План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков Р – Л» (Путешествие на Марс)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Дудкина Ольга Владимировна

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе  компенсирующей направленности  по теме: «Дифференциация звуков Р – Л» (Путешествие на Марс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад № 2  «Ласточка» станицы Выселки  муниципального

образования Выселковский район  

План-конспект

коррекционно-образовательной деятельности

по развитию фонетических средств языка

в подготовительной группе

компенсирующей направленности

по теме: «Дифференциация звуков Р – Л»

    (Путешествие на Марс)

 Подготовила: учитель-логопед

Дудкина О.В.

Выселки, 2016 г.

Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.

Цель: формирование фонетико-фонематических средств языка на основе обучения детей умению различать согласные звуки Р и Л по акустическим и артикуляционным признакам.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: 

- активизировать словарь по лексической теме «Космос»;

- учить детей правильному произношению и различению звуков;

- упражнять в произнесении слов со звуками Р и Л различной трудности.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать фонематические процессы;

- закреплять умение детей делить слова на слоги;

- развивать внимание, память;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать умение выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением;

- воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование:

- игрушка Марсианин;

- зеркала;

- мяч;

- предметные картинки;

- разрезные азбуки, карандаши;

Ход занятия

I. Организационный момент
Логопед: Сегодня мне доставили странное письмо. 

Рычанки, лычанки,
Беда!
Земляне помогите!
Марсик.

Логопед: Как вы думаете, для кого это письмо? Кто такие ЗЕМЛЯНЕ? (жители Земли) Так это же мы с вами. Интересно, а с какой планеты этот МАРСИК? (если дети затрудняются ответить, уточняются названия планет считалкой: 

Жил на свете звездочет.
Он планетам вел подсчет:
Венера – раз, Меркурий – два,
Три – Земля, четыре – Марс,
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Девять — дальше всех Плутон,
Кто не верит, выйдет вон.) 

                             Перечисляя планеты, дети загибают пальцы.
Логопед: Ребята, вы догадались, с какой планеты МАРСИК? (дети дают ответы) Правильно, и я думаю, что с Марса. Теперь мы можем отправиться на Марс и узнать, что случилось.

II. Введение в тему

  1. Упражнение на координацию речи и движения:
                                           Ракета 
    А сейчас мы с вами дети       (
    дети маршируют на месте)
    Улетаем на ракете.
    На носки поднялись,              (
    выполняют описываемые движения)
    А потом руки вниз.
    Раз, два, три подтянись
    Все, летит ракета ввысь!!!

Логопед: Внимание! Внимание! Зона перегрузки (все присели). Наша ракета покинула атмосферу Земли и вышла в открытый космос. На борту нашего космического корабля невесомость. Дети изображают космонавтов в невесомости.

Молодцы, но пора занять места. Сядет тот, кто назовет «космическое» слово (звездолет, луноход, прилуниться и др.). Все дети садятся за столы.

  1. Артикуляционная гимнастика

Чтобы наш полёт прошёл нормально, и мы справились со всеми заданиями, нам нужно сделать гимнастику для язычка.  (с зеркалом)

«Улыбка» - «Хоботок» - 5 р.

«Лопаточка» - 5 р.

«Лошадки» - 5-6 р.

«Маляр» - 5-6 р.

«Качели» - 5 р.

«Индюк» - 5 р.

  1. Загадки о космосе

Логопед: Наш полет продолжается, а космические загадки начинаются!

                                  Крыльев нет, но это птица,
Полетит и прилунится!  (ракета)
Угли пылают—
Совком не достать.
Ночью их видно, 
А днем не видать.  (звезды)
Блин в окошке виден Тане
То он в масле, то в сметане.
Кто-то край уже отъел…
Поделиться не хотел!  (луна)
Мы обязаны ему –
Оно дарует жизнь всему!
На букву С оно зовется,
Вы догадались, это….    (солнце)
На небе происходит это –
Огромный хвост, сиянье света!
Да это,  ясно же  ….(комета)

Дети отгадывают загадки, а после вспоминают отгадки и называют их в той же последовательности.

  1. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Наш полет продолжается, приготовили пальчики:

В темном небе звезды светят      (поочередное соединение большого пальца 
Космонавт летит в ракете             с мизинцем, безымянным, средним и  
День летит, два летит                    
указательным пальцем на ударные
И на землю не глядит.                  
 слоги)

Логопед: Да и зачем ему смотреть на Землю, если в иллюминаторе показался огненный Марс!!!
Появляется игрушка Марсик.
Марсик:  Здравствуйте, ребята! Спасибо, что вы прилетели. У нас беда!Звуки Л и Р перессорились, обижаются друг на друга и говорят, что никто не может их различить. А у нас на Марсе нет таких специалистов!
Логопед: Марсик, тебе очень повезло. Наши ребята, как раз такие специалисты. Поможем ребята! Давайте сначала расскажем, что мы знаем об этих звуках. Дети дают характеристику звуков Р и Л, при этом особое внимание они обращают на то, что при произнесении звука Р кончик языка дрожит, а при произнесении звука Л кончик языка упирается в основание верхних зубов.

  1. Дифференциация на слух звуков Л и Р

Игра: «Хлопни, услышав звук Р»
В слогах: ра, ла, ро, то, лу, ал, ар, аж и др.
В словах: рыба , лодка, балкон, корова, дракон, платок, фиалка, корка, колко и др.

  1. Упражнения для формирования правильного произношения звуков Л и Р

а) Игра: «Марсианские языколомки»

Дети повторяют за логопедом слоги, следя за правильным произношением           звуков Л и Р.
Ла-ра                            ла-ра-ла                        ал-ар-ар-ал
Ло-ро                            ло-ро-ло                       тра-тла-тла-тра и т.д.
б) Игра с мячом «Продолжи словечко»

Ра (ракета, работа, радуга, рама, рак)
Ру ( рубашка, руки , рубль, рукав)
Ла ( ласточка, ладонь, лампа, ласка).

  1. Развитие психических процессов (память, внимание)

Игры с картинками:
а) Назови картинку, которая  стоит МЕЖДУ (например, барабаном и лодкой)
б) «Чего не стало?»
в) «Что изменилось?»
г) Выбрать картинки со звуком Л и Р. Дети определяют количество слогов в словах и выставляют их на панно.

  1. Упражнение в звуко-слоговом анализе

Дети выкладывают схему слова РОМАШКА
Слово записывается на доске, и дети составляют из его букв слова, которые выкладывают в разрезной азбуке.
Рома, Маша, ком, мошка, каша, мак, рак и др.

III. Итог занятия, оценка работы детей

Логопед: Думаю, ребята, мы справились, и теперь уже никто на Марсе не будет путать звуки Р и Л. Давайте попрощаемся с нашим новым другом Марсиком. Дети занимают места в «Ракете» (выполняется упражнение «Ракета»).                  Мы благополучно приземлились, на этом наше путешествие подошло к концу.

А сейчас подведём итог нашего занятия.

Что нового вы для себя узнали?

Что было особенно интересно?

Понравилось ли вам наше путешествие?

Логопед прощается с детьми, благодарит за путешествие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Дифференциация звуков [л] - [л\']"

Конспект занятия по обучению грамоте  в подготовительной к школе группе на тему "Дифференцитиация звуков Л-Ль"...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе ОНР. Тема: "Дифференциация звуков [c] - [з]"

На занятии проводится работа по дифференциации звуков [с-з]по лексической теме "Обувь" и словообразованию (составлению уменьшительно-ласкательных форм существительных)....

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cловах»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cлова...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Н – Н\'. Буква Н»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Н – Н\'. Буква Н»...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»...

Конспект занятия по развитию грамматических средств языка в подготовительной к школе компенсирующей группе на тему «Любопытная ворона»

Цель: совершенствование грамматического строя речи.Задачи: Коррекционно-образовательные: учить правильному согласованию числительных и существительных; образовывать имена прилагательные от имен сущест...

Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе по теме:" Дифференциация звуков [к-т]"

План-конспект подгруппового логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи III уровня по формированию фонетической стороны речи в старшей группе по теме: "Дифференциация звуков [к-т...