Консультация для педагогов на тему: «Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя – логопеда для коррекции речевых нарушений»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Марина Николаевна Осипова

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_teatru.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»

Консультация для педагогов на тему:

 «Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя – логопеда для коррекции речевых нарушений»

Составила: учитель-логопед

Осипова Марина Николаевна

апрель 2025 год

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя – логопеда для коррекции речевых нарушений.

Уважаемые коллеги, добрый день.

    Сегодня я хочу поговорить о важной и интересной теме - использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя – логопеда для коррекции речевых нарушений.

   Уровень речевого развития дошкольника с ТНР в значительной мере зависит от его достаточной речевой практике. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми, что вызывает  у них  речевой дискомфорт.

Слайд 2

    Для того, чтобы быстрее ввести поставленные звуки в речь и избежать «кабинетной речи»,  необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы проговаривать тексты, стихи, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает  использование на занятиях элементов театрализованной деятельности.

Слайд 3

    Театр – это искусство, которое объединяет в себе множество компонентов: речь, движение, эмоции и взаимодействие. Эти элементы могут быть эффективно использованы в логопедической практике, помогая детям не только развивать речь, но и повышать уверенность в себе, улучшать коммуникативные навыки и общение. Театр – это игра, а игра – это основной вид деятельности ребёнка дошкольника.

  В «Адаптированной  образовательной  программе дошкольного образования  для обучающихся с ТНР» отмечена одна из главных задач по развитию театрализованных способностей. Театрализованные игры развивают духовный потенциал, мотивацию успешности, умение перевоплощаться, импровизировать в играх-драматизациях и театрализованных представлениях, раскрепощаться.

 Поэтому, с помощью элементов театрализованной деятельности успешно решаются такие коррекционные  как:

 Слайд 4

1. Развитие мелкой моторики.

2. Формирование правильного произношения:

 - развитие речевого дыхания;

- развитие фонематического восприятия;

- формирование и выработка артикуляционных навыков;

- постановка, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование слоговой структуры слова и звукобуквенного анализа и синтеза;

3. Усвоение лексических и грамматических средств языка:

 - при изучении предлогов;

 - приставочных глаголов.

4. Развитие навыков связной речи.

5. Развитие психических процессов.

6. Развитие интонации, мимики, жестов, эмоционального восприятия.

   Театрализованная деятельность как метод коррекции.

  1. Развитие речевых навыков.

   Театрализованные игры и сценки способствуют активному использованию речи. Дети учатся формулировать мысли, правильно произносить слова, а также развивают словарный запас. В процессе импровизации они могут использовать новые слова и фразы, что способствует их закреплению.

2. Эмоциональная выразительность.

   Театр помогает детям осознавать и выражать свои эмоции. Это особенно важно для детей с речевыми нарушениями, так как они могут испытывать в общении и самовыражении. Использование театрализованных элементов позволяет им находить новые способы передачи своих чувств и переживаний, выражать их мимикой и поведением.

3. Командная работа и социальные навыки.

   Участие в театрализованных постановках требует взаимодействия с другими детьми. Это способствует развитию социальных навыков, таких как умение  слушать, договариваться и работать в команде. Дети учатся понимать других и быть понятыми.

4. Игровая форма обучения.

   Театрализованная деятельность делает процесс обучения более увлекательным и интересным. Дети с речевыми нарушениями часто теряют интерес к традиционным методам обучения, но игра и театр может вернуть им мотивацию и желание заниматься.

Практические   примеры

Слайд  5 – 6

Театр «Би – Ба - Бо»,  «Би – Ба - Бо» (рукавички), а также костюмные постановки я в своей работе использую, как итоговое мероприятие по какой – лексической  теме, на открытых просмотрах или на  праздниках. Рукавички можно использовать для развития мелкой моторики, так как у них разная текстура ткани: тёплая, холодная, гладкая, шершавая.

Слайд 7

Настольный театр -  удобно использовать для обыгрывания маленьких эпизодов, передавая короткий сюжет, при составлении описательных  рассказов, для обучения детей работе в паре, при ознакомлении с лексической темой «Животные».

Слайд 8

Пальчиковый театр – это разные пальчиковые игры, которые сопровождаются речью, инсценировка сказок, развивается моторика рук, ведётся работа над темпом речи,  над синхронностью двух рук.

Слайд 9 - 10

Фланелеграф и магнитный театр использую постоянно: при ознакомлении с лексическими темами, для развития фонематического слуха, при автоматизации звуков, при проговаривании словосочетаний и скороговорок, при составлении предложений и простых сюжетов. Можно использовать для создания театральных постановок. Дети могут разыгрывать сцены, что поможет им не только развивать речь, но и понимать структуру повествования.

Слайд 11

Театр масок и шапочек – кроме всего перечисленного, я использую как элемент драматизации в период автоматизации звуков, игровые упражнения при выполнении дыхательной гимнастики, отработка интонационной выразительности, мимики, жестов, повторение  чистоговорок  и скороговорок с разной интонацией (вопросительной, восклицательной). Маски могут служить не только элементами декора, но и помогать детям преодолевать страх общения. Они могут говорить от лица персонажей, что снизит уровень тревожности.

Слайд 12 – 14

Театр на палочках – обыгрывание разных ситуаций, работа с предлогами, использование в игре, ориентировка в пространстве и …

Слайд 15

Театр игрушек – придумывание слов признаков, работа с приставочными глаголами ( прибежал, убежал, побежал, забежал), составление предложений по игрушке и сюжету, составление коротких рассказов, придумывание чистоговорок, загадок , стихов.

Слайд 16 -17

Плоскостной театр -  обыгрывание, самостоятельно можно составить сюжет, сказку, закрепление и знакомство с лексической темой, проявление инициативы и самостоятельности детей, развитие связной речи.

   Таким образом, использование театрализованных элементов в логопедической практике открывает новые горизонты для коррекции речевых нарушений. Это не только способствует развитию речевых навыков, но и помогает детям становиться более уверенными в себе, развивает их эмоциональный интеллект и социальные навыки.

Я надеюсь, что мой опыт и идеи вдохновят вас на использование театрализованной деятельности в вашей практике. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.

Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия ...

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда

Одним из самых распространённых видов детского творчества является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Данный материал содержит опыт работы учителя...

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...

ПРОЕКТ «Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда»

Совершенствование монологической и диалогической форм речи, автоматизация поставленных звуков в ней средствами театрализованных игр и представлений. Развитие навыков межличностного взаимодействия дете...

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда по формированию и совершенствованию диалогической речи у детей с ОНР

В последние годы увеличивается количество детей с различными речевыми нарушениями. На фоне общего недоразвития речи у детей не формируются навыки диалогической речи.Использование театрализованной деят...