Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Дудкина Ольга Владимировна

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад № 2  «Ласточка» станицы Выселки  муниципального

образования Выселковский район  

Конспект

открытого коррекционно-образовательного занятия                  по развитию фонетических средств языка                                                       в старшей группе компенсирующей направленности

по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

 Подготовила: учитель-логопед

Дудкина О.В.

Выселки, 2015 г.

Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.

Цель: формирование фонетико-фонематических средств языка на основе закрепления умения детей различать согласные звуки по твердости и мягкости.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: 

- учить детей самостоятельно контролировать правильное произнесение  

  поставленных звуков в спонтанной речи;

- упражнять детей в звуковом анализе слов из 1, 2 слогов.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать фонематические процессы;

- закреплять умение детей делить слова на слоги;

- закреплять умение определять место звука в слове;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;

- закреплять понятия «согласный звук», «мягкий звук», «твёрдый звук».

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать умение работать в коллективе, помогать друг другу;

- воспитать интерес к занятию через использование занимательных упражнений.

Оборудование:

- интерактивная доска;

- зеркала;

- картинки для звукоподражания на звуки Б, Бь, Г, Гь, З, Зь, Д, Дь, В, Вь;

- предметные картинки, в названии которых присутствуют твердые и мягкие пары    

  звуков;

- дидактическое пособие «Город Звуков»;

- фишки для выкладывания звуковой схемы;

- дидактическое пособие «Гномы – звуковички».

Ход занятия

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Начинаем наше занятие, и сядет на место тот, кто улыбнётся и назовёт ласково соседа по парте. (Дети называют друг друга ласково и присаживаются на свои места).

II. Введение в тему

  1. Беседа с детьми

Ребята, сегодня у нас не простое занятие, мы с вами отправимся в путешествие по ГОРОДУ ЗВУКОВ, где живут гномы-звуковички. (Слайд №1 изображение гномов-звуковичков КРАСНОГО, СИНЕГО И ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТОВ).

Для того, чтобы путешествовать, нам нужны силы, поэтому мы должны подготовить наши пальчики.

  1. Пальчиковая гимнастика

Пальцы – дружная семья, (сжимают-разжимают пальцы)

Друг без друга им нельзя.

Вот большой, а это средний, (разгибают из положения   

Безымянный и последний     «кулак» названные пальцы)

Наш мизинчик-малышок.

Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили, (хлопают в ладоши)

Будем их соединять                (соединяют большой палец

И движенье выполнять.          с остальными по порядку)

А для того, чтобы гномы пустили нас в свой город, давайте назовем им звуки, которые мы с вами выучили. Только нам нужно сделать артикуляционную гимнастику, чтобы чётко произносить все звуки.

  1. Артикуляционная гимнастика

Мы в окошко поглядели, («Иголочка»)

А потом пошли во двор.

Покачались на качелях, («Качели»)

Поиграли мы в футбол, («Футбол»)

С горки съехали на санках, («Горка»)

Отдохнули под грибком, («Грибок»)

Поскакали на лошадке («Лошадка»)

И домой ушли потом.

Дома тоже не скучали:

Выпили две чашки чая. («Чашечка»)

Слижем мы варенье с губок, («Вкусное варенье»)

А теперь почистим зубки. («Чистим зубки»).

Сейчас мы готовы назвать гномикам-звуковичкам звуки, которые выучили.

(дети называют различные звуки).

  1. Игра «путешествие по городу звуков»

Молодцы, ребята! Гномам очень понравилось, как вы отвечали, поэтому они пустили нас в свой город.

(Слайд №2 «Город звуков»).

- Ребята, а какие звуки вы называли? (Гласные и согласные).

- А какие звуки называются гласными? (Те, которые можно пропеть, при их произнесении воздушная струя не встречает преграды на своем пути).

- А какие звуки называются согласными? (Те, которые нельзя пропеть, при их произнесении воздушная струя встречает преграду в виде зубов, губ, языка).

- Наши гномы-звуковички СИНИЙ И ЗЕЛЕНЫЙ приглашают вас в гости на улицу СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ! Пойдем? (да).

- Но для того, чтобы попасть на эту улицу и поздороваться с согласными звуками, давайте вспомним, какие они бывают? (твердые и мягкие).

- Молодцы, ребята. Гномики-звуковички хотят с нами поиграть – они задумали превратить нас в согласные звуки. Будем с ними играть? (да). Тогда 1-2-3 – волшебство приди!

     5.  Дидактическая игра «Найди свою пару»

С этого момента вы не просто ребята, а звуки. Посмотрите на парту – у каждого из вас лежит картинка для звукоподражания – она показывает, какой вы звук.

Одни у нас – твердые звуки,

Другие – мягкие звуки.

Играем в игру «Найди свою пару» - каждый твердый звук должен отыскать свою пару – мягкий звук и взяться за руки. Кто справится с этим заданием первый – тот и выиграл.

Б – Бь

В – Вь

Г – Гь

Д – Дь

З – Зь

- Молодцы, ребята. Все правильно сделали. Послушайте еще раз внимательно все эти звуки. Чем они похожи?

(Они все согласные). Чем различаются? (Одни – твердые, другие – мягкие).

  1. Игра «Поймай звуки»

Ребята, давайте вспомним, фишкой какого цвета обозначаются твердые согласные звуки? – СИНЕЙ.

А мягкие? – ЗЕЛЕНОЙ.

Правильно. Гномики-звуковички СИНИЙ И ЗЕЛЕНЫЙ предлагают нам сыграть в игру «Поймай звуки».

Играть будем с использованием синих-зеленых светофорчиков.

Из ряда звуков: М, Мь, Нь, Н, К, Кь, Ть, Т, Сь, С, З, Зь, Г, Бь, Гь, Б, Д, Вь, Дь, В.

Из ряда слогов: МА, НЯ, КУ, ЗИ, ТЫ, СЕ, ЗУ, БЯ, ГИ, ВА, ДО, ПЕ.

Из ряда слов: МАМА, НЯНЯ, ПАПА, ДЯДЯ, ТЁТЯ, БАБА.

  1. Игра «Научи попугая говорить»

Наши гномы-звуковички опять решили над вами пошутить и превратили вас всех в попугайчиков, которых нужно учить разговаривать. Поиграем в игру «Научи попугая говорить?». (да).

Ну тогда, гномы будут говорить вам слоговые дорожки, а вам нужно будет их правильно повторить.

ПА-ПЯ-ПА        БУ-БЮ-БУ

ТА-ТЯ-ТА         ВЁ-ВО-ВЁ

КА-КЯ-КА        ДИ-ДЫ-ДИ

СА-СЯ-СА        ЗЮ-ЗУ-ЗЮ

ФА-ФЯ-ФА       ГЕ-ГЭ-ГЕ

  1. Дидактическая игра «Наоборот»

Ребята, а теперь наши гномы –звуковички хотят поиграть в мяч. Но это не просто игра, это игра в слова. Я буду кидать вам мяч и говорить слово с твердым звуком, а вам нужно будет сказать мягко и получить новое слово.

КОН – КОНЬ

УГОЛ – УГОЛЬ

ТРОН – ТРОНЬ

ХОР – ХОРЬ

МЕЛ – МЕЛЬ

УДАР – УДАРЬ

МОЛ – МОЛЬ

БЫЛ – БЫЛЬ

ПАР – ПАРЬ

ЦЕЛ – ЦЕЛЬ

Если дети не знают значения каких-либо слов, необходимо объяснить.

  1. Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

  1.  Звуковой анализ слов

Дидактическая игра «Домашние животные и птицы».

Ребята, посмотрите звуковички-гномики снова задают нам загадку. У них в городе поселился один забавный зверь. А вот какой нужно угадать, используя схему.

Дана схема слова КОТ

А под ней 2 картинки: КОТ И КИТ.

- Кто же поселился у гномиков? – КОТ. А как вы догадались? (В слове КОТ 3 звука, К –твердый согласный, О- гласный, Т – твердый согласный).

Правильно, молодцы. А теперь посмотрите, какую домашнюю птицу хотят завести гномы-звуковички?

Дана схема слова ГУСЬ

А под ней 2 картинки: ГУСЬ и ИНДЮК.

- Кто же еще поселится у гномов? ГУСЬ. А как вы догадались? (В слове ГУСЬ 3 звука: Г- твердый согласный, У – гласный, Сь – мягкий согласный).

     11. Игра «Где звук спрятался»

Ребята, наши друзья-звуковички очень любят играть. У них много игрушек. И они принесли их с собой.

Давайте их рассмотрим:

КУКЛА, ТАНК, КУБИКИ, РАКЕТА.

Какие звуки повторяются во всех этих словах? ЗВУКИ К И КЬ.

Давайте найдем слова, в которых спрятался звук К? КУКЛА, ТАНК, КУБИКИ.

А в каких словах спрятался звук Кь? КУБИКИ, РАКЕТА.

А теперь давайте поделим эти слова на слоги (дети делят слова на слоги).

  1.  Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в чистоговорках

Наши друзья – звуковички знают очень много разных чистоговорок с твердыми и мягкими согласными звуками. Давайте повторим вместе с ними эти чистоговорки.

  1. Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.

(Какие звуки тут спрятались? Б –Бь).

  1. Ва-ва-ва, ва-ва-ва,

Вот высокая трава.

Ве-ве-ве, ве-ве-ве,

Васильки видны в траве.

(Какие звуки тут спрятались? В-Вь).

  1. Ги-ги-ги, ги-ги-ги,

Гена, маме помоги.

Га-га-га, га-га-га,

У меня болит нога

(Какие звуки тут спрятались? Г-Гь)

  1. Ки-ки-ки, ки-ки-ки,

Помогите, рыбаки,

Ка-ка-ка, ка-ка-ка,

Есть улов у рыбака.

(Какие звуки здесь спрятались? К- Кь)

  1. Сидела сорока на старой сосне,

Смеялась сорока прекрасной весне.

(Какие звуки здесь спрятались? С-Сь)

  1.  Дифференциация твердых и мягких согласных звуков в словах

Чтобы гномики-звуковички пришли к нам ещё раз, мы должны выполнить их последнее задание и поселить слова с твёрдыми и мягкими звуками в свои домики. (Игра проводится с использованием интерактивной игры «Тётушки совы» для определения твёрдых и мягких звуков в слове).

III. Итог занятия, оценка работы детей

- Чем мы занимались сегодня на занятии?

- Какие звуки учились различать?

- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями наших гномов-звуковичков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое фронтально-групповое занятие для детей с ФФНР по формированию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности "Звуки Н, НЬ"

Занятие по формированию фонетических средств языка для детей старшей группы ДОУ. Проводится в форме сказки "Три поросенка"...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cловах»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cлова...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Н – Н\'. Буква Н»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Н – Н\'. Буква Н»...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков Р – Л» (Путешествие на Марс)

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе  компенсирующей направленности  по теме: «Дифференциация звуков...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /Зь/»"

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /...

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

План   предназначен для создания особых образовательных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) старшего дошкольного возраста .Отвечает требованиям ФГОС ДО, учи...

Занятия по развитию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Данный материал представляет собой серию конспектов фронтальных занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В основу легли работы В.В. Коноваленко и С.В.Коноваленко. Заняти...