Конспект занятия по развитию грамматических средств языка в подготовительной к школе компенсирующей группе на тему «Любопытная ворона»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Акименко Надежда Николаевна

Цель: совершенствование грамматического строя речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: учить правильному согласованию числительных и существительных; образовывать имена прилагательные от имен существительных, глаголы с приставками, подбирать однокоренные слова; закреплять правильное употребление предлогов; совершенствовать навыки словообразования и подбора действий к предметам,

Коррекционно-развивающие: расширять активный словарный запас, активизировать мыслительную активность детей, воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения,

Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать нравственные качества, желание помочь друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_lyubopytnaya_vorona.docx26.97 КБ
Файл lyubopytnaya_vorona.pptx2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 13

Конспект

занятия по развитию грамматических средств языка

в подготовительной к школе компенсирующей группе

на тему «Любопытная ворона»

     учитель-логопед

Акименко Надежда Николаевна

г. Апшеронск 2020

Цель: совершенствование грамматического строя речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: учить правильному согласованию числительных и существительных; образовывать имена прилагательные от имен существительных, глаголы с приставками, подбирать однокоренные слова; закреплять правильное употребление предлогов; совершенствовать навыки словообразования и подбора действий к предметам,

Коррекционно-развивающие: расширять активный словарный запас, активизировать мыслительную активность детей, воспитывать интерес к речевым играм, культуру общения,

Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать нравственные качества, желание помочь друг другу.

Оборудование: мультимедийная установка, магнитофон, игрушка Ворона, муляжи фруктов и овощей, карточки-схемы предлогов, мяч, микрофон.

Ход занятия:

Запись на магнитофоне «Лесное радио»

Раздается звук лесного радио: «Внимание! Внимание! Ребята из детского сада № 13 скоро пойдут в школу. Они самые умные, смышленые, сообразительные, находчивые  и знающие. Готовы пройти любые испытания.  Следите за новостями».

Появляется Ворона.

Ворона: Здравствуйте ребята. Я слышала по радио, что вы много знаете и готовы идти в школу, а я не верю, что вы такие умные и всезнающие. Вот хочу вас проверить. Приготовила для вас разные игры. Хотите поиграть в эти игры? Тогда выбирайте любую цифру.

         Детям выбирают любую цифру и выполняют задание. После  игры  дети выбирают другую цифру. Таким образом, последовательность заданий выбирается детьми.

После каждого задания проводится обсуждение, Ворона дает фишки.

Слайды № 2-3 «Доктор Айболит»

Игра №1 «Кому поможет Айболит?»

Материал: мультимедийная установка. На экране картинки, изображающие различных животных жарких стран и доктора Айболита.

Ход игры: Детям необходимо преобразовать форму единственного числа именительного падежа существительного в форму множественного числа дательного падежа. Если название животного изменено правильно, картинка перемещается на другую сторону экрана, если нет – в работу включаются все дети группы, пока нужный вариант окончания не будет найден.

Ворона: В Африке заболели звери. На корабле приплыл к ним доктор Айболит. Если вы правильно произнесете слова, то Айболит быстрее поможет животным. Кому поможет Айболит?

Ответы детей: Айболит поможет слонам (обезьянам, жирафам, бегемотам и пр.).

Ворона: Выбирайте следующую цифру.

Игра №2 «Разложи фрукты»

Цель: совершенствование знаний детей о материалах, из которых сделаны предметы.
Материал: муляжи фруктов и овощей и предметы посуды.

Ход игры: ребенок берет фрукт (овощ) и кладет его в емкость, при этом проговаривает: Я положу яблоко в стеклянную, прозрачную, большую  вазу. Я положу огурец в глиняную, среднюю  пиалу.

Слайды № 4-6

Игра №3 «Подбери слова-приятели».

Цель: формирование  умения определять схожие по смыслу слова.

Материал: мультимедийная установка.

Ход игры: На экране картинка и три слова. Логопед называет  детям ряд слов, и просит определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объяснить  ребёнку, что похожие слова — это слова - приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Воин, солдат, человек, боец.

Доктор, врач, медсестра, лекарь.

Дом, изба, сарай, хата.

Ветер, ураган, дождь, буря.

Петь, напевать, твердить, заливаться.

Кушать, готовить, есть, питаться.

Ходить, шагать, стоять, гулять.

Смеяться, хохотать, говорить, хихикать.

Динамическая пауза.

Дети встают вокруг логопеда. Логопед берет мяч и объясняет, что каждая мама (даже у зверей) защищает своих детенышей. Бросает ребенку мяч и задает вопрос. Например, кого защищает зайчиха (медведица, собака, лисица, свинья, овца и т.д.)? Каждый ребенок, поймав мяч, дает ответ полным предложением: Зайчиха защищает своих зайчат – и возвращает мяч логопеду.

Слайды № 7-9

Игра №5 «Посчитай-ка»

Цель: согласование числительного с существительными.

Материал: мультимедийная установка.

Ход игры: На экране лесная опушка с дикими животными. На каждом слайде (для каждого ребенка) разные животные и их количество. Детям необходимо назвать количество животных.

Ворона: На лесную опушку вышли звери. Ребята, назовите, сколько животных вышло на опушку.

Ответы детей: На лесную опушку вышли три зайца и один лось.

Игра №6 «Подбери предлог»

Цель: закрепление знаний о предлогах, совершенствование умения подбирать  предлоги к заданному предложению, согласование слов в предложении с помощью предлогов.

Ход игры: Логопед зачитывает предложения с предлогами. Дети выбирают схему предлога, которую он поднимает, если данный предлог нужен в этом предложении.

Самолет летит НАД лесом.

Ученик положил книги НА парту.

Мальчик ловит рыбу В реке.

Птенцы вылетели ИЗ гнезда.

Кошка спряталась ПОД стол.

Машина отъехала ОТ дома.

Солнце выглянуло ИЗ-ЗА туч.

Ёж вылез ИЗ-ПОД лавки.

Поезд подошел К станции.

Белка спрыгнула С ветки.

Девочка спряталась ЗА деревом.

Слайды № 10-12

Игра №4 «Скажи наоборот»

Цель: формирование  умения подбирать глаголы противоположного значения.

Материал: мультимедийная установка

Ход игры: Детям предлагается выбрать из предложенных картинок слово, противоположное по значению.

Зашел – вышел.

Залетела – улетела.

Залезает – слезает.

Принес – отнес.

Приплывает – уплывает.

Завязывает – развязывает. (Застегивает – расстёгивает)

Отвез – привез.

Наливает – выливает.

Загружает – разгружает.

Игра №7 «Образуй слово»

Цель: образование сложных слов.

Ворона: Ответьте, одним словом:

- Если у лисы рыжий хвост, то лиса, какая? - рыжехвостая.

- У зайца короткий хвост, он какой? … (короткохвостый).

- У медведя толстые лапы, он … (толстолапый).

- У сороки длинный хвост, она … (длиннохвостая).

- У зайца длинные уши, он … (длинноухий).

- У волка острые зубы, он … (острозубый).

- У аиста длинные ноги, он ... (длинноногий).

- У зайца косые глаза, он … (косоглазый).

- У гуся красные лапы, он … (краснолапый). 

Рефлексия.

Ворона: Ребята, я хочу взять у вас интервью, для того чтобы лесные жители в прямом эфире услышали вас. Что для вас было трудным? Какая игра была интересной? А какая игра вызвала трудности? Чтобы вы пожелали лесным жителям?

Запись на магнитофоне «Лесное радио»

Раздается звук лесного радио: «Внимание! Внимание! Самые последние новости. Действительно в детском саду № 13 дети самые знающие, находчивые, сообразительные и умные. В этом убедилась Ворона – активный житель нашего леса».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Любопытная ворона Составил: учитель-логопед Н.Н. А кименко

Слайд 2

Игра «Кому поможет Айболит ?»

Слайд 4

Игра « Подбери слова-приятели» КУШАТЬ ГОТОВИТЬ ЕСТЬ ПИТАТЬСЯ

Слайд 5

ХОДИТЬ ШАГАТЬ СТОЯТЬ ГУЛЯТЬ

Слайд 6

СМЕЯТЬСЯ ХОХОТАТЬ ГОВОРИТЬ ХИХИКАТЬ

Слайд 7

Игра «Посчитай-ка»

Слайд 10

Игра «Скажи наоборот»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.). Конспект занятия по теме:«Дикие животные и их детёныши».

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.). Конспект занятия по теме:«Дикие животные и их детёныши». ...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка. подготовительная группа. Тема Подбор родственных слов. Весна.

Представленный конспект пол теме "Подбор родственных слов.Весна" разработан на основе программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной "Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи". Турова Н.И. добави...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы. Тема: «Зимующие птицы»

-конспект лексико-грамматического занятия для старшей группы -лексическая тема: "Зимующие птицы"-образовательные области: коммуникация, социализация, познание, художественное творчество, мир музы...

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ДЕНЬ ДОБРОТЫ»

Сегодняшний праздник – ещё один повод, вспомнить о таком качестве и категории человеческих отношений как Доброта.      Творить добрые дела – невероятно просто, доб...

Методическая разработка. Конспект комплексного коррекционного занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и обучению грамоте в группе для детей с ТНР подготовительного возраста «Удивительное рядом».

Конспект составлен в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (с тяжелым нарушением речи), ГБДОУ детского сада № 25 компенсирующего вида ...