Дифференциация твёрдых и мягких согласных (практический материал) (Учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
методическая разработка по логопедии (старшая,подготовительная группа) на тему

Добрынина Эльвира Геннадьевна

 

Работа над дифференциацией звуков играет огромную роль в формировании слуховой и произносительной системы языка. Приходится  прорабатывать и выделять эту часть коррекционной работы в отдельный блок. Столкнулась с проблемой недостатка  речевого материала по данной теме. Разработала материал  в виде слоговых и словесных таблиц, который  поможет  детям справиться с этой речевой  проблемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differenciaciya_tvyordyh_i_myagkih_soglasnyh.doc971 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой материал

по дифференциации твёрдых и мягких согласных,

посредством парных гласных Ы-И, А-Я, О-Ё, У-Ю.

Добрынина Э. Г., учитель-логопед высшей категории МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик» , пгт. Яя,  Кемеровской обл.

В своей работе  часто сталкиваюсь с проблемой смягчения звуков у младших дошкольников и плохого различения твёрдых и мягких согласных при речевом диагнозе ФФНР (фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи).  Например,  дети не могут понять и правильно различить слова-паронимы,         отличающиеся одной буквой, такие как «мишка-мышка», «Дина-дыня», «рад-ряд», «нос-нёс», «лук-люк»  и т. д.  В их восприятии  эти слова звучат одинаково. Это грубое нарушение фонематического слуха требует целенаправленной коррекции.

Работа над дифференциацией звуков играет огромную роль в формировании слуховой и произносительной системы языка. Приходится  прорабатывать и выделять эту часть коррекционной работы в отдельный блок. Столкнулась с проблемой недостатка  речевого материала по данной теме. Разработала материал  в виде слоговых и словесных таблиц, который  поможет  детям справиться с этой речевой  проблемой.

Твёрдые и мягкие согласные,  посредством  Ы – И

  1. Произношение слогов по таблице:

Примечание: 1) произношение слогов со звуком Ы;   2) произношение слогов со звуком И;    3) произношение слогов парами Ы-И;   4) произношение  слогов парами , начиная с  И, затем Ы.

3)           4)

1)БЫ –  2) БИ                        5) Произнесение  слоговых "троек":

   ПЫ – ПИ                                БЫ – БИ - БЫ

   ДЫ – ДИ                                ДИ – ДЫ - ДЫ

   ТЫ – ТИ                                          ТИ – ТИ – ТЫ …

   МЫ – МИ

   НЫ – НИ

   СЫ – СИ

   ЗЫ – ЗИ

   ЛЫ – ЛИ

   РЫ - РИ

   ГЫ – ГИ

   КЫ – КИ

   ВЫ – ВИ

   ФЫ – ФИ

1.2. Произношение парами слов, введение их в предложения:

Примечание : 1) – сначала произносим слова с гласным Ы;  2) – затем произносим слова с гласным И;  3) – произнесение слов парами)

были – били                        лыжи – лижи

быль – бил                        лыко – липа

пыль – пил                        лысый – лисий

пыжик – пижама                лысина – лисья

дым – Дима                        лыжник - лишний

тыква – текла[тикла]                    дыши – держи [диржи]

тын – тина                        дыня – Дина

нытик - нити                           слоны - кони                                

ныть - нить                        сын - синий

тысяча – тишина                мыши – Миша

мыть – Митя                           мышка – мишка

мыло – милый                             сыч - ситец

сынок – синяк                             сытый – сито

сыр – синь                        зыбко – синий

сыпь – осип                        язык – Тузик

1.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений:

Их трубы идёт дым.           Дима нарисовал дым, идущий  из трубы.

Дина ела дыню.                Дима гвозди не забил, потому что молоток забыл.

У сынка синяк.                Тузик высунул язык.

Зина молчит, словно проглотила язык.        На липе липовое лыко.

Этот лыжник на лыжне лишний.                В тишине шуршат тысячи листьев.        

Мой милый, мой руки с мылом.                        Бегут мои лыжи и снег лижут.

Стали зубы ныть, надо взять зубную нить.        Рысь не ест рис.

Мишка лапкой ловил мышку, а мышка убежала.

Баба с дедом жили-были и яйцо от  курицы-рябы били, били, не разбили.

  1. Проговаривание слов,  одновременно содержащих звуки Ы – И:

Сыны, пылинка, пыхтит, кипятит, дымит, забыл, лысый, плыли, пили, мыши,

алиби, хилые, камыши, тигры, винтик, рисовый, пилили, сидим, личный, отличный, чистый, малыши, вымочить,  рыжик, красивый, пушистый, сырые, душистый, киты, вытащил, пупырышки, вишнёвый, свинина, выскочил, дышит, выбыл, выбил, выкинул, выкипел, выбросил, выбежит

  1. Картинный материал:

Твёрдые и мягкие согласные,  посредством  А – Я.

  1.  Произношение слогов по таблиц е  (см. Примечание 1.1.):

3)           4)                                5) произнесение слоговых "троек":

1)БА –  2) БЯ                                               БА – БЯ - БА

   ПА – ПЯ                                         ПЯ – ПА - ПЯ                        

   ДА – ДЯ                                        ДА – ДА – ДЯ …

   ТА – ТЯ

   МА – МЯ

   НА – НЯ

  СА – СЯ

   ЗА – ЗЯ

   ЛА – ЛЯ

   РА - РЯ

   ГА – ГЯ

   КА – КЯ

   ВА – ВЯ

  ФА – ФЯ

2.2.  Произношение парами слов, введение их в предложения (см. Примечание 1.2.):

БАС – БЯЗЬ                                РЫБА - ТЕБЯ

ТРУБА – ТРУБЯТ                        РУБАХА – РУБЯТ

ПАР – ПЯТЬ                                ПАШЕТ – ПЯЛИТ

ПАШТЕТ – ПЯТНЫШКО                ПАЛЕЦ – ПЯТНИЦА

ТАНЯ – ТЯНЕТ                        ТАНЕЦ – ТЯГАЧ

ТАЩИТ – ТЯНЕТ                        МАТЬ – МЯТЬ

МАША – МЯСО                        НАДЯ – НЯНЯ

ВАННА – БАНЯ                        ИННА – ВАНЯ

САД – СЯДЬ                                САНИ – СЯДУ

КОСА – КОСЯТ                        ЗАЙКА – ЗЯБКО

КОЗА – ХОЗЯИН                        ВАНЯ – ВЯЖЕТ

ЛАПУ – ЛЯГУ                                  ЛАПУШКА – ЛЯГУШКА

РАЯ – РЯДОМ                                  РАД – РЯД

ПАРАД – НАРЯД                        ВАТА - ВЯЖЕТ

ФЛАГИ – ФЛЯГИ                        ТАПКИ – ТЯПКИ

2.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений:

На Иване рубаха мокрая, они с отцом рубят дрова.

На платьишке от паштета пятнышко.                Сяду только в свои сани.

Под щёку лапу и в берлогу лягу.                             Маша ест мясо.

Косари косами косят.                                             Пойди в сад, на скамейку сядь.

Инна, Ваня, Надя зовут няню.                        Ваня рад, что попал в первый ряд.        

Меня просила мать рубашку не мять.                Рая, будь рядом.

Зайке зимой не зябко.                                             Из ваты одежду не вяжут.

Наряд  для парада.                                        Наша Таня время тянет.

  1. Проговаривание слов,  одновременно содержащих звуки А – Я:

 котята, телята, волчата, жеребята, цыплята, лисята, воронята, ежата, бельчата, девчата, одеяло,

  1.  Картинный материал:

Твёрдые и мягкие согласные,  посредством  О - Ё.

  1. Произношение слогов по таблице  (см. Примечание 1.1.):

3)           4)                                5) произнесение слоговых "троек":

1)БО –  2) БЁ                                                БО – БЁ - БО

   ПО – ПЁ                                         ПЁ – ПО - ПЁ                        

   ДО – ДЁ                                        ДО – ДО – ДЁ …

   ТО – ТЁ

   МО – МЁ

   НО– НЁ

  СО – СЁ

   ЗО – ЗЁ

   ЛО – ЛЁ

   РО - РЁ

   ГО – ГЁ

   КО – КЁ

   ВО – ВЁ

  ФО – ФЁ

  1.  Произношение парами слов, введение их в предложения (см. Примечание 1.2.):

ПОСТ – ПЁС                                ПОРТ – ПЁТР

ДОМА – ДЁМА                        ДОШЁЛ – ДЁШЕВО

ДОСКА – ДЁСНА                        ТОПОР – ТЁРКА

ДОРОГА – ДЁРГАТЬ                             ТОРТ – ТЁРТ

ТОРМОЗ – ТЁМНЫЙ                            МОЛОКО – МЁД

МОРОЗ – МЁРЗ                        НОС – НЁС                

НОВЫЙ – КОНЁК                        СТАНОК – САНЁК

ЗАРОК – ЛАРЁК                        СОЛЬ –  (МНОГО) СЁЛ

ФАСОЛЬ – ОСЁЛ                        СОТНИ – СЁСТРЫ

ЗОЛОТО – КОЗЁЛ                        ФОЛЬГА – ФЁКЛА

ВОЛ – ВЁЛ                                РОТ – ОРЁТ

РОМА – РЁВА                                     ЛОТ – ЛЁД

ЛОДКА – ЛЁНЬКА                

3.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений:

Пёс не покидает свой пост.                                    Пётр потрошил осётра.

На торт орех натёрт.                                        В мороз нос замёрз.

Наш Дёма уже дома.                                           Сумку нёс в мороз, нос замёрз.

В огороде осёл  съел фасоль.                        Володя вола вёл.

  1. Проговаривание слов,  одновременно содержащих звуки О – Ё:

дёшево, жеребёнок, домовёнок, много пелёнок, котёнок, козлёнок, кутёнок, цыплёнок, телёнок, топорёнок, поварёнок, ребятёнок, опёнок,

  1.  Картинный материал:

ТОРТ - ТЁРКА

   

Твёрдые и мягкие согласные,  посредством   У - Ю.

  1. . Произношение слогов по таблице (см. Примечание 1.1.):

3)           4)                                5) произнесение слоговых "троек":

1)БУ –  2) БЮ                                              БЮ – БУ - БЮ

   ПУ – ПЮ                                         ПУ – ПУ - ПЮ                        

   ДУ – ДЮ                                        ДЮ – ДУ – ДЮ …

   ТУ – ТЮ

   МУ – МЮ

   НУ– НЮ

  СУ – СЮ

   ЗУ – ЗЮ

   ЛУ – ЛЮ

   РУ - РЮ

   ГУ – ГЮ

   КУ – КЮ

   ВУ – ВЮ

  ФУ – ФЮ

4.2. Произношение парами слов, введение их в предложения (см. Примечание 1.2.):

КРУЖЕВА – БРЮКВА                        ТУФЕЛЬКА - ТЮТЕЛЬКА

СУДА – СЮДА                                ТУМБОЧКА - ТЮФЯЧОК

РУКИ – БРЮКИ                                ТУРИСТ - АВАНТЮРИСТ

ЛУК – ЛЮК                                        ГРУШИ - РЮШИ

ДУШ – ДЮШЕС                                БЕРУ - БОРЮ

ДУЮ – ДЯДЮ                                           ГОРУ - ГОРЮ                

ТУМАН – ТЮЛЬПАН                        ДЕРУ - ДАРЮ

ТУЧА – ТЁТЮШКА                                    КУПЛЕТ - КЮВЕТ

ТУГОЙ – ТЮФЯК                                ЗУБРЫ - ИЗЮБРИ

КАТУШКА – КАТЮШКА                           К СТОЛУ - КОРМЛЮ

ПОДУШКА – ДЯДЮШКА                           ЛУЧИК – КЛЮЧИК

4.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений:

В тумане не видно тюльпана.                Туфельки тютелька в тютельку.

У Луки всегда руки в брюки.                В зоопарке зубры и изюбри.

В огороде лук, на дороге – люк.                Беру Борю в игру.

Катюшка катала катушку.                        Дядюшка налил воды в кадушку.

По морю суда плывут туда-сюда.                   На ветке груши, на блузке – рюши.

Зову к столу, гостей кормлю.                Крапиву деру, козам дарю.

Забрался в гору и от счастья весь горю.

У солнца золотой лучик, у Буратино – золотой ключик.

  1. Проговаривание слов,  одновременно содержащих звуки У – Ю:

В бурю, утюг, утюжок, утюжить, урюк, курю, дурю, пробурю (дырку, отверстие), дежурю, балагурю, гутарю (просторечное – говорю), кухарю…

  1. Картинный материал: лук-люк, руки-брюки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал учителя-логопеда "Система работы с не говорящими детьми младшего дошкольного возраста"

Цикл занятий , которые помогут развить у детей дыхание, слуховое восприятие, артикулиционный аппарат...

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

Работа над дифференциацией звуков играет огромную роль в формировании слуховой и произносительной системы языка....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение согласных звуков».

Дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; соверше...

Фонематические представления. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков

Презентация  опыта работы по теме «Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков»....

Практический материал учителя-логопеда

Практический материал, который можно использовать в работе учителя-логопеда...


 

Комментарии

ПОЛЕВСКАЯ ЭЛЕОНОРА ЮРЬЕВНА

ЭЛЬВИРА ГЕННАДЬЕВНА! ВАШИ РАЗРАБОТКИ ЗАСЛУЖИВАЮТ ВСЯЧЕСКИХ ПОХВАЛ. ПОЛЬЗУЮСЬ ИМИ В ЭТОМ УЧЕБНОМ ГОДУ. СОСТАВЛЕННО ВСЁ ОЧЕНЬ ПОДРОБНО, СИСТЕМАТИЗИРОВАННО, ПРОИЛЛЮСТРИРОВАННО. РАЗРАБОТКИ ПОДХОДЯТ КАК ДЛЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ТАК И ДЛЯ ОПЫТНЫХ ЛОГОПЕДОВ.УСПЕХОВ ВАМ В РАБОТЕ!!!!