Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка. подготовительная группа. Тема Подбор родственных слов. Весна.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Турова Наталья Ивановна

Представленный конспект пол теме "Подбор родственных слов.Весна" разработан на основе программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной "Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи". Турова Н.И. добавила использование интерактивного оборудования(интерактивная доска) на данном логопедческом занятии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna_sosto_raspr_predlozh_podg_gr.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД детей дошкольного возраста..

Подготовительная  группа.

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка

Тема:   Подбор  родственных слов.  (Весна. Первоцветы.)

Коррекционно-образовательные  цели: 

1.Учить подбирать родственные слова. Активизация словаря по теме «Весна».

2. .Совершенствование навыка составления предложения с предлогами , без них.

Коррекционно-развивающие цели:

1. Закрепление умения образовывать прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательным значением (голубенький ручеек).

2.Развитие координации речи с движением, наблюдательности, внимания, любознательности.

Коррекционно-воспитательные цели:

1.Воспитание  познавательной активности, инициативности, любви к природе.

Оборудование: сюжетные картинки весны, первых цветов,  предметные картинки ручеек, подснежник, проталинки,  мяч; мультимедийное оборудование( доска, ноотбук).

                                    Ход занятия.

1.Организационный момент.  Здравствуйте. Я рада вас видеть.   Садитесь.            

2.Актуализация темы. 

(Логопед показывает мультимедийную презентацию с картинами весны). Логопед.Посмотрите, картины какого времени года я выставила.

(Логопед выставляет сюжетные картины  весны.

Дети.    Весны.

Логопед: Давайте назовем месяцы весны, найдем нужные картины для них.

(Дети вместе с логопедом называют, объясняют свой выбор)

Отгадайтье мои загадки.

Я раскрываю почки, в зеленые листочки деревья одеваю.

Посевы поливаю, движения полна. Зовут меня …(весна)

Сошли снега, шумит вода, день прибывает,когда это бывает? …Весной.

Лежит полгода покрывало,

А весной его-как не бывало.(снег)

Первый вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.(подснежник)

3.Беседа по теме.

 (На интерактивной доске демонстрируются картины трех весенних месяцев.)

Весна идет  три месяца.  Ранняя весна-март, середина весны-апрель, конец весны-май.

Какие первые цветы вы знаете?    Почему тает снег, лед?

Что такое  проталинки?

Каких знаете перелетных птиц?

Почему набухают почки, появляется травка?

Что происходит с животными, насекомыми весной?

Почему люди  стали одеваться легче?

4.Игра  «Подбери родственное слово».                                                                                                                                                Давайте рассмотрим картины весны. Какие слова можно подобрать к слову  ВЕСНА.

Дети: Ранняя, поздняя, дружная, красивая, долгожданная, дождливая, сухая, солнечная, шумная, веселая, цветущая, холодная, теплая.

Логопед: А еще можно подбирать родственные слова-это слова с об одном предмете, явлении.

Например: весна, и его родственные слова:

(когда?)-весной,            думаю о чем? О весне,        день (какой?)-весенний,  

Птичка поет весной- весняночка.  Это родственные слова, как бы из одной семьи, они примерно об одном.

Попробуйте подобрать такие родственные слова, глядя на сюжетные картины весны.    

Солнце- солнечный, солнышко, о солнце, солнцем.

Лист-лиственный, листик

5. Игра  «Расскажи». Давайте посмотрим на картины, вспомним свои впечатления и составим предложения  о приметах весны.

(Логопед помогает наводящими вопросами).

Солнце стало сильнее пригревать.

Набухают на деревьях почки.

Стала появляться маленькая зеленая трава.

На земле появились проталинки.

На проталинках  появляются подснежник, мать-и-мачеха,  маленькая зеленая травка.

Скоро прилетят перелетные птицы.

От весеннего тепла просыпаются паучки и насекомые: червячки, бабочки, мухи.

Люди одевают более легкую(демисезонную)одежду.

7.Физ.минутка.  По лексической теме недели «Весна».

Координация речи с движением. речи с движением.

А уж ясно солнышко припекло,припекло.                  Поднимают руки вверх

И повсюду золото разлило,разлило.        Разводят руки в стороны

Ручейки по улице все журчат, журчат.        Волнообразные    

                                                                                              движения пальцами

   

Журавли курлыкают и летят, летят.        Взмахи руками.

8. Упражнение «Скажи ласково». Я вам скажу сочетание слов , а вы попробуйте назвать его ласково.

 Например:    

Голубой речек- голубенький ручеечек

Желтое солнце- желтенькое солнышко

Маленький лист—малюсенький листочек

Черная муха- черненькая мушка( образованные слова дети проговаривают индивидуально, хором

9. ИГРА «Посчитай ».  Выберите картинку, подберите к предмету слово, посчитайте  по образцу.                                                                                                                       один маленький одуванчик,  два маленьких одуванчика…..пять…семь..                               Одна большая проталинка, две больших проталинки...пять ..семь.  

Один звонкий ручеек, два   …., пять    , семь…                                  

  1.  Игра с мячом « Предлоги».  Мы знаем, что понимать смысл  высказываний о предмете нам помогают маленькие слова-ПРЕДЛОГИ.

Какие предлоги (маленькие слова ) вы помните?

(Дети говорят,  вместе с логопедом придумывают предложение с этим предлогом.)

НА                                  Бабочка    сидит   на    цветке.    

                                        Нарцисс   растет   на  клумбе.    

В   , ОТ, К, С, НАД                                                                                                                   11.  Игра «Путаница». Я выставляю картинки о весне, но есть ошибки. Уберите неправильную картинку, весной этого не бывает.

Подснежник, светит солнце, желтые листья, птенцы в гнезде.

                                                                                                                                                                                                                                                                                               

12.Итог: О чём говорили на занятии? Вам понравилось играть.Вы сегодня старались. Молодцы.                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе по теме "Что мы знаем о птицах"...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «Дикие животные и их детёныши».

Конспект логопедического занятия по развитию лексико -​грамматических категорий  с детьми подготовительной группы компенсирующей направленностипо теме «Дикие животные и их детёныши»....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в средней группе. Тема. Винительный падеж существительных . «Овощи»

Вашему вниманию представлен подробный конспект  занятия  по формированию  лексико-грамматичского строя  речи в средней логопедичексой группе....

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе. Тема «Зима. Зимующие птицы».

Занятие поможет решить: коррекционно-образовательные,коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные цели. В основном игры направлены на развитие грамматического строя речи....