Главные вкладки

    АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О РАБОТЕ ШКОЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП МБДОУ
    методическая разработка по логопедии по теме

    Бабичева Надежда Васильевна

    В последнее время произошло переосмысление назначения и целей деятельности традиционных методических объединений педагогов ДОУ, что привело к углублению содержания  работы и обновлению форм проведения. Решением  Методсовета МУ  «Информационно-методический центр» организована работа Школы  Педагогического Мастерства (ШПМ) педагогов коррекционных групп  МБДОУ.
      Цель Школы  Педагогического   Мастерства – создание единой системы взаимодействия и сотрудничества специалистов в области коррекции речевых нарушений для качественной логопедической реабилитации воспитанников с речевой патологией в условиях общеобразовательных  учреждений, формирование высоких профессиональных идеалов, потребности педагогов в постоянном профессиональном саморазвитии и совершенствовании уровня своего мастерства.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл analiticheskaya_spravka_shpm.docx27.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

    О РАБОТЕ ШКОЛЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП МБДОУ КРАСНОСУЛИНСКОГО РАЙОНА.

    В последнее время произошло переосмысление назначения и целей деятельности традиционных методических объединений педагогов ДОУ, что привело к углублению содержания  работы и обновлению форм проведения.

    Решением  Методсовета МУ  «Информационно-методический центр» организована работа Школы  Педагогического Мастерства (ШПМ) педагогов коррекционных групп  МБДОУ  Красносулинского района, поручив руководство ею учителю-логопеду высшей категории МБДОУ детский сад комбинированного вида второй категории №16 «Искорка»  Бабичевой Надежде Васильевне.

    Цель Школы  Педагогического   Мастерства – создание единой системы взаимодействия и сотрудничества специалистов в области коррекции речевых нарушений для качественной логопедической реабилитации воспитанников с речевой патологией в условиях общеобразовательных  учреждений, формирование высоких профессиональных идеалов, потребности педагогов в постоянном профессиональном саморазвитии и совершенствовании уровня своего мастерства.

    На организационном заседании слушателями ШПМ было принято предложение взять единую тему для разработки на 2011-2012 учебный год по работе с детьми-дизартриками, так как это направление коррекционной деятельности становится в последние годы очень актуальной для психолого-логопедической службы ДОУ страны. В настоящее время дизартрия является широко распространенным нарушением в детском возрасте. К примеру, по данным к.п.н., доцента кафедры специальной педагогики и психологии Вакуленко Л. Московского государственного педагогического университета, дизартрия имеет место у 40,8% из 240 дошкольников с речевой патологией в возрасте от 4 до 7 лет. Рассматриваемый речевой дефект тормозит развитие всей речи в целом, существенно удлиняет сроки коррекционной работы.

    Тема на 2011-2012 уч. год ШПМ: «Комплексный подход к преодолению симптоматики речевых нарушений при дизартрии».

    Цель на учебный год: Повышение теоретического, научно-методического и практического уровня  компетентности специалистов коррекционно-логопедической службы в области специальной педагогики и психологии: ознакомление с нормативными документами, овладение современными инновационными  технологиями, совершенствование методики проведения коррекционно-развивающих мероприятий с детьми, имеющими ОНР по дизартрическому типу.

    Задачи:

    1.Обеспечить выполнение  единых принципиальных подходов к образованию, воспитанию, развитию и коррекции психо-речевого развития детей логопедических групп ДОУ.
    2. Организовать эффективное взаимодействие педагогов, специалистов в коррекционной работе с детьми-дизартриками,  посещающими логопедические группы ДОУ.

    3. Осуществлять  комплексный  подхода в организации коррекционно-логопедической помощи детям, имеющим ОНР по дизартрическому типу.

    4.  Изучать закономерности нарушения речи у детей, имеющих ОНР и дизартрию.

    5. Исследовать структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка.

    6. Использовать научно обоснованные методы устранения и предупреждения различных форм речевой недостаточности при дизартрии.

    7. Активизировать процесс сотрудничества, повышать творческий потенциал каждого педагога.  

    8. Совершенствовать квалификационное мастерство, способствуя творческому поиску для перехода на более высокий уровень самоорганизации, оказывая положительное влияние на формирование личности педагога-профессионала.

    1.  Анализ организации деятельности ШПМ.

    В состав слушателей ШПМ входят 22 педагога ДОУ:

     учителя-логопеды – 13 человек,

    воспитатели логопедических групп – 7 человек,

    педагог-психолог – 1 человек,

    музыкальный руководитель – 1 человек.

    К работе Школы  Педагогического   Мастерства  дополнительно привлекаются специалисты детских садов, педагоги школ, медицинские работники детской поликлиники, ученые и преподаватели вузов, специалисты органов управления образования. 

    В работе ШПМ активно приняла участие преподаватель вуза, сотрудник Института повышения квалификации работников образования Буденная Татьяна Васильевна, врач-невролог поликлиники№2 Мартынова И.Е. В связи с этим уровень профессиональных знаний учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп растет и качественно изменяется.

    Запланировано провести 6 заседаний ШПМ.

    Проведено уже 6 заседаний, одно из которых было внеочередным - семенар-практикум приглашенного преподавателя ИПКиПРО РО Буденной Т,В.

    Итоговое занятие пройдет в мае – 1.

    Посещаемость заседаний ШПМ слушателями высокая, пропуски были только по уважительной, объективной, производственной причине. Степень посещаемости- 85%.

    Обсуждаемые на заседаниях ШПМ темы способствуют формированию современных педагогических позиций в области специальной педагогики и психологии, обогащают коррекционно-логопедическую работу новыми теориями и методиками в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (ОНР, дизартрию, ЗРР, отягощенные СГДВ):

    --«Нормативно-правовая база специалистов логопедических групп   ДОУ. СБОРНИК ПРИМЕРНЫХ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ И МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОУ». 

    --«Комплексный подход к преодолению симптоматики речевых нарушений при дизартрии.»

    --«Взаимодействие специалистов, учителя-логопеда с воспитателями логопедических групп ДОУ».

    --«Логопедическая компетентность родителей – необходимое условие коррекционной работы в логопедических группах ДОУ».

    --«Самоанализ деятельности. Инновационные технологии в работе специалистов, учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы ДОУ»

    --«Профессионализм, обращенный педагогами в творчество»

    2  Анализ работы по повышению профессионального мастерства педагогов.

    Участие в работе ШПМ стимулирует деятельность логопедов. Сотрудничество логопедов в рамках ШПМ  позволило активнее изучить опыт коллег, внедрить в работу эффективные приемы и методы, инновационные программы.
    Использование современных образовательных технологий прослеживается у всех слушателей ШПМ, опытом использования которых поделились самые активные участники заседаний: Бабичева Н.В., Колесникова И.А., Глухова Г.Ф., Бочкарева А.В., Толоконникова О.В., Задорожная Т.В., Хлякина М.А., Кальченко Е.В., Токарева И.А., Орехова Г.Н. и др.

    Активная деятельность учителей-логопедов  и воспитателей логопедических групп ДОУ в рамках ШПМ активизирует процесс сотрудничества, повышает творческий потенциал каждого педагога. Постоянное совершенствование своего квалификационного мастерства, творческий поиск способствует переходу на более высокий уровень самоорганизации, оказывает положительное влияние на формирование личности педагога-профессионала. Педагоги стремятся поддерживать свою активную профессиональную и жизненную позицию: 4 учителя-логопеда приняли участие в конкурсах муниципального (3) и регионального (1) уровня, выкладывают свои  работы в педагогических интернет – сообществах, постоянно обмениваются ценной информацией по освоению возможностей ИКТ на заседаниях ШПМ, создавая каталог полезных сайтов «Узелки на память». Педагоги  готовят материалы для выкладывания их при участии в интернет-конкурсах, осваивая технические вопросы организации участия в них.

    Учитель-логопед Соколова Г.А. успешно прошла аттестацию на соответствие Iкв. категории, представив  свое аттестационное Портфолио на заседании ШПМ.

    3. Формы проведения заседаний стали более разнообразными и интересными по содержанию: мини-лекции, работа проблемных мини-групп, круглые столы, мастер-класс, дискуссии, семинары-практикумы, тренинги, взаимопосещения  занятий, экскурсии, выставки, просмотр и обсуждение видеоматериалов, видеолекций,  электронных презентаций, выполнение практических заданий и др. Все заседания ШПМ проходят с использованием средств ИКТ (личного ноутбука, DVD для просмотра материалов на дисках, телевизора).
     Однако в образовательной деятельности  ШПМ  имеются определенные проблемы:

      -----при планировании работы не в полной мере учтены  индивидуальные запросы, профессиональные потребности  молодого логопеда, его интересы, так как состав объединения неоднороден (разный образовательный уровень, педагогический стаж, потенциальные возможности). Поэтому ШПМ, в состав которой входят большое количество логопедов, воспитателей логопедических групп, специалисты коррекционных групп посчитали необходимым  подразделить на группы профессионального общения:

    1. Группа высшего педагогического мастерства;
    2. Группа совершенствования педагогического мастерства;
    3. Группа становления молодого педагога.

    Эффективно оправдала себя  работа проблемной  группы, которая  объединила  специалистов  и воспитателей  логопедических групп одной темой и одними интересами: «Составление профессиональной программы коррекции дизартрии у детей».  Ведущее место в ее работе занимают моделирование и анализ коррекционно-педагогических и психолого-педагогических ситуаций и действий, применяемых методов и приемов в коррекционном процессе. Анализируя смоделированную проблемную ситуацию, педагоги использовали  теоретические знания для выработки своих позиций, своего отношения к тому или иному педагогическому факту, результатам коррекционной работы, действиям ребенка, родителей, воспитателей, коллег. В ходе обсуждения шел  активный коллективный поиск решения проблемы. Выводы и предложения глубоко аргументируются каждым членом группы. Наибольший интерес у педагогов вызывали  те проблемные ситуации, решение которых предполагает использование новых технологий.
    Формы предъявления ситуаций использовались  разнообразные: письменное их описание;  видеозаписи  занятия,  мероприятия; набор фотографий, отражающих состояние какого-либо факта; фрагменты видеороликов , скачанных с интернета и др. Решение ситуативных задач вызывают дискуссию: все варианты решения выносились  на всеобщее обсуждение. При этом совершенствуется умение вести диалог, задавать вопросы, корректно отвечать на них, соблюдать речевой этикет. Участие логопедов, специалистов, воспитателей в работе проблемной мини - группы активизировало теоретические знания по логопедии и смежных с ней наук, развивает видение путей решения различных коррекционно-педагогических проблем, способствует научному обоснованию принимаемых решений. А недостаточность знаний  и практики у специалистов и воспитателей решили восполнить, пригласив преподавателя ИПКиПРО РО Буденную Т.В. для проведения семинара-практикума в рамках работы ШПМ, который состоялся на внеочередном заседании ШПМ в течение 7-ми часов.

    Педагоги ШПМ убеждаются  на практике в том, что непрерывное образование дает положительный результат в том случае, если оно органично сочетает коллективные и индивидуальные формы работы, ведется целенаправленно, планомерно и систематически. Педагог, стремящийся к совершенствованию своего уровня квалификации и профессионального мастерства, постоянно находящийся в творческом поиске, сам созидает себя, приобретая теоретические знания, овладевая эффективными методами и приемами коррекционно-педагогической работы, развивая необходимые профессиональные и личные качества и способности. Педагоги ШПМ вводят в практику систему взаимопосещений занятий и их анализ.

    4.  Инновационная деятельность: показ Мастер- классов, использование интерактивных форм обучения.

    На заседаниях ШПМ слушатели знакомятся с инновационной  деятельностью друг друга: показ  Мастер- класса, использование интерактивных форм обучения. Педагогами Бабичевой Н.В. и Бочкаревой А.В. показан  Мастер-класс «Обогащение словаря  детей  дошкольного возраста с ОНР посредством  использования приемов инновационных технологий в процессе работы с загадками». Обогащение опыта через участие в работе ШПМ позволяет в практике учителей-логопедов, специалистов и воспитателей логопедических групп ДОУ использовать разные подходы к применению актуальных инновационных методик и технологий организации логопедической коррекции. Например, использование ИКТ на логопедических занятиях.

    Учителя-логопеды  Хлякина М.А. и Бабичева Н.В. познакомили всех слушателей с опытом применения компьютерных игр и презентаций в работе с детьми-логопатами.  Мы увидели что, использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности. Но жаль, что психологи и логопеды пользуются в работе пока личными компьютерными средствами…
    На заседаниях ШПМ учителями – логопедами осуществлялся  поиск новых, более эффективных способов обучения с использованием компьютерных игр и мультимедийных средств и  мультипликации. Заложено начало создания  мультимедиотеки педагогов коррекционных групп ДОУ, слушателей ШПМ, которая уже насчитывает более ста презентаций для детей и взрослых, десятки специальных видеороликов, видеофильмов и  видеолекций преподавателей высших учебных заведений.

    5. Не остались без внимания ШПМ и вопросы работы с родителями. Учителями-логопедами, специалистами и воспитателями логопедических групп  постоянно ведется поиск новых путей и способов приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами. Наряду с проведением коллективных форм работы (родительских собраний, консультаций, семинаров, выставок методических пособий, театрализованных представлений, планшетов и стендовой информации и т.д), практикуются нетрадиционные формы работы, рекомендуемые родителям, такие как обучающие DVD для родителей: «Домашний логопед», «Логомассаж и дыхательная гимнастика», «Артикуляционная гимнастика», «Игры для развития фонематического слуха», диски с презентациями для домашних занятий и т.п.

    Учитель-логопед Бабичева Н.В. представила в виде электронной презентации «Проект взаимодействия учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе с детьми логопедических групп».
    Перспективы развития организации логопедической помощи детям – логопатам мы видим в дальнейшем совершенствовании работы Школы педагогического мастерства педагогов коррекционных групп ДОУ района. Активная деятельность специалистов, учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп в рамках ШПМ активизирует процесс сотрудничества, повышает творческий потенциал каждого педагога. Постоянное совершенствование своего квалификационного мастерства, творческий поиск способствует переходу на более высокий уровень самоорганизации, оказывает положительное влияние на формирование личности педагога-профессионала.

                                                         

                                 Руководитель ШПМ:                      Бабичева Н.В.      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект «Школа педагогического мастерства» как способ повышения личностно-профессионального потенциала современного педагога

    То, что я услышал – я забыл,То, что я увидел – я помню,То, что я сделал – я знаю.Китайская народная мудрость...

    ПЛАН работы Школы педагогического мастерства (ШПМ) педагогов коррекционных групп ДОУ

    Повышение теоретического, научно-методического и практического уровня  компетентности специалистов коррекционно-логопедической службы в области специальной педагогики и психологии: ознакомление с...

    ПРОТОКОЛЫ заседаний Школы педагогического мастерства (ШПМ) для работников коррекционных групп ДОУ.

    Заседания Школы педагогического мастерства проводились по единой теме: "Комплексный подход к  коррекции дизартрии у дошкольников".Протоколы заседаний ШПМ отражают подробный ход работы педагогов н...

    Справка в аттестационную комиссию для повышения квалификации.1. Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.2.Организация развивающей предметно- пространственной среды группы.

                  Аналитическая справка об уровне сформированности ИКТ - компетентности педагога.Дана воспитателю Романишко Татьяне Леонидовне воспитателю МБДОУ -...

    Аналитическая справка о работе с родителями в подготовительной к школе группе

    Детский сад - первое воспитательное учреждение , с которым вступают в котакт родители , и где формируется их педагогическая культура....

    Программа методического сопровождения педагогов в условиях реализации ФГОС дошкольного образования «Школа педагогического мастерства»

    Данная Программа способствует повышению не только профессионального мастерства, но и личностного  роста каждого педагога, раскрытию его творческих возможностей, включает в себя следующие инноваци...