Консультация для педагогов на тему: «Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя – логопеда для коррекции речевых нарушений»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МДОУ «Сланцевский детский сад №10 комбинированного вида»
Консультация для педагогов на тему:
«Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя – логопеда для коррекции речевых нарушений»
Составила: учитель-логопед
Осипова Марина Николаевна
апрель 2025 год
Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя – логопеда для коррекции речевых нарушений.
Уважаемые коллеги, добрый день.
Сегодня я хочу поговорить о важной и интересной теме - использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя – логопеда для коррекции речевых нарушений.
Уровень речевого развития дошкольника с ТНР в значительной мере зависит от его достаточной речевой практике. Дети с речевой патологией испытывают чувство неуверенности, закомплексованности в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми, что вызывает у них речевой дискомфорт.
Слайд 2
Для того, чтобы быстрее ввести поставленные звуки в речь и избежать «кабинетной речи», необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы проговаривать тексты, стихи, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает использование на занятиях элементов театрализованной деятельности.
Слайд 3
Театр – это искусство, которое объединяет в себе множество компонентов: речь, движение, эмоции и взаимодействие. Эти элементы могут быть эффективно использованы в логопедической практике, помогая детям не только развивать речь, но и повышать уверенность в себе, улучшать коммуникативные навыки и общение. Театр – это игра, а игра – это основной вид деятельности ребёнка дошкольника.
В «Адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с ТНР» отмечена одна из главных задач по развитию театрализованных способностей. Театрализованные игры развивают духовный потенциал, мотивацию успешности, умение перевоплощаться, импровизировать в играх-драматизациях и театрализованных представлениях, раскрепощаться.
Поэтому, с помощью элементов театрализованной деятельности успешно решаются такие коррекционные как:
Слайд 4
1. Развитие мелкой моторики.
2. Формирование правильного произношения:
- развитие речевого дыхания;
- развитие фонематического восприятия;
- формирование и выработка артикуляционных навыков;
- постановка, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование слоговой структуры слова и звукобуквенного анализа и синтеза;
3. Усвоение лексических и грамматических средств языка:
- при изучении предлогов;
- приставочных глаголов.
4. Развитие навыков связной речи.
5. Развитие психических процессов.
6. Развитие интонации, мимики, жестов, эмоционального восприятия.
Театрализованная деятельность как метод коррекции.
1. Развитие речевых навыков.
Театрализованные игры и сценки способствуют активному использованию речи. Дети учатся формулировать мысли, правильно произносить слова, а также развивают словарный запас. В процессе импровизации они могут использовать новые слова и фразы, что способствует их закреплению.
2. Эмоциональная выразительность.
Театр помогает детям осознавать и выражать свои эмоции. Это особенно важно для детей с речевыми нарушениями, так как они могут испытывать в общении и самовыражении. Использование театрализованных элементов позволяет им находить новые способы передачи своих чувств и переживаний, выражать их мимикой и поведением.
3. Командная работа и социальные навыки.
Участие в театрализованных постановках требует взаимодействия с другими детьми. Это способствует развитию социальных навыков, таких как умение слушать, договариваться и работать в команде. Дети учатся понимать других и быть понятыми.
4. Игровая форма обучения.
Театрализованная деятельность делает процесс обучения более увлекательным и интересным. Дети с речевыми нарушениями часто теряют интерес к традиционным методам обучения, но игра и театр может вернуть им мотивацию и желание заниматься.
Практические примеры
Слайд 5 – 6
Театр «Би – Ба - Бо», «Би – Ба - Бо» (рукавички), а также костюмные постановки я в своей работе использую, как итоговое мероприятие по какой – лексической теме, на открытых просмотрах или на праздниках. Рукавички можно использовать для развития мелкой моторики, так как у них разная текстура ткани: тёплая, холодная, гладкая, шершавая.
Слайд 7
Настольный театр - удобно использовать для обыгрывания маленьких эпизодов, передавая короткий сюжет, при составлении описательных рассказов, для обучения детей работе в паре, при ознакомлении с лексической темой «Животные».
Слайд 8
Пальчиковый театр – это разные пальчиковые игры, которые сопровождаются речью, инсценировка сказок, развивается моторика рук, ведётся работа над темпом речи, над синхронностью двух рук.
Слайд 9 - 10
Фланелеграф и магнитный театр использую постоянно: при ознакомлении с лексическими темами, для развития фонематического слуха, при автоматизации звуков, при проговаривании словосочетаний и скороговорок, при составлении предложений и простых сюжетов. Можно использовать для создания театральных постановок. Дети могут разыгрывать сцены, что поможет им не только развивать речь, но и понимать структуру повествования.
Слайд 11
Театр масок и шапочек – кроме всего перечисленного, я использую как элемент драматизации в период автоматизации звуков, игровые упражнения при выполнении дыхательной гимнастики, отработка интонационной выразительности, мимики, жестов, повторение чистоговорок и скороговорок с разной интонацией (вопросительной, восклицательной). Маски могут служить не только элементами декора, но и помогать детям преодолевать страх общения. Они могут говорить от лица персонажей, что снизит уровень тревожности.
Слайд 12 – 14
Театр на палочках – обыгрывание разных ситуаций, работа с предлогами, использование в игре, ориентировка в пространстве и …
Слайд 15
Театр игрушек – придумывание слов признаков, работа с приставочными глаголами ( прибежал, убежал, побежал, забежал), составление предложений по игрушке и сюжету, составление коротких рассказов, придумывание чистоговорок, загадок , стихов.
Слайд 16 -17
Плоскостной театр - обыгрывание, самостоятельно можно составить сюжет, сказку, закрепление и знакомство с лексической темой, проявление инициативы и самостоятельности детей, развитие связной речи.
Таким образом, использование театрализованных элементов в логопедической практике открывает новые горизонты для коррекции речевых нарушений. Это не только способствует развитию речевых навыков, но и помогает детям становиться более уверенными в себе, развивает их эмоциональный интеллект и социальные навыки.
Я надеюсь, что мой опыт и идеи вдохновят вас на использование театрализованной деятельности в вашей практике. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы учителя-логопеда при коррекции речевых нарушений у дошкольников с нарушениями зрения в специальном детском саду.
Нарушение речи напрямую не зависит от остроты зрения, но наличие зрительного дефекта ставит ребёнка со зрительной патологией относительно формирования речи в ранний период развития в неравные условия ...

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда
Одним из самых распространённых видов детского творчества является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Данный материал содержит опыт работы учителя...

Выступление на педагогическом совете. Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя – логопеда.
Оказание коррекционно-развивающей помощи – это цель работы любого логопеда....

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».
В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей через метод песочной терапии. Метод позволяет в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...

ПРОЕКТ «Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда»
Совершенствование монологической и диалогической форм речи, автоматизация поставленных звуков в ней средствами театрализованных игр и представлений. Развитие навыков межличностного взаимодействия дете...
Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда по формированию и совершенствованию диалогической речи у детей с ОНР
В последние годы увеличивается количество детей с различными речевыми нарушениями. На фоне общего недоразвития речи у детей не формируются навыки диалогической речи.Использование театрализованной деят...

