Открытое фронтально-групповое занятие для детей с ФФНР по формированию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности "Звуки Н, НЬ"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Волоконская  Василина Александровна

Занятие по формированию фонетических средств языка для детей старшей группы ДОУ. Проводится в форме сказки "Три поросенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 2»

Открытое фронтально-групповое занятие

для детей с ФФНР

по формированию фонетических средств языка

в старшей группе компенсирующей направленности

Тема:

Подготовила и провела: учитель-логопед

Иванова Василина Александровна

Черемхово,2013 г.

Тема: « Три поросёнка. Звуки н, нь. »

Цель:  закрепление знаний о звуках [н], [нь].

Задачи: 

- развивать фонематический слух;

-учить выделять звуки из состава слова,

- дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости;

-формировать навыки звукового анализа;

- учить образовывать относительные прилагательные от существительных;

-упражнять в подборе слов-антонимов;

-развивать общую, пальчиковую, артикуляционную моторику,

- дифференцировать ротовое и носовое дыхание, физиологическое и  

 речевое дыхание;

- развивать голос, внимание, память, мышление.

Оборудование: планшет, картинки с изображением трех поросят, волка, яблони, канавы, дома; звуковые карточки, карандаши.

                                        

Ход занятия.

Вводная часть.

1. Организационный момент.

      Звучит песенка из мультфильма «Три поросенка»

 - Чья это песенка? (Песенка трёх поросят.)

 - Правильно. Это песенка трёх поросят. Поросята были розовенькие, с одинаковыми хвостиками и пятачками. Имена у них  тоже похожи.

 - Как их звали? (Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф.)

Логопед демонстрирует картинки с изображением трех поросят.

 -  Одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф, Ниф? Какой первый звук в их именах? ([н], [нь])

Повторение характеристики звуков [н], [нь].

  [н]- согласный, твердый, звонкий

  [нь]- согласный, мягкий, звонкий

2Упражнение на развитие силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания. «Запомнить и повторить» (с разной интонацией, громкостью, с изменением высоты голоса)

Дети на одном выдохе воспроизводят ряд слов (пропевают):

                        Наф – Нуф – Ниф

                        Нуф – Ниф – Наф

                        Ниф – Наф – Нуф

 - Весело жили поросята, резвились на поляне, грелись на солнышке, нежились в лужах.

  - Но вот наступила осень. С каждым днем становилось всё холоднее и холоднее. И наши поросята решили построить себе дома.

                     Нужен дом для трёх друзей,

                     Чтобы было им теплей.

                     Быстро принялись за дело,

                     Строят ловко и умело.

Основная часть. 

     1.  Упражнение на развитие фонематического слуха и формирование лексико-грамматического строя речи.

-Весёлые  поросята построили разные дома.

- Ниф-Ниф построил свой домик из соломы, значит у него домик какой…? (соломенный) 

 - Ниф-Ниф просит вас повторить так, как он стучал молоточком. А

 молоточком он стучал вот так:

             ни – ни – Ни    

- Нуф-Нуф построил свой домик из веток и тонких деревьев, значит у него домик …(деревянный)

     Он стучал молоточком вот так:

            Ну – ну – ну      

- Наф-Наф построил свой домик из чего? (из камней)

- И у него домик получился  какой? …(каменный)

     Он стучал своим молоточком вот так:

            на – На – на      

2. Динамическая пауза

Поросёнок Пятачок

Отлежал себе бочок.

Встал на ножки,

Потянулся, посмотрел на потолок,

А потом присел, нагнулся,

Осмотрел свой правый бок,

Улыбнулся и немножко поскакал,

И на место пошагал,

А потом опять прилёг,

Но уже на левый бок.

3. Дифференциация звуков [н], [нь].

    а) Воспитание эмоциональной выразительности мимики.

 -  Бродивший по лесу волк услышал смелую песенку поросят и выскочил на полянку. Изобразите сердитого злого волка.

 - Поросята испугались – а сейчас изобразите, как было страшно поросятам.

     Дети с интонацией испуганных поросят произносят: «Ой-ой-ой!»

 - Со всех ног они пустились наутек. Волк за ними.

б) – Бегут поросята, визжат на весь лес. На пути большая яблоня. Яблоня ветками машет, поросят не пропускает, говорит: «Потерялись звуки [н], [нь] у меня в словах. Найдите их».

апельси…                 ко…                         пе…                реме…

 осе…                  бана…                  сока стака…            бараба…

Дети добавляют звуки [н], [нь] и поднимают сигнальные фонарики.

- Подняла яблоня свои ветки и пропустила поросят. А волк налетел на яблоню, засыпала его яблоня яблоками. Еще сильнее разозлился волк.

    в) – Бегут поросята дальше, сверкая пятками, поднимая тучи пыли. А на пути канава. Не обойти, не перепрыгнуть.

                   

                    Ну-ка, стойте, поросятки!

                    Куда бежите без оглядки?

                    Мостик через канаву построите

                    И пройдете вперед

                    Если скажите слова наоборот.

- Подберите «слова наоборот», начинающиеся на звуки [н], [нь].

Дети подбирают антонимы к словам:

           день - …                           земля - …

           высоко - …                      верхний -…

           налево - …                       вылить - …

           

- Мостик готов. Поросята побежали дальше: от страха носы пересохли, каждая щетинка дрожит.

3.Пальчиковая гимнастика. «Замок»

- Бегут поросятки, от страха тоненькие хвостики мелко дрожат. 

 - Подбежали к каменному домику Наф-Нафа, да замок не могут открыть.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Потянули, покрутили

Постучали и открыли!

  - Замок открылся. Бросились поросята в дом. Быстро закрыли дверь на засов. Подбежал серый злодей к дому. Стал на дверь дуть. Покажите как волк дул.

4. Развитие физиологического дыхания. «Дуем, дуем».(2 раза)

5. Развитие чувства ритма. ( Воспитание чувства ритма, умения передать с помощью карандаша простой ритмический рисунок) «Постучим».

     - Стал волк стучать в дверь. ..

I   II;    I  III;     II  II;     I  II  I;    III   I;     III  III  I;     II  I  II;     III  III;   I  III  I

- Царапал когтями стены, ничего поделать не смог и убрался восвояси. А поросята радостно запели песенку:

                  Волк из леса никогда,

                  Никогда, никогда

                  Не вернется к нам сюда,

                  К нам сюда, к нам сюда!

 Итог занятия.

- Ребята, вы хорошо прошли все испытания, которые выпали на долю трёх поросят. Они решили вас наградить за ваше мужество, умение и смекалку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cловах»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cлова...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Н – Н\'. Буква Н»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Звуки Н – Н\'. Буква Н»...

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков Р – Л» (Путешествие на Марс)

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонетических средств языка в подготовительной группе  компенсирующей направленности  по теме: «Дифференциация звуков...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»...

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /Зь/»"

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетико-фонематических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Уроки мудрой совы: «Звук /...

проведение организованной образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: звук Щ

Проведение организованной образовательной  деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием реч...

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

План   предназначен для создания особых образовательных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) старшего дошкольного возраста .Отвечает требованиям ФГОС ДО, учи...