Картотека логопедических игр для закрепления правильного произношения
материал по логопедии по теме

Свергуненко Оксана Владимировна

Эту картотеку я испльзую в работе с воспитателями и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logo_igry.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

Покатаем на машине.

Цель: Закрепить правильное произношение

 детьми звука с (сь) в словах, учить их выделять

 из группы слов, из речевого потока слова с

данным звуком.

Наглядный материал: Игрушки, в

 названии которых есть звук с (сь): слон,

собака, лиса, поросёнок, гусь, а также

другие игрушки: мишки, крокодил, кукла,

машина и т.д.

Ход: Педагог показывает игрушку и просит

нескольких девочек назвать её, потом он сам

называет её и предлагает детям внимательно

послушать и сказать, есть ли в данном слове

 звук с («песня водички»).

   Ребёнку правильно ответившему на данный

 вопрос, воспитатель предлагает прокатить

 игрушку на машине вокруг стола.

   Воспитатель следит, чтобы дети правильно

произносили звук с (сь) в словах, определяли

слова на слух наличие данного звука в слове;

произносить слова педагог должен протяжно,

 выделяя голосом звук с (ссслон).

Будьте внимательны.

Цель: Закрепить правильное произношение

 детьми звука з (зь) в словах, учить их

выделять из группы слов, из речевого потока

слова с данным звуком.

Ход: Воспитатель произносит слова и

предлагает детям хлопать в ладоши тогда,

когда они услышат слова, в которых есть

звук з («песня комарика»). Рекомендуемые

 слова: зайка, мышка, кошка, замок, зонт,

коза, машина, книга, звонок и др. Ответы

 могут быть групповыми и индивидуальными.

   Воспитатель должен произносить слова

 медленно (если дети не подготовлены, то

звук з в словах нужно выделять голосом: зззонт),

 после каждого слова делать набольшую паузу,

чтобы дети имели возможность подумать.

Он должен следить, чтобы все дети принимали

 в игре активное участие. Для индивидуальных

ответов рекомендуется вызывать тех детей,

у которых не достаточно сформирован

фонематический слух, а также тех, кто

неправильно произносит этот звук.

Назови и отгадай.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми

 звука з (зь) в словах, учить их выделять из группы

 слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Фланелеграф; картинки,

 изображающие предметы, в названиях которых

имеется звук з (зь), а такжк парные к ним без з,

например: зайка – кошка, замок – ключ, коза –

корова, ваза – графин.

Ход: Воспитатель выставляет на фланелеграфе

 парные картинки и просит детей сказать, что

 на них изображено. Затем он предлагает им

назвать только те нарисованные на картинках

предметы и тех животных , в названии которых

 есть звук з («песня комарика»). Если дети

пускают ошибки, воспитатель сам произносит

парные слова, выделяя голосом з (например,

 зззайка – кошка), и спрашивает детей, в каком

 слове они слышат звук з.

   Воспитатель добивается, чтобы все дети

правильно произносили звук з (зь), умели

выделять эти слова со звуком.

Что в мешочке.

Цель: Закрепить правильное произношение

детьми звука ц в словах, учить их выделять

из группы слов, из речевого потока слова с

данным звуком.

Наглядный материал: Мешочек; игрушки

и предметы, в названии которых есть звук ц:

цыплёнок, курица, овца, заяц, блюдце, пуговица,

а также другие игрушки: машина, кубик, мячик,

шарик и пр.

Ход: Воспитатель говорит, что у него есть

мешочек (показывает), в котором лежит много

интересных вещей. «К кому я подойду, -

продолжает он, - тот пусть вынет из этого

мешочка одну игрушку, назовёт её и покажет

всем детям». Вызванный ребёнок выполняет

 задание. Тогда воспитатель берет у него игрушку

 и просит нескольких детей ещё раз сказать, как

она называется, затем он сам называет игрушку и

предлагает послушать, есть ли в этом названии

звук ц («песенка синички»).

   Когда все предметы будут вынуты все предметы

из мешочка, воспитатель оставляет на столе лишь

 те, в названии которых имеется звук ц (цыплёнок,

 курица, овца, заяц, блюдце, пуговица), и предлагает

детям перечислить их.

   Произносить слова воспитатель должен отчётливо,

 выделяя звук ц, например: овцца. Подбирая игрушки,

 нужно следить, чтобы среди них не было предметов,

имеющих в названии звук с, который может спутать

детей. Педагог добивается, чтобы правильно называли

слова, содержащие ц, отчетливо произносили этот звук

 в словах.

Наши имена.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука

ш в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого

 потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Кукла.

Ход: Воспитатель показывает новую куклу и предлагает детям

назвать её так, чтобы в её имени был слышен звук ш

песенка гуся»). Если дети не смогут сами подобрать имя, т

о взрослый предлагает назвать куклу Машей. Повторяя имя,

он выделяет голосом звук ш: «Машшша, Машшшенька».

   Затем воспитатель просит сказать, какие имена они ещё

знают, где бы слышался звук ш. Дети называют: «Шура, Даша,

 Лёша, Наташа, Маша» и др. Если же они затрудняются,

воспитатель предлагает некоторым из них сказать свое имя и

послушать, есть ли в нём «песенка гуся» или нет. «Миша, скажи

громко, как тебя зовут», - обращается воспитатель к мальчику.

Ребёнок отвечает.« Слышится в твоем имени звук шш –

 «песенка гуся» или нет?» Если ребёнок ошибается, педагог

повторяет его имя, выделяя голосом звук ш, и предлагает

всем ребятам ответить: «Есть в имени Мишшша

 «песенка гуся» или нет?» Такую работу можно провести    

          с 6-8 детьми. В некоторых случаях надо изменить

имя так, чтобы в нём появился звук ш, например: Танюша,

 Катюша, Андрюша.

   Для ответов вызываются и те дети, в именах которых

этот звук отсутствует: Лена, Вова, Костя и т.д.; особое

внимание следует обратить на тех ребят, которые ещё

 недостаточно отчетливо произносит данный звук в словах.

Отбери предметы.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука

 ч в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого

 потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Игрушки и предметы в названиях

 которых есть звук ч: часы, ключ, чайник, чашка, мяч и

т. п., а также другие игрушки: кукла, мишка, машина.

Ход: Воспитатель ставит на стол все приготовленные

 предметы (6 – 8) и предлагает детям назвать лишь те,

в названиях которых есть звук ч. Педагог следит, чтобы

ребята правильно выбирали предметы, добивается, чтобы

 они чисто произносили звук ч в названиях, выделяя его

голосом: чччасы, ключчч. Неправильные ответы

разбираются всей группой.

Кому что подарим.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука

ш в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого

 потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Фланелеграф; картинки, на которых

 изображены мальчик, девочка, а также шубка, шапка,

шапочка, шарф, машина, лошадка, петушок, кошка,

пушка, мишка (во всех названиях есть звук ш)

Ход: Воспитатель выставляет на фланелеграфе с одной

стороны картинку с изображением мальчика, с другой

 – девочки, в нижней части фланелеграфа прикрепляют

остальные предметы, и предлагает детям перечислить

их. Указывая на картинки с изображением детей, он

говорит: «Этого мальчика зовут Миша, а девочку –

Маша». Картинки, стоящие внизу, он предлагает подарить

одни Мише, другие Маше. Педагог указывает на картинку

с изображением шубы и спрашивает, что это нарисовано.

Дети отвечают: «Шуба».- «Кому мы подарим шубу; Мише

 или Маше?» Дети предлагают подарить шубу Маше.

Воспитатель помещает эту картинку под картинкой с

изображением девочки. «А это что?» -  спрашивает он,

показывая машину. «Это машина», - говорят дети.

 «Кому мы подарим машину?» Дети предлагают подарить

машину мальчику картинка ставится под изображением

мальчика) и т.д. Некоторые предметы, изображенные на

картинках, дети могут подарить и Мише, и Маше. Когда

все предметы будут распределены, воспитатель предлагает

 некоторым ребятам перечислить, какие предметы они

 подарили Мише, а какие – Маше, и следит за тем, чтобы

все дети правильно произносили звук ш в словах.

   Аналогичная игра может быть проведена для отработки

 произношения любых звуков в словах.

Зачем нужно?

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука

 ч в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого

 потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Предметы или картинки: чашка,

чайник, часы, очки, ключи, сачок, удочка, мяч (во всех

названиях есть звук ч).

Ход: Воспитатель показывает предметы (или картинки)

и просит детей называть их и сказать, зачем нужны.

Например, он показывает чашку и спрашивает: « Что это?»

Дети: «Чашка». «Таня, зачем нам нужна чашка?»

Таня: «Пить чай».- «А кто скажет, что ещё можно

пить из чашки?» - обращается воспитатель ко всей г

руппе. Дети перечисляют: «Пить молоко, кисель, компот»

и т.д. Далее воспитатель показывает

часы, очки, ключи и другие предметы и спрашивает об

 их назначении.

   Педагог следит, чтобы все дети правильно произносили

 звук ч в словах.

Подберём игрушки.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука

ж в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого

потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Кукла; игрушки и предметы: жук,

жираф, ёжик, флажок, кружок, жеребёнок и др. (во всех

названиях есть звук ж).

Ход: Все перечисленные выше игрушки и предметы

воспитатель заранее расставляет на видных местах.

Игра начинается с того, что педагог показывает детям

незнакомую куклу (мальчика или девочку) и предлагает

придумать ей такое имя, чтобы в нём слышался звук ж 

(песенка жука). Дети вспоминают имена Женя, Жора.

Воспитатель повторяет их, выделяя голосом ж: Жжженя,

 Жжжора. Затем он говорит, что у Жени (Жоры) дома

много разных игрушек и предметов, в названии которых

тоже есть ж (песенка жука). «Кто скажет, какие игрушки,

и предметы есть у Жени дома?» Если дети сами не могут

ответить, воспитатель предлагает им посмотреть вокруг

и сказать, какие они видят игрушки и предметы, в которых

 есть «песенка жука». Найденные и названные предметы

ставят на стол. Когда на столе окажутся все подготовленные

 воспитателем для игры предметы, он предлагает детям ещё

раз назвать их, выделяя голосом, звук ж: ёжжжик, флажжжок

 и др. Если кто-либо называет не тот предмет – без ж, педагог

 разбирает это слово совместно с детьми; он следит, чтобы все

дети четко и чисто произносили слова со звуком ж, выделяли

его голосом.

У кого кто?

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука ж

 в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого потока

слова с данным звуком.

Наглядный материал: Картинки с изображением животных и

 их детёнышей: медведь и медвежата, ёж и ежата, уж и ужата,

верблюд и верблюжата, лошадь и жеребята и др. (во многих

названиях есть звук ж).

Ход: Воспитатель показывает картинку с изображением взрослого

животного и просит детей сказать кто это. Дети отвечают.

Затем он спрашивает: «А как называют детенышей медведя

(если показывал взрослого медведя)?» - «Медвежата», -

говорят дети. «А детенышей ежа?» - «Ежата». И т.д.

   Воспитатель следит, чтобы ребята четко произносили звук

 ж в словах, выделяя его голосом: медвежжжата, жжжеребята.

   Аналогично данному можно провести упражнение на

закрепление правильного произношения детьми звука ч:

волк – волчата, зайка – зайчата, кролик – крольчата,

белка – бельчата, галка – галчата и т.д. Нужно, чтобы

дети называли детенышей животных не только во

 множественном числе, но и в единственном числе: 

медвежонок, жеребенок, зайчонок, волчонок и т.д.

Выбери слово.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми

 звука щ в словах, учить их выделять из группы слов,

из речевого потока слова с данным звуком.

Ход: Воспитатель в слегка замедленном темпе

произносит ряд слов, в которых есть звук щ, а также

такие, в которых этого звука нет, и предлагает хлопать

в ладоши тогда, когда они услышат звук щ

(«песенку пилы»).Примерный набор слов: щука, лампа

, веник, щетка, клещи, поезд, кубики, ящик, платье, кукла,

 плащ. Если дети испытывают затруднения и ошибаются

 в определении слов со звуком щ, воспитатель произносит

 слова, выделяя этот звук голосом: щщщука, ящщщик. 

Групповые ответы чередуются с индивидуальными.

   Подбирая слова для упражнения, следует избегать

 слов со звуком ш, с, сь, чтобы дети не путались.

Отгадай, что взял Петрушка.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука

 щ в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого

 потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Игрушки и предметы, в названии

 которых есть звук щ; щетка, ящик, клещи, щенок; Петрушка.

Ход: Воспитатель ставит на стол четыре предмета, в

 названиях которых есть звук щ, он просит детей назвать

 их и запомнить. После этого появляется Петрушка,

здоровается с детьми. Воспитатель говорит, что Петрушке

 нужны некоторые вещи, которые лежат на столе, но он не

 хочет, чтобы дети видели, что он возьмет. « Вы сейчас

закроете глазки, - говорит он, - а когда я вам скажу, отроете

 их». Дети закрывают глаза, и воспитатель убирает один из

 предметов. Дети открывают глаза и называют предмет, который

взял Петрушка. Когда несколько человек подтвердят, что взят

 именно этот предмет, например щетку, воспитатель

спрашивает: «Зачем Петрушке нужна щетка?» - «Петрушке

 нужна щетка, чтобы чистить одежду (зубы, если щетка зубная)»,

- отвечают дети. Постепенно воспитатель убирает все предметы,

 а дети угадывают, зачем они нужны.

   Воспитатель следит, чтобы все дети были внимательны,

правильно определяли взятые предметы, чисто и четко

произносили слова со звуком щ, выделяя его голосом.

Найди игрушку.

Цель: Закрепить правильное произношение детьми

звука л (ль) в словах, учить их выделять из группы слов,

 из речевого потока слова с данным звуком.

Ход: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и

 назвать предметы и игрушки со звуком л (ль). Дети

 называют: «Лошадка, лампа, велосипед, стол, стул,

кукла» и т.д. Слушая ответы детей, воспитатель просит

их выделять в словах голосом звук л (ль) так, чтобы

все его хорошо услышали, например: лллампа, столлл.

   Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали

слова, четко произносили слова с заданным звуком,

выделяли ответы разбираются всей группой.

Каких животных мы знаем?

Цель: Закрепить правильное произношение детьми звука л

(ль) в словах, учить их выделять из группы слов, из речевого

потока слова с данным звуком.

Наглядный материал: Фланелеграф, картинки: лошадь,

волк, лиса, лев, слон, верблюд, козел, теленок, олень, лось,

осел, белка (во всех названиях есть звук л (ль)

Ход: Воспитатель показывает картинку, на которой

нарисована, например, лошадь, и спрашивает детей: «Это

кто?» - «Лошадка», - отвечают дети. «А это кто?» (Показывает

 льва). – «Лев». И т.д. Рассмотренные картинки воспитатель

 размещает на фланелеграф так, что все домашние животные

оказываются с одной стороны, а дикие – с другой. Когда

дети назовут всех животных и воспитатель расставит картинки,

он, указывая на ту сторону фланелеграфа, где прикреплены

картинки с изображением домашних животных, предлагает

нескольким детям перечислить их. Педагог, объясняет, что эти

животные называются домашними потому, что живут рядом

с человеком, он их кормит, ухаживает за ними, эти животные

 приносят людям большую пользу.

   Воспитатель следит, чтобы дети правильно

произносили звук л (ль) в словах, поправляет

тех, кто еще недостаточно чисто произносит

этот звук, просит повторить нечетко сказанное

слово, дает образец произношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Закрепление правильного произношения звуков Л – ЛЬ»

Авторский конспект для работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Один из цикла конспектов "Отработка звуков родного языка"....

Материал для закрепления правильного произношения свистящих и шипящих звуков.

Уважаемые родители!Предлагаю Вашему вниманию материал для закрепления правильного произношения свистящих и шипящих звуков....

«Использование игровых приёмов для закрепления правильного произношения у детей старшего дошкольного возраста»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение. Он может понятно выражать ...

Потешки и скороговорки для закрепления правильного произношения звуков

данный материал будет полезен на заключительном этапе автоматизации поставленных звуков...

Стихи на закрепление правильного произношения сложных звуков

Формирование правильного звукопроизношения – не простая задача. Закреплять правильное произношение звуков можно не только в специальных упражнениях. При разучивании веселых стихов процесс «выговариван...

Картотека по развитию звуковой культуры речи. Упражнения на закрепление правильного произношения и развитие фонематического слуха.

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов....