Пальчиковый игротренинг для детей и их родителей (семинар - практикум).
методическая разработка по логопедии (младшая группа) по теме

Климова Елена Александровна

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук - это одно из направлений развития ребёнка - дошкольника и гарант успешности в обучении его письму. Мы можем повысить успешность у ребёнка в накоплении практического двигательного опыта  многократно, если будем привлекать к этой работе родителей, объяснять им важность развития ручной умелости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovyy_igrotrening.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия

 - Повысить грамотность  родителей в области развивающей и коррекционной педагогики.

Задачи:

- установить партнёрские отношения с семьями воспитанников в решении педагогических и коррекционных задач;

  1. познакомить родителей со значением развития мелкой моторики для речевого развития ребёнка;
  2. пробудить у родителей интерес и желание участвовать в воспитании и развитии ребёнка.  

Оборудование:

Игрушка «Каркуша», картинки с изображением скворечника и гнезда, счётные палочки, разноцветные верёвочки, сухой бассейн из фасоли и гороха, мелкие игрушки, салфетки, кусочки льда, выставка литературы о значении развития мелкой моторики и пальчиковые тренажёры.

Литература:

1.АбрамоваЛ.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Орешек на ладошке – М.: Карапуз, 2004.

2.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М.: Гном- Пресс, 1998.

3. Крупенчук О. И.. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.

4. Лопухина И.С. Речь, ритм, движение. – СПб.: Дельта, 2001.

5.Рузина М.С., Афонькин с.Ю. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. – СПб.: КРИСТАЛЛ, 1997.

6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

7.Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

Ход занятия:

1.Вступительное слово логопеда.

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

        Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание. Память и связная речь.

        Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребёнка к учёбе и тревожного его состояния.  Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем скажется на развитии речи ребёнка и подготовке руки к письму.

        2. Воздействие холодом на руки ребёнка (криотерапия).

Криотерапия – одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан и на изменении деятельности сосудов – первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.

        Логопед высыпает в пластмассовую ёмкость шарики льда и предлагает взрослым и детям запустить  в неё руки. Можно предложить поискать спрятанные мелкие игрушки.

        

3. Самомассаж лица.

Массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

(Логопед предлагает детям и родителям выполнить упражнения самомассажа).

Носик, носик!

Провести кулачками по крыльям носа 4 раза.

Где ты, носик?

Лобик, лобик!

Где ты, лобик?

Всеми пальцами провести по лбу от середины лба к вискам 4 раза.

Щёчка, щёчка!

Где ты, щёчка?

Погладить щёки сверху вниз 4 раза.

Будет чистенькая дочка,

Погладить ладонями шею.

Будет чистенький сынок

Растереть ладошками уши

И котёнок - малышок.

Потереть ладони друг о друга.

4. Игры со счётными палочками и шнурками.

 Раздаётся стук в дверь, и в группу «залетает» Каркуша (игрушка би-ба-бо).

        Каркуша: Кар! Кар! Кар! Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть, какая уютная у вас группа! Наступила весна, все птицы возвращаются из тёплых стран и строят себе домики. А у меня что-то никак не получается. Я и веточек натаскала, и верёвочек насобирала, а красивое гнёздышко никак не получается.

        Логопед: Не волнуйся, Каркуша, мы тебе сейчас поможем. Домики для птиц бывают разные (показывает картинки гнезда и скворечника). Дети, как называются эти птичьи домики? Давайте из счётных палочек попробуем выложить скворечник.

Логопед раздаёт карточки со схемами домиков.

Дети выкладывают из счётных палочек домик для птички.

Каркуша благодарит и  предлагает детям поиграть с разноцветными шнурками.

Игра со шнурками.

Родитель наматывает на пальчики ребёнка шнурочек, обматывая каждый по несколько раз. Затем предлагает ребёнку снять верёвочку без помощи второй руки.

        Вверх шнурок, вниз шнурок,

        И ещё, ещё разок!

        Вот какой у нас узорчик!        

Вот какой у нас заборчик!

Взрослый и ребёнок меняются ролями.

        Логопед: А давайте попробуем из шнурков свить Каркуше гнездо!

Дети и родители сворачивают по кругу несколько шнурков, чтобы получилось гнёздышко.

        Каркуша: Ой, я поняла теперь, как надо сделать себе гнездо! Спасибо за помощь!

5. Игра в сухом бассейне (пластмассовая ёмкость, заполненная сухими горохом и фасолью)

Каркуша предлагает детям поиграть: она спрячет мелкие игрушки в бассейне, а ребята будут их искать. Затем дети прячут игрушки, а родители их ищут.

6. Каркуша благодарит детей и взрослых за интересно проведённое время и прощается.

7. Логопед благодарит детей и родителей за активное участие в играх, отвечает на вопросы.

8.Родители знакомятся с выставкой литературы, посвящённой развитию мелкой моторики. Логопед знакомит родителей, как в домашних условиях можно сделать  пособия и пальчиковые тренажёры (прищепки, резиновые колючие мячи, волчки, крышки от пластиковых бутылок, шнуровки, клубки, бусы и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Пальчиковый игротренинг для детей дошкольного возраста"

Ученые установили, что развитие речи во многом зависит от развития мелкой мотрики руки....

Презентация "Пальчиковый игротренинг для детей дошкольного возраста."

Развивать у детей , точность и координацию движения руки и глаза, гибкость рук, ритмичность....

Взаимодействие с родителями: семинар-практикум «Игра – это серьезно»

Задачи:1.Повышать уровень педагогической культуры родителей.2.Формировать у родителей понятие значимости данной проблемы.Предварительная работа:1.Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному...

Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями (семинар-практикум для педагогов)

Осознанное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс, создание единого образовательного пространства для развития ребенка - основная цель работы с семьей. И в этом нам помогают нетра...

Презентация для родителей. Семинар-практикум- «Как развивать ребенка играя».

Презентация для родителей. Семинар-практикум- «Как развивать ребенка играя»....

«Нейробика, как средство подготовки детей к школе при взаимодействии с родителями» Семинар - практикум с родителями

Как можно сформировать представление у родителей о взаимосвязи физического и умственного развития детей старшего дошкольного возраста через нейробику (игры, игровые упражнения,   помогут док...

Пальчиковый игротренинг для детей 4-5 лет с ОВЗ

Пальчиковый игротренинг «Помощники Золушки» (с использованием нетрадиционных материалов в совместной деятельности с детьми 4-5 лет с ОВЗ по развитию мелкой моторики пальцев рук).Задачи:Сов...