Главные вкладки

    Пальчиковый игротренинг для детей и их родителей (семинар - практикум).
    методическая разработка по логопедии (младшая группа) по теме

    Климова Елена Александровна

    Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук - это одно из направлений развития ребёнка - дошкольника и гарант успешности в обучении его письму. Мы можем повысить успешность у ребёнка в накоплении практического двигательного опыта  многократно, если будем привлекать к этой работе родителей, объяснять им важность развития ручной умелости.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon palchikovyy_igrotrening.doc37.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель занятия

     - Повысить грамотность  родителей в области развивающей и коррекционной педагогики.

    Задачи:

    - установить партнёрские отношения с семьями воспитанников в решении педагогических и коррекционных задач;

    1. познакомить родителей со значением развития мелкой моторики для речевого развития ребёнка;
    2. пробудить у родителей интерес и желание участвовать в воспитании и развитии ребёнка.  

    Оборудование:

    Игрушка «Каркуша», картинки с изображением скворечника и гнезда, счётные палочки, разноцветные верёвочки, сухой бассейн из фасоли и гороха, мелкие игрушки, салфетки, кусочки льда, выставка литературы о значении развития мелкой моторики и пальчиковые тренажёры.

    Литература:

    1.АбрамоваЛ.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Орешек на ладошке – М.: Карапуз, 2004.

    2.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. – М.: Гном- Пресс, 1998.

    3. Крупенчук О. И.. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.

    4. Лопухина И.С. Речь, ритм, движение. – СПб.: Дельта, 2001.

    5.Рузина М.С., Афонькин с.Ю. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. – СПб.: КРИСТАЛЛ, 1997.

    6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

    7.Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

    Ход занятия:

    1.Вступительное слово логопеда.

    Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

            Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание. Память и связная речь.

            Многие учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики могут привести к возникновению негативного отношения ребёнка к учёбе и тревожного его состояния.  Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем скажется на развитии речи ребёнка и подготовке руки к письму.

            2. Воздействие холодом на руки ребёнка (криотерапия).

    Криотерапия – одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан и на изменении деятельности сосудов – первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.

            Логопед высыпает в пластмассовую ёмкость шарики льда и предлагает взрослым и детям запустить  в неё руки. Можно предложить поискать спрятанные мелкие игрушки.

            

    3. Самомассаж лица.

    Массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

    (Логопед предлагает детям и родителям выполнить упражнения самомассажа).

    Носик, носик!

    Провести кулачками по крыльям носа 4 раза.

    Где ты, носик?

    Лобик, лобик!

    Где ты, лобик?

    Всеми пальцами провести по лбу от середины лба к вискам 4 раза.

    Щёчка, щёчка!

    Где ты, щёчка?

    Погладить щёки сверху вниз 4 раза.

    Будет чистенькая дочка,

    Погладить ладонями шею.

    Будет чистенький сынок

    Растереть ладошками уши

    И котёнок - малышок.

    Потереть ладони друг о друга.

    4. Игры со счётными палочками и шнурками.

     Раздаётся стук в дверь, и в группу «залетает» Каркуша (игрушка би-ба-бо).

            Каркуша: Кар! Кар! Кар! Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть, какая уютная у вас группа! Наступила весна, все птицы возвращаются из тёплых стран и строят себе домики. А у меня что-то никак не получается. Я и веточек натаскала, и верёвочек насобирала, а красивое гнёздышко никак не получается.

            Логопед: Не волнуйся, Каркуша, мы тебе сейчас поможем. Домики для птиц бывают разные (показывает картинки гнезда и скворечника). Дети, как называются эти птичьи домики? Давайте из счётных палочек попробуем выложить скворечник.

    Логопед раздаёт карточки со схемами домиков.

    Дети выкладывают из счётных палочек домик для птички.

    Каркуша благодарит и  предлагает детям поиграть с разноцветными шнурками.

    Игра со шнурками.

    Родитель наматывает на пальчики ребёнка шнурочек, обматывая каждый по несколько раз. Затем предлагает ребёнку снять верёвочку без помощи второй руки.

            Вверх шнурок, вниз шнурок,

            И ещё, ещё разок!

            Вот какой у нас узорчик!        

    Вот какой у нас заборчик!

    Взрослый и ребёнок меняются ролями.

            Логопед: А давайте попробуем из шнурков свить Каркуше гнездо!

    Дети и родители сворачивают по кругу несколько шнурков, чтобы получилось гнёздышко.

            Каркуша: Ой, я поняла теперь, как надо сделать себе гнездо! Спасибо за помощь!

    5. Игра в сухом бассейне (пластмассовая ёмкость, заполненная сухими горохом и фасолью)

    Каркуша предлагает детям поиграть: она спрячет мелкие игрушки в бассейне, а ребята будут их искать. Затем дети прячут игрушки, а родители их ищут.

    6. Каркуша благодарит детей и взрослых за интересно проведённое время и прощается.

    7. Логопед благодарит детей и родителей за активное участие в играх, отвечает на вопросы.

    8.Родители знакомятся с выставкой литературы, посвящённой развитию мелкой моторики. Логопед знакомит родителей, как в домашних условиях можно сделать  пособия и пальчиковые тренажёры (прищепки, резиновые колючие мячи, волчки, крышки от пластиковых бутылок, шнуровки, клубки, бусы и т.д.).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Пальчиковый игротренинг для детей дошкольного возраста"

    Ученые установили, что развитие речи во многом зависит от развития мелкой мотрики руки....

    Общение педагогов ДОУ с родителями. Семинар-практикум для педагогов ДОУ.

    В теоретическом разделе  семинара - практикума подробно  рассказывается о традиционных и нетрадиционных формах общения педагогов ДОУ с родителями, о правилах конструктивного взаимодействия с...

    Презентация "Пальчиковый игротренинг для детей дошкольного возраста."

    Развивать у детей , точность и координацию движения руки и глаза, гибкость рук, ритмичность....

    Взаимодействие с родителями: семинар-практикум «Игра – это серьезно»

    Задачи:1.Повышать уровень педагогической культуры родителей.2.Формировать у родителей понятие значимости данной проблемы.Предварительная работа:1.Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному...

    Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями (семинар-практикум для педагогов)

    Осознанное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс, создание единого образовательного пространства для развития ребенка - основная цель работы с семьей. И в этом нам помогают нетра...

    Презентация для родителей. Семинар-практикум- «Как развивать ребенка играя».

    Презентация для родителей. Семинар-практикум- «Как развивать ребенка играя»....

    Нетрадиционная работа с родителями. Семинар-практикум «Роль семьи в формировании личности ребёнка. Стили родительского воспитания».

    Сценарий семинара-практикума представляет собой попытку в развёрнутом виде познакомить с содержанием работы педагога-психолога дошкольного учреждения с родителями по повышению их психолого-педагогичес...