Конспект занятия «Закрепление правильного произношения звуков Л – ЛЬ»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Авторский конспект для работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Один из цикла конспектов "Отработка звуков родного языка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l_-_l_shkonderovan.v..doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 «Закрепление правильного произношения звуков Л – ЛЬ»

         Тема: Звуки Л – ЛЬ.

           Цель: 1. Закрепление правильного произношения в словах слогах и  предложениях.

          2. Развитие речевого слуха и фонематического восприятия.

          3. Закрепление навыков звуко-слогового анализа.

          4. Практическое усвоение понятий: звук, слог, слово.

          5. Развитие зрительной памяти, внимания, мышления.

Оборудование: перечеркнутые изображения, предметные картинки  и игрушки со  звуками  л, ль ,  звуковые символы.

                                                              Ход занятия:

           Организационный момент.

 Логопед приветствует детей в кабинете: «Ребята сегодня утром перед занятием я открыла окно, а в него вместе со свежим воздухом и легким ветерком влетел   конверт .Давайте вместе посмотрим, что  мы здесь получили. Да тут рассказ и еще интересные задания. Садитесь на свои места и внимательно слушайте.»

Чтение рассказа «Лисенок и лягушонок»

В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины. Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепёшечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого - льва на лыжах и лошадь в лодке.

Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спинке. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился:

-Зеленее всех зеленок – лупоглазый лягушонок!

И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос. Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел как он лепит, и грустно сказал:

-Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось.

-Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.

Вопросы детям по содержанию рассказа:

Где жил лягушонок?

Чем он любил заниматься?

Что он лепил?

Что он лепил сначала, что потом?

Почему лисенок все ломал?

Назовите по порядку, что лепил лягушонок? 

Пересказ рассказа детьми по цепочке.

Работа с перечеркнутыми изображениями .  

Логопед: «Лисенок ломал все поделки лягушонка, а я вам все его поделки перечеркнула другими изображениями. Назовите предметы которые вы видите, только первым нужно назвать то, что лепил лягушонок.»

          Дети называют перечеркнутые изображения, а логопед задает вопросы:

Какое из этих слов самое короткое, а какое самое длинное?

О каких из этих предметов можно сказать: Кто это? Что это?

Ребята мы уже назвали столько слов и ответили на столько вопросов, а совсем забыли сказать с каким звуком мы работаем?   Ответы детей.

Характеристика звука. Согласный, звонкий звучит твердо и мягко, твердый звук Л – обозначаем синим цветом , мягкий звук ЛЬ – обозначаем зеленым цветом.

Логопед: «Ребята, а у кого из вас есть в имени есть звуки Л или ЛЬ?

Дети: « у Лизы – ЛЬ, а у Влада –Л.»

-Правильно у Лизы в имени есть звук ЛЬ, а у  Влада  звук Л. И сейчас мы с вами поиграем в игру:

 «Подарки для Лизы и Влада».  

           Дифференциация звуков Л – ЛЬ по твердости мягкости.

          Дети называют игрушки и по наличию твердости мягкости звука отдают их Лизе или Владу. Используются маленькие игрушки из киндр-сюрпризов: лягушка, лодка лиса, слон и т.д.

Образец ответа детей: Это цыпленок . Цыпленок  для  Лизы.

Это акула. Акула для Влада. И т.д.

 Физминутка:  Лисенок любил лепить, но ведь вы тоже умеете хорошо лепить. Давайте отдохнем и расскажем, что вы умеете лепить. 

Лепим мы из пластилина.        Дети разминают в руках воображаемый пластилин,

Льва и львенка лепит Лина,     показывают как, раскатывают  кусок

Лепит олененка Оля,                   пластилина и делят его на части лепят зверей.

А павлина лепит Коля.

Для павлина слепим ветку.

И поляну для оленя.

Не посадим мы их в клетку,

Ни дельфина ни тюленя.

Не узнают львы неволи,

Пусть гуляют все на воле.

         

          Развитие слухового восприятия и звукового анализа

Закрепление цветового обозначения звуков Л, ЛЬ  с помощью звукового диктанта.

Логопед поизносит звуки, дети на столах выкладывают схемы звукокомплексов и слов:  Л ЛЬ – ОО        Л ЛЬ Л -  ООО     ЛЬЛЬЛ – ООО

А сейчас мы попробуем составить целые слова, а помогут нам в этом разные картинки. Мы будем определять первый звук в слове и из первых звуков слов попробуем составить новые слова.

Лампа Улитка Клубок   /лук/

Лодка Арбуз Колбаса  /лак/

Ласточка Удочка Желудь Автобус /лужа/

Лопата Утюг Ноты Ананас /луна/

Дети определяют первый звук в слове, обозначают его звуковым символом,   выкладывают звуковую схему и прочитывают получившиеся слова.

Определение места звука в слове.

Долго, долго мы шагали добрались до звука Л,

Есть слова, где Л в начале, в серединке и в конце.

Дети называют предметные картинки определяют место звука в слове и ставят их на наборном полотне  к определенному звуку символу.

Что лишнее? По месту звука в слове, по твердости мягкости звука, по наличию звука в слове.

Лодка ландыш лук стул.

Лягушка лиса лев  лось.

Лавка пенал стол стул.

Кукла юла пила пчела.
Итог  занятия: С каким звуком работали, какие слова со звуками Л и ЛЬ запомнили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш. Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНА Коррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия

Конспект занятия по грамоте в старшей группе звук [ш], буква Ш.Опубликовано 25.09.2012 - 18:09 - МАРАКИНА ЯНА КОНСТАНТИНОВНАКоррекционно-образовательные задачи: Закрепить правильное произношение звука...

Конспект логопедического занятия по обучению дошкольников правильному произношению звука [Л]

Данный материал является конспектом группового или подгрппового занятия, целью которого являестя автоматизация звука [Л] изолированно, в слогах и словах...

Учимся правильно говорить. Различение правильного произношения звуков [Ш] и [ж] в скороговорках c помощью приёмов мнемотехники.

Слово «мнемотехника» произошло от греческого mnemonikon – искусство запоминания и известна она ещё со времён античности. В дошкольном возрасте приёмы мнемотехники (в частности, мнемотехнические таблиц...

Конспект занятия: Правильное произношение звуков Ш, Ж, С, З, Ц, Ч.

Формировать правильное произношение звуков –Ш-, -Ж-, -С-, -З-, -Ц-, -Ч-. Уточнить и активизировать словарный запас детей о насекомых и животных. Закрепить умение использовать в речи простые пред...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по автоматизации правильного произношения звука «Р» в словах, простых фразах с использованием сенсорно-интегративной технологии «В поисках сундука Пирата».

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по автогматизации правильного произношения звука «Р» в словах, простых фразах с использованием с...