножницами и т.д. И даже дети, владеющие элементарными техническими приемами, не проявляют достаточной усидчивости, воли и внимания в своих занятиях. Снижено и критическое отношение к чужой и своей работе.
Повышенное внимание к эмоциональному развитию дошкольника обусловлено формированием главного психологического новообразования в этом возрасте - начала произвольности психических процессов и психологической готовности к школе. Отмечаются аффективные реакции: дети осознают свой дефект, вследствие чего появляется негативное отношение к речевому общению, инициативы в общении обычно такие дети не проявляют, зачастую этому мешают непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свое пожелание. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции. Следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Данное утверждение во многом объясняет свойственную, в отличие от детей с нормальным речевым развитием, пассивность, сензитивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, повышенную обидчивость и ранимость, страхи.
Игровая деятельность детей с речевыми нарушениями складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства ею. На первых этапах игровые действия протекают при очень ограниченном речевом общении, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Без специально организованного обучения игра, направленная на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевыми нарушениями, самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности.
Основными недостатками, мешающими обучению детей с ТНР, являются - плохая восприимчивость ко всему новому и недостаточная познавательная активность. Им тяжело целенаправленно заучивать и припоминать что-либо. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес. Желание получить роль персонажа - мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на логопедических занятиях с использованием театральных средств, атрибутов и их элементов. Применение театрализованных игр всесторонне развивает ребенка:
- формирует знания об окружающем мире;
- активизирует и расширяет у детей словарный запас, совершенствует у них звукопроизношение, грамматический строй и навыки связной речи, ее темп и выразительность;
- развивает у детей психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
- совершенствует у детей моторику, координацию, плавность, переключаемость и целенаправленность движений;
- развивает эмоционально-волевую сферу ребенка.
Кроме того, занятия становятся интересными, эмоционально окрашенными, в них исключена монотонность и скука.
В подготовительном возрасте дети уже знакомы с сюжетом сказки «Колобок». Поэтому на предварительном этапе мы разучивали роли, учили детей определять характер образа, работали над мимикой, жестами и движениями, выбранных персонажей, а также проводили работу над голосом.
И что же у нас получилось? Устраивайтесь поудобнее. (слайд 1, видео)
(слайд 2, видео)
Видеофрагмент демонстрирует момент беседы с детьми, где мы вспоминаем, как появился Колобок, из чего он сделан. В беседе мы имеем возможность актуализировать представления детей, отработать ряд грамматических категорий.
(слайд 3, видео) В своей работе я использую традиционные и нетрадиционные методы. В процессе беседы дети активно разминали тесто, что способствует развитию тактильных ощущений и мелкой моторики.
(слайд 5, фото) Вот такие чудесные, весёлые колобки получились у ребят!
(слайд 6, видео) Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабляют мышцы всего тела. Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации, формирование способности согласовывать движения и речь.
(слайд 7, видео) Повстречал Колобок зайчишку.
Также в работе с детьми использую различные музыкальные инструменты, игры с которыми выполняют различные функции: развивают навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные и тактильные способности к восприятию; развивают чувство ритма.
Как мы видим на видео не все дети справляются с этой задачей, но мы над этим работаем.
(слайд 8, фото) Обязательно включаю в образовательную деятельность артикуляционную и мимическую гимнастику. В данном случае дети выполняли упражнение «Заборчик» и изображали грустного зайчика. Не все ребята совладали со своими эмоциями, т.к. привыкли улыбаться, когда их снимают на камеру.
(слайд 9, видео) А, что же наш Колобок?
(слайд 10, видео) А на встречу ему волк.
(слайд 11, фото) И ребята показали какой злой серый волк!
(слайд 12, видео) Обязательно включаю игры на автоматизацию поставленного звука, в данном случае звук «Р» – «волк рычит», упражнения на развитие силы голоса (громко рычит – тихо рычит), использую соревновательный момент («кто дольше рычит»).
(слайд 13, видео) Повстречал Колобок медведя.
(слайд 14, фото) И Мишка рассказал какой вкусный мёд он кушал. (упр. «вкусное варенье»).
(слайд 15, фото) Для проведения динамической паузы, предложила детям игру на имитацию движений. Они прыгали, как зайчики, изображали Колобка, ходили как косолапые медвежата и изобразили следующего героя – лису. Как и следовало ожидать, девочки лучше имитировали движения лисы.
(слайд 16, фото) И вот она коварная лиса! Предлагает Колобку сесть на язычок и спеть песенку. (упр. «Чашечка»)
(слайд 17, видео) Дети знают печальную участь Колобка. Я предложила сочинить счастливую концовку сказки. Дети предлагали разные варианты:
1) упала шишка лисе на голову, а колобок испугался и убежал домой к бабке и дедом;
2) колобок набрал много воздуха, превратился в воздушный шар и улетел;
3) охотник выскочил из-за кустов, лиса испугалась, убежала, а Колобок покатился дальше путешествовать.
(слайд 18, фото) В процессе беседы, ребята вспомнили, что они лепили колобков и решили угостить голодную лису.
(слайд 19, фото) Вот и сказки конец!
(слайд 20) Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей с ОНР дошкольного возраста посредством игры в работе учителя-логопеда ДОУ
Содержание работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической ...

Речевое развитие детей с ОНР дошкольного возраста посредством игры в работе учителя-логопеда ДОУ
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...

Использование инновационных форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста
Использование инновационных форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста...
Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда по формированию и совершенствованию диалогической речи у детей с ОНР
В последние годы увеличивается количество детей с различными речевыми нарушениями. На фоне общего недоразвития речи у детей не формируются навыки диалогической речи.Использование театрализованной деят...

Кинезиологические и нейропсихологические игры в работе учителя-логопеда, как средство формирования понимания представлений собственного тела
Нейроигры и упражнения могут применяться для автоматизации поставленных звуков, развития фонематического восприятия, навыков словообразования словоизменения, развития познавательных способностей, усво...

"Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"
В статье описаны виды театрализованной деятельности, которые использует учитель-логопед для коррекции речевых нарушений с детьми старшего дошкольного возраста. Разработаны игры, упражнения, этюды и иг...

