Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда по формированию и совершенствованию диалогической речи у детей с ОНР
статья по логопедии

В последние годы увеличивается количество детей с различными речевыми нарушениями. На фоне общего недоразвития речи у детей не формируются навыки диалогической речи.

Использование театрализованной деятельности во время логопедических занятий способствует формированию и совершенствованию навыков диалогического общения и других сторон речевого развития. Театральные игры интересны всем детям. Управление предметом, игрушкой, помогают им преодолеть трудности в общении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elementy_teatralizatsii.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда по формированию и совершенствованию диалогической речи у детей с ОНР

В настоящее время дошкольники с общим недоразвитием речи составляют самую большую группу детей с отклонениями в развитии. На фоне общего недоразвития речи у детей не формируются навыки диалогической речи.

Чтобы речь таких детей развивалась более быстро и успешно, любая их деятельность на занятиях должна быть эмоционально окрашенной, интересной для всех.

Одним из видов детского творчества является театральная деятельность. Ребенку она близка и понятна, так как связана с игрой. Участвуя в подобной деятельности, дети видят примеры диалогического общения, усваивают нормы речевого этикета, слышат, как может изменяться интонация, голос, наблюдают за мимикой и жестами, запоминают их.

При логопедическом обследовании детей с речевыми нарушениями, были выявлены следующие особенности диалогической речи:

  • инициатива в общении со взрослым проявляется редко или не проявляется совсем;
  • отсутствует интерес к речи собеседника, реплики не дослушиваются до конца;
  • отвечают на вопросы словосочетанием или, одним словом;
  • недостаточно владеют формулами речевого этикета;
  • невербальные средства общения используются крайне редко и не всегда уместны в той или иной ситуации;
  • затрудняются в самостоятельном формулировании предложений, что проявляется в отдельных трудностях языкового оформления, недостаточной развернутости.

На фронтальных и групповых логопедических занятиях мы активно используем некоторые виды театра. Особое внимание уделяется следующим: настольный театр игрушек и картинок, пальчиковые театры и театр би-ба-бо.

Работа по развитию и совершенствованию диалогической речи проводится совместно с педагогами и родителями для достижения более высоких результатов. Так, например, для родителей можно предложить следующие темы консультаций и бесед: «Влияние театрализованной деятельности на развитие диалогической речи детей с речевыми нарушениями»; «Организация театрализованной деятельности в семье»; «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики дошкольника»; «Творческая мастерская: сочиняем сказку».

Для педагогов же, на наш взгляд, будут актуальны такие темы: «На что направлена театрализованная деятельность?»; «Влияние различных видов театра на речь ребенка»; «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей».

Применение театрализованных игр на логопедических занятиях стоит строить по принципу «от простого к сложному». Сначала мы знакомим детей с понятием «театр», показываем фотографии и небольшие видеоролики выступлений, проводим беседы о нем, знакомим воспитанников с видами театральных игрушек. Затем переходим к использованию игрушек на занятии. Сначала пальчикового театра, затем более сложные виды – би-ба-бо и настольный.

Для детей созданы уголки с игрушками, картинками и другими материалами для постановки театрализованных игр и сценок. Дошкольники заметно оживляются, когда им предоставляется возможность побывать в роли «актера», управлять игрушкой, картинкой, говорить ее голосом, проявлять эмоции персонажа. Интерес к занятию растет, появляется мотивация выполнять задания правильно, говорить без ошибок и слушать друг друга.

Театральные игры интересны всем детям, даже недостаточно активным. Управление предметом, игрушкой, помогают им преодолеть трудности в общении. Заучивая и произнося реплики героев, ребенок усваивает диалогическую речь и впоследствии использует полученные навыки в общении с окружающими. Кроме того, применение такого вида деятельности на логопедических занятиях предполагает использование детьми в собственной речи выразительных средств, интонации, соответствующих характеру героев и их поступкам, ребенок старается говорить четко, чтобы его все поняли. Так формируется эмоционально насыщенная диалогическая речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда

Одним из самых распространённых видов детского творчества является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Данный материал содержит опыт работы учителя...

Использование игровых приёмов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи

Работая с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, учитель-логопед  должен использовать весь арсенал доступных таким детям методов и приёмов. Важно, чтобы каждое занятие было для детей не только ...

ПРОЕКТ «Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда»

Совершенствование монологической и диалогической форм речи, автоматизация поставленных звуков в ней средствами театрализованных игр и представлений. Развитие навыков межличностного взаимодействия дете...