Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cловах»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Дудкина Ольга Владимировна

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cловах»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад № 2  «Ласточка» станицы Выселки  муниципального

образования Выселковский район  

Конспект

открытого коррекционно-образовательного занятия                  по развитию фонетических средств языка                                                       в старшей группе компенсирующей направленности

по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в словах»

 Подготовила: учитель-логопед

Дудкина О.В.

Выселки, 2016 г.

Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.

Цель: формирование фонетико-фонематических средств языка на основе обучения детей умению различать согласные звуки С и Ш по акустическим и артикуляционным признакам.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: 

- учить детей правильному произношению и различению звуков;

- упражнять в произнесении слов со звуками С и Ш различной трудности (в стечении с согласными, с наличием оппозиционных звуков в одном слове).

Коррекционно-развивающие задачи:

- закреплять умение пользоваться силой голоса, плавностью речи;

- развивать фонематические процессы;

- закреплять умение детей делить слова на слоги;

- развивать внимание, память, творческое воображение, логическое мышление;

- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать умение выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением;

- воспитывать доброжелательность, самостоятельность, любознательность.

Оборудование:

- зеркала;

- снежинки;

- таблицы звуков С и Ш;

- ель, сосна, шишки;

Ход занятия

I. Организационный момент

Ребята, в этот зимний денёк мы собрались поиграть, пошутить и красиво говорить.

Чтоб мы могли друг - друга понимать

Мы правила речи должны все знать.

Подскажите мне словечко:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен … (выговаривать)

Всё правильно и внятно,

Чтоб всем было … (понятно).

Мы будем разговаривать

И будем… (выговаривать)

Так правильно и внятно,

Чтоб всем было … (понятно)

II. Введение в тему

  1. Артикуляционная гимнастика

Разбудим язычок зарядкой!   (с зеркалом)

«Улыбка» - «Хоботок» - «Трубочка» - 5 р.

«Лопаточка» - 5 р.

Пошлёпать по языку - 6-8 р.

Покусать язык - 6-8 р.

«Лошадки» - 5-6 р.

«Маляр» - 5-6 р.

«Качели» - 5 р.

«Маятник» - 6 р.

«Горка - катушка» - 5 р.

  1. Уточнение артикуляционного уклада оппозиционных звуков

Мы с вами сейчас учимся различать звуки: один из них - свистит (С), другой - шипит (Ш). Как они произносятся? (Дети отвечают на вопрос)

  1. Работа по развитию дыхания и голоса

Зимой всегда желанны снежинки. Вот они падают легко, красиво и опускаются на вашу ладошку. Сколько лучиков! Какой узор замысловатый! Полюбуйтесь снежинками!   (Логопед раздаёт детям снежинки)

А сейчас мы с вами вместе будем произносить стихотворение:

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок (тихо)

Но подул вдруг ветерок –

Закружился наш снежок (громче)

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки (громко)

Теперь сдуйте снежинку (Дети дуют на снежинки)

Ребята, скажите, когда листок падает – это (листопад).

Камни в горах падают – это (камнепад).

А когда падает снег – это (снегопад).

- Так пусть же у нас будет снежная метель!

  1. Пальчиковая гимнастика

- Садитесь, ребята. Посмотрите:

- Сколько снега намело!

- Наверное, руки - то замёрзли!? Согрейте их.

  (X - X - X – дыхательные упражнения)

Пошевелите пальчиками, согрейтесь!

а) «Пальчики здороваются»;

б) «Колечки»;

в) «Ладошка вверх, ладошка вниз, положили на бочок и зажали в кулачок».

     (Правая, левая, обе);

г) «Крутить и вертеть» (Разным темпом рисуют рукой, глазами «динамические восьмёрки»).

  1. Дифференциация звуков С и Ш в слогах

- Зимой мы веселились на Новогоднем празднике. В гостях у ёлки были сказочные герои, зверята. Им тоже хотелось петь песни, водить хороводы.

Научите их правильно говорить:

(Индивидуально дети демонстрируют положение языка на звуки С и Ш)

- Повторите за мной:

Сы, ша, сне, шу, сме, са, шка, ши, со, сы, шо, су, рас, слы, шта.

ша-са-ша                                  ста-шта-шта

са-са-ша                                    ашт-аст-ашт    и т.д.

Молодцы!

  1. Дифференциация звуков С - Ш в словах

Мы сыграем в игру: «С какой ветки детки?»

В этой корзине - шишки.

Давайте разберёмся, на каком дереве они выросли:

На сосне - шишки, со звуком «С», а на ели со звуком «Ш».

Развесьте их на веточки.

(Дети разбирают шишки с картинками со звуком «С» -

на сосну, со звуком «Ш» - на ель.)

  1. Физкультминутка

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий.

И совсем-совсем не сладкий.

Раз – подбросим.

Два – поймаем.

Три – уроним

И …сломаем.

  1. Дифференциация звуков С и Ш на карточках в словах.

- Ребята, вам пришли письма от Незнайки.

- Помогите ему разобраться с картинками.

- Подумайте, как нужно произнести слова - названия картинок?

- Прохлопайте слова по слогам.

(Дети индивидуально работают с карточками, называют слова, определяя количество слогов)

  1. Уточнение переносного значения слов

- Дети, что может расти?

- А что растёт летом? (Растения)

- А осенью? (Лужи, грибы)

- А весной? (День, когда уменьшается ночь, листочки, цветы)

- А зимой? (Сосульки)

- А у нас вырос сугроб с загадками.

  1.  Поиск соответствующего понятия.

- Первый комочек сугроба возьмёт … (Логопед называет ребёнка)

(Логопед читает загадку и предлагает ребёнку назвать отгадку)

Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зимой)

Он вошёл - никто не видел,

Он сказал - никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)

Мы проворные сестрицы,

Быстро бегать мастерицы

В дождь лежим, в снег - бежим,

Уж такой у нас режим. (Лыжи)

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня дружка.

За верёвочку - узду через двор его веду,

С горки на нём лечу, а назад его тащу. (Санки)

Он чёрной тучей был сначала,

Он белым пухом лёг на лес,

Покрыл всю землю одеялом,

А по весне совсем исчез. (Снег)

Меня растили, из снега слепили,

Вместо носа ловко вставили морковку

Глаза - угольки, губы - сучки.

Холодная, большая, кто я такая? (Снежная баба)

Что за стол среди берёз под открытым небом?

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка)

Молодцы!

III. Итог занятия, оценка работы детей

- Чем мы занимались сегодня на занятии?

- Какие звуки учились различать?

- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое фронтально-групповое занятие для детей с ФФНР по формированию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности "Звуки Н, НЬ"

Занятие по формированию фонетических средств языка для детей старшей группы ДОУ. Проводится в форме сказки "Три поросенка"...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Н – Н\'. Буква Н»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Н – Н\'. Буква Н»...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков Р – Л» (Путешествие на Марс)

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе  компенсирующей направленности  по теме: «Дифференциация звуков...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /Зь/»"

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /...

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

План   предназначен для создания особых образовательных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) старшего дошкольного возраста .Отвечает требованиям ФГОС ДО, учи...

Занятия по развитию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Данный материал представляет собой серию конспектов фронтальных занятий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. В основу легли работы В.В. Коноваленко и С.В.Коноваленко. Заняти...