Фонематические представления. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков
презентация по логопедии

Сергеева Елизавета Сергеевна

Презентация  опыта работы по теме «Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.85 КБ
Файл prezentatsiya.pptx3 МБ

Предварительный просмотр:

Доклад к презентации на тему «Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков»

Слайд 1.

Представляю вашему вниманию презентацию своего опыта работы по теме «Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков».

Слайд 2.

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установление звуковой культуры речи.

Фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения.

Слайд 3.

Работа по развитию фонематического восприятия включает в себя:

  • Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом.
  • Узнавание звука в слове.
  • Определение места звука в слове.
  • Припоминание слов на заданный звук.
  • Различение изолированных звуков, связанных с конкретными образами.
  • Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции.

И  т. д.

Слайд 4.

Большую трудность для детей с тяжёлыми нарушениями речи представляет чтение и запись слогов и слов с мягкими согласными звуками. В связи с этим наиболее часто дети допускают ошибки на замену твёрдых и мягких звуков при чтении и письме.

Ошибки обусловлены следующими факторами:

  • неумением дифференцировать на слух твердые и мягкие звуки;
  • несформированностью ориентировки на гласную в процессе чтения, так как при чтении именно гласная определяет, какой согласный звук нужно воспроизвести – твёрдый или мягкий и др.

Слайд 5.

Различение мягких и твёрдых согласных опирается на:

  • точность слухового восприятия;
  • точность кинестетического контроля;
  • чёткость произносительных навыков.

Слайд 6.

Работа по дифференциации твёрдых и мягких звуков проводится также с опорой на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков речи. Использование кинестезии при дифференциации звуков довольно часто требует предварительной работы по уточнению и развитию кинестетических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения, поэтому на занятиях надо проводить артикуляционную гимнастику с использованием индивидуальных зеркал.

Слайд 7.

Для лучшего запоминания использую в своей работе различные схемы

Слайд 8.

и символы.

Слайд 9.

Представляю вашему вниманию некоторые игры и упражнения, которые успешно использую в своей работе при дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков. Многие из них вам хорошо знакомы.

Упражнение «Большой - маленький»

В этом упражнении используется символ твёрдого звука (большого комара – [з]) и мягкого звука (маленького комарика – [з']). Необходимо правильно распределить картинки.

Слайд 10.

Упражнение «Найди пару»

Нужно также правильно распределить картинки, но это упражнение используется на более поздних этапах, т. к. используется не картинка-символ, а буква и соответствующий цвет.

Слайд 11.

Упражнение «Весёлые клоуны»

Слайд 12.

Упражнение «Фишки»

Ребёнку даются фишки зелёного и синего цвета. Он раскладывает их на картинки в соответствии с наличием заданного звука в слове. Можно использовать цветные камешки.

Слайд 13.

Также в своей работе с детьми я использую карточки с заданиями.

Назови картинки, какой первый звук в этих словах?

Этот звук гласный или согласный?

Скажи, в каких словах он произносится твёрдо, а в каких мягко?

Раскрась квадраты синим или зелёным цветом.

Слайд 14.

Назови картинки в левом столбике. Назови последний звук в этих словах. Он твёрдый или мягкий?

Смотри на картинки в правом столбике и измени слова так, чтобы этот звук превратился в мягкий.

Слайд 15.

Найди и раскрась лишнюю картинку.

Слайд 16-17.

Упражнение «Четвёртый лишний».

Нужно определить первый звук в словах, и на основании твёрдости-мягкости звуков, выделить лишнюю картинку.

Я стараюсь подбирать картинки по одной лексической теме, одновременно закрепляю обобщающие понятия.

Слайд 18.

Упражнение «Найди братца»

Подбираются картинки с парными твёрдыми и мягкими звуками, задача ребёнка назвать картинку, определить первый звук и правильно собрать пары картинок.

Слайд 19.

Упражнение «Соотнеси схему и картинку»

Подбираются слова, похожие по звуковому составу. Ребёнку нужно соотнести схему и картинку и объяснить своё решение.

Слайд 20.

Упражнение «Подбери правильный слог» можно использовать, когда ребёнок знаком с буквами. Нужно подобрать слог к соответствующей картинке.

Слайд 21.

В подготовительной группе я дифференцирую твёрдые и мягкие звуки при работе в тетрадях.

Слайд 22.

В своей работе я использую также возможности интерактивных игр. Например, игра «Сладкий дом».  Нужно помочь героям построить дом: для Зефирной Миланьи из мягкого зефира  или для КарамельногоДжо из твёрдой карамели. Миланья выбирает слова с мягким звуком в начале, а Джо с твёрдым. Нужно набрать определённое количество зефира или карамели для строительства домиков.

Слайд 23.

Игра «Лабиринты Али Бабы»

Али Бабе нужно скрыться от разбойников, найдя нужную дверь. Заклинанием служат слоги с оппозиционными согласными звуками.

Слайд 24.

Словесные игры, не требующие дополнительного оборудования:

  • «Назови братца»
  • «Топни-хлопни»
  • «Кто больше?»
  • «Скажи мягко» («Скажи твёрдо»)
  • Рифмовки
  • Выделение слов из текста, стихотворения
  • «Замени первый звук»

Слайд 25.

Планомерная и систематическая работа по развитию фонематических процессов у детей позволяет снизить количество специфических ошибок в работах учащихся, повышает познавательную активность и самооценку, обеспечивает продуктивную деятельность учащихся на уроках и занятиях, способствует усвоению программного материала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонематические представления. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков Подготовила учитель-логопед Сергеева Е. С.

Слайд 2

Фонематический слух – это способность правильно слышать и узнавать звуки. Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установление звуковой культуры речи. Фонематическое восприятие формируется в процессе специального обучения.

Слайд 3

Работа по развитию фонематического восприятия

Слайд 4

Ошибки обусловлены следующими факторами: неумением дифференцировать на слух твердые и мягкие звуки; несформированностью ориентировки на гласную в процессе чтения, так как при чтении именно гласная определяет, какой согласный звук нужно воспроизвести – твёрдый или мягкий и др.

Слайд 5

Различение мягких и твёрдых согласных опирается на: точность слухового восприятия; точность кинестетического контроля; чёткость произносительных навыков.

Слайд 6

Артикуляционная гимнастика

Слайд 7

Схема характеристики звуков

Слайд 9

«Большой и маленький»

Слайд 10

«Найди домик» П П

Слайд 11

«Весёлые клоуны»

Слайд 13

- Назови картинки, какой первый звук в этих словах? Этот звук гласный или согласный? - Скажи, в каких словах он произносится твёрдо, а в каких мягко? Раскрась квадраты синим или зелёным цветом.

Слайд 14

- Назови картинки в левом столбике. Назови последний звук в этих словах. Он твёрдый или мягкий? - Смотри на картинки в правом столбике и измени слова так, чтобы этот звук превратился в мягкий.

Слайд 15

«Найди лишнюю картинку и раскрась»

Слайд 16

«Четвёртый лишний»

Слайд 17

«Найди братца»

Слайд 18

«Соотнеси схему и картинку»

Слайд 19

«Подбери правильный слог»

Слайд 20

Дифференциация звуков [ б ] - [ б' ]

Слайд 21

Словесные игры, не требующие дополнительного оборудования: «Назови братца» «Топни-хлопни» «Кто больше?» «Скажи мягко» («Скажи твёрдо») Рифмовки Выделение слов из текста, стихотворения «Замени первый звук»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация твёрдых и мягких согласных (практический материал) (Учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

Работа над дифференциацией звуков играет огромную роль в формировании слуховой и произносительной системы языка. Приходится  прорабатывать и выделять эту часть коррекционной работы в отдель...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»...

Дифференциация твёрдых и мягких согласных

Работа над дифференциацией звуков играет огромную роль в формировании слуховой и произносительной системы языка....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение согласных звуков».

Дать понятие о мягких и твёрдых согласных, учить различать их на слух и по артикуляции, познакомить с условным обозначением мягких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; соверше...

Дополнительное образование в старшей группе № 6 «Алёнушка». Кружок обучение грамоте «Читалочка». Тема: "Твёрдые и мягкие согласные звуки"

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»Программное содержание. Введение различения понятий «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». Звуковой анализ...

Различение твёрдых и мягких согласных: звуки [Б] -[БЬ]

Материал представлен в виде перфокарты, способствует расширению предметного словаря и активизации мыслительных процессов. Ребёнок должен определить, какой звук обозначает букав Б в названии картинки: ...

Дидактическая игра «Подарки» (дифференциация твёрдых и мягких согласных)

Характерной особенностью системы согласных звуков русского языка является наличие в ней пар твердых и мягких звуков. По артикуляторным признакам мягкие согласные звуки отличаются от твердых подъемом с...