Итоговое занятие в логопедической подготовительной к школе группе для детей с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Мусинова Людмила Юрьевна

Данное занятие на тему "Путешествие в страну Грамотной и Красивой речи" является комплексным-итоговым для детей подготовительной к школе группы компенсирующего вида и направлено на закрепление ранее изученного материала. Структура и самоанализ занятия соответствуют новым стандартам и ФГТ образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_zanyatie.doc56 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_zanyatiya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида

                                             Детский сад “Росинка” пгт. Пионерский

 Конспект итогового логопедического занятия

    в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

на тему: ”Путешествие в страну Грамотной и Красивой

                                                                                                       речи”

                                                                                    Составитель: Учитель-логопед

                                                                                                                                         Мусинова Л.Ю.

                                                                                                                                   высшая кв. категория

                                     

                                             

                                             2011-2012 уч. год

ЦЕЛИ   непосредственно образовательной деятельности:

- Закрепление знаний по разделам программы “Звукопроизношение”, “Обучение элементам  

   грамоты”, “Лексико-грамматические категории”, “Связная речь”.

- Интеграция образовательных областей “Коммуникация”, “Познание,“Здоровье,“Социализация”.

                 

Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные  задачи:

Образовательная область “Коммуникация”  

- Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и слов предложения;

- Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);

- Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;

- Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;

- Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.

Образовательная область “Познание”

- Совершенствование навыков и умений работать со схемой, моделью;

- Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков (голоса, выразительности речи);

- Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.

Образовательная  область “Здоровье”

- Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (игровой массаж “Мячик”, динамическая пауза “Беги к камню”, релаксация “Улыбка”)

- Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности;

- Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

 Образовательная область “Социализация”

- Воспитание культуры межличностных отношений.

 

Методы и приемы: - Наглядный  (пособия, картинки); - Словесный (совместная речевая деятельность);  - Игровой  (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);

- Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).

 

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:  закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”.

МАТЕРИАЛ И ОБОРУДОВАНИЕ: мячики, письмо, магнитофон, домик, дорожка, дерево, камни,  мольберт, столы, шкатулка, модели звуков, карточки с картинками и схемами слогов, предложений, карандаши, ручки, мяч, буквы.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, разучивание стихов, знакомство с элементами массажа.

 

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ЗДОРОВЪЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ:

Педагогический опыт учителя-логопеда Н.В.Нищевой “Система работы в логопедической группе для детей с ОНР”, В.Базарного “Здоровъесберегающие технологии”, М.Монтессори “Зона ближайшего развития”.

Место проведения:  - логопедическая группа         Количество детей: - 12 человек

                                                          ХОД ЗАНЯТИЯ

I.Организационный момент:                            

   

Психогимнастика “Улыбка”

         Логопед: - Ребята, ключ, который открывает замки в душах людей,- это улыбка. Сейчас мы      

будем дарить друг другу улыбки. Улыбнитесь соседу справа (слева). Улыбнитесь гостям.

 

Логопед: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Давайте настроим себя на работу.

Пальчиковое упражнение   “Мы спокойны”

“Мы спокойны, мы спокойны,

Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо,

Повторяем обязательно,

Все, что учили на занятиях”  

II. Введение в тему занятия:

Логопед: - Ребята, что это за звук?  - Кто это к нам стучится? (входит почтальон Печкин и вносит письмо)

Печкин: - Здравствуйте детки, это подготовительная группа? (Ответы детей)

Тогда вам письмо. Получите.

Логопед: - Спасибо, а от кого?     (Почтальон уже ушел)  

Логопед: - Ну, если нам принесли, давайте читать

“Здравствуйте, ребятки!” Я долгое время наблюдала за вами, переживала ваши неудачи, радовалась вашим успехам. Вы очень прилежные детки и достойны, побывать в моей стране, стране Красивой и Грамотной речи. Я приглашаю Вас, но путь туда весьма долог и опасен. Но я думаю, вы обязательно справитесь со всеми заданиями, ведь вы смелые, дружные и умные детки. Ну, я Вас жду. До встречи, Царица Знаний.”

Логопед: - Ну, что, путешествовать любите, тогда в путь!

- Первое задание уже ждет нас.

III. Закрепление ранее изученного:

Первая остановка  - деревня “Звуковая” (перед детьми панорама деревни - дом, дерево с фруктами, дорожка по которой ползет гусеница, камни красного, синего, зеленого цвета)  

 

Задание №1: - “Ребята, расскажите все, что вы знаете о звуках”  

Логопед: - Назовите неречевые звуки, которые окружают нас.      (Ответы детей)

- Назовите речевые звуки, которые мы произносим.

- Назовите первый и последний звук в слове “платок”.

- Сколько звуков в слове “кот”.

- Назовите гласный звук в слове “мак”.

- Назовите все звуки в слове “соль”.

-Сколько звуков “к” в слове “курочка”.

- Выберите на дереве фрукты со звуком “ль”.  

Динамическая пауза: - Упражнение “Найди звук”

Логопед:- Ребята, Царица Знаний превратила эти камни (модули) в разные цвета, которые обозначают цветовую модель звуков. Сейчас я буду называть много звуков, а вы бегите к тому камню, который обозначает модель того или иного звука.

Вторая станция  - город  “Школа” (перед детьми на  столах лежат буквы, карточки, карандаши)

Логопед: - Ребята, а зачем нужно ходить в школу?           (Ответы детей)

Не успели мы выполнить одно задание, нам уже приготовили другое. Потренируем свой ум, сообразительность.

- Ребята, обратите внимание на каждом столе есть буквы, это заглавная буква вашего имени, находите свою букву и усаживайтесь на свое место.

Задание №2:

Логопед: - Ребята, перед вами карточки с изображением картинок и схемой слогового состава слова.

- Назовите картинку и соедините со схемой, которая подходит к  вашему слову.

- Сколько слогов в слове “каша”, “дом”, “машина”, “кукла”, “Царица”.

- Какое слово зашифровано в слогах “га-кни”, ка-руч”, “збу-а-ка”.

- Назовите только второй слог в слове “шко- ла”.

- Назовите второе слово в предложении “Мы учимся читать”.

Логопед: - Ребята, перед вами карточки с изображением картинок и схемой предложения.

- Рассмотрите картинку и схему предложения. Составьте предложение по картинке и схеме.

Третья станция – “Стихотворная”  (дети выходят из-за стола и встают в круг на “веселую полянку”)

Задание №3:

Логопед: - Ребята, стихи делают  нашу речь яркой и выразительной. Кто может рассказать стихотворение “Журавль”, “Весна”, “Космонавт”.

Четвертая станция – “Словарная”

Задание №4:

-Упражнение на словообразование:

Логопед: - Из каких  слов образовано слово (“самокат”, “вездеход”, “пылесос”, “листопад”, “первоклассник”)?

-Упражнение на образование относительнных  прилагательных:

Логопед:- Стена из кирпича (какая?) – кирпичная,

               - Книга из бумаги- ……….

               - Горка изо льда - ………...

               - Кампот из яблок - ………

               - Салат из моркови - …….

Дидактическая игра: “Дружба”.

Вопросы:

-Стол “дружит” с кроваткой или тетрадкой?

-Стол “дружит” с креслом или тестом?

-Шкаф “дружит” с полкой или с иголкой?

-Кастрюля “дружит” с мышкой или с крышкой?

-Рыбак “дружит” с рыбкой или с улыбкой?

-Король “дружит” с троном или с поклоном?

-Корка “дружит” с крошкой или с ложкой?

Логопед: - Ну вот, наше путешествие по стране  Грамотной и Красивой речи подходит к концу. А гда же Царица Знаний? Посмотрите, шкатулка. Посмотрим что там? Какая-то записка.

Письмо: “Я прошу у Вас прощенья,

                 Что незастали Вы меня.

                  Много дел, но очень рада,

                  Что Вы здесь, а вот награда”.                (Логопед раздает в подарок авторучки)

IV. Итог занятия:

Логопед: - Вам понравилось путешествие?

                - Что запомнилось больше всего?           (Логопед предлагает вернуться в детский сад)

                                           

                                                                 

 

       



Предварительный просмотр:

                                            Самоанализ занятия

Тип занятия – обобщающее

Вид занятия –  комплексное по развитию речи

Форма проведения - фронтальное                            

Занятие разработано для детей подготовительной к школе группы компенсирующего вида (для детей с ОНР) с использованием элементов грамоты, здоровьесберегающих  технологий: Г.П Зинатуллина “Динамические паузы”, В.Базарный “Гимнастика для глаз”, М.Мантессори “Зона ближайшего развития” и направлено на обобщение и закрепление ранее пройденного материала.

Занятие проводилось в  логопедической группе - с группой детей из 12 человек.

В процессе занятия использовались следующие  методы:

Словесный метод  осуществлялся через совместную речевую деятельность:  диалог, пояснение, беседа,  ответы детей, выразительное чтение стихов.

Наглядный метод  представлен  использованием  картинок, карточек-символов.

Игровой метод осуществлялся через: воображаемую ситуацию, игровой массаж.

Применяя практический метод использовала: динамические упражнения,  моделирование, выполнение упражнений, игровой массаж и элементы самомассажа.

Деятельностный подход на занятии осуществлялся через такие формы, как совместная деятельность педагога и ребенка и самостоятельная деятельность детей. Данные формы осуществлялись на занятии в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной.

Интеграция образовательных областей: коммуникации, социализации,   познания, здоровья, позволяла рационально распределять материал в ходе занятия, максимально использовать здоровьесберегающие технологии, обеспечивать комфортное пребывание детей на занятии.

Мотивация к деятельности определена побуждением детей к  выполнению заданий Царицы-Знаний.

Задача по совершенствованию навыков звуко-слогового анализа   решалась с помощью  вопросов, работы с карточками – символами, умением детей моделировать. Дети сопостовляли изображенное на картинках со слоговой моделью слова (предложения). Упражнения “Найди слово”, “Что вы знаете о звуках”, “Беги к камню” способствовали закреплению знаний детей о звуках и их характеристики.

Задача по закреплению грамматических категорий речи решалась при помощи   приема – словообразования и словоизменений  c использованием таких упражнением, как “Какой, -ая, -ое?”, “Дружба”. Хочется отметить, что дети четко опеределяли инструкцию педагога, в связи с тем, что данный прием использовался на занятиях ранее, то есть не был для детей  новым.

С целью формирования потребности в здоровом образе  жизни, а также закреплению навыков применения   элементов здоровьесберегающих технологий на занятии были использованы такие приемы: воображаемая ситуация “Путешествие в страну Грамотной и Красивой речи”, игровой массаж “Улыбка”, динамическое упражнение «Беги к камню”.

Занятие построено на равноправном взаимодействии взрослого и детей, с использованием различных коммуникативных средств: мимических, вербальных, интонационных.

Особое внимание уделялось формированию коммуникативных навыков воспитанников – сотрудничество, межличностные отношения друг с другом.  

Речевая инициатива детей стимулировалась через поощрения, похвалу, вопросы, выслушивание ответов.

Отбор содержания занятия основывался на личном, эмоциональном,  игровом, познавательном опыте детей.

На занятии дети были активны. Каждый ребенок был включен в работу.

Самостоятельная деятельность детей осуществлялась через  выполнение заданий, чтение стихов, выполнение динамических пауз.

У детей проявлялся устойчивый интерес к содержанию занятия. Старалась взаимодействовать с детьми в зоне ближайшего развития ребенка: индивидуальный подход осуществлялся с учетом уровня его особенностей (темп речи, интонация, взгляд).

Для реализации занятия использовался разнообразный демонстрационный  материал, соответствующий технике безопасности. Материал рационально расположен, использовался оптимально. Гигиенические требования к помещению,  длительность занятия и нагрузка на детей соответствуют санитарным нормам и психофизическим  особенностям детей.

Содержание комплексного занятия логично, последовательно, способствует  решению всех поставленных задач.

В целом занятием довольна, как показал опрос детей во время занятия, запас речевых знаний для дальнейшего обучения в школе у большинства детей сформирован.

В перспективе планирую продолжать работу по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей и развитию у них речевых навыков и умений.    

Планирую  в дальнейшем повышать свой профессиональный  уровень, в соответствии с современными  ФГТ  образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие в логопедической подготовительной к школе группе по развитию речи на тему «Времена года».

Занятие,  проводимое в подготовительной логопедической группе в конце учебного года по пройденному материалу, раскрывающие объем полученных навыков, знаний и умений по развитию речи....

Итоговое занятие в логопедической подготовительной к школе группе по развитию речи на тему «Времена года».

Занятие,  проводимое в подготовительной логопедической группе в конце учебного года по пройденному материалу, раскрывающие объем полученных навыков, знаний и умений по развитию речи....

Итоговое занятие – развлечение в подготовительной к школе группе «Праздник правильной речи».

Итоговое занятие – развлечение в подготовительной к школе группе «Праздник правильной речи».( для детей, выпускаемых из логопедического пункта) Цель: закрепить и обобщить знания и умения детей, п...

Интегрированное итоговое занятие с детьми подготовительной к школе группы

Конспект итоговой НОД по областям: социализация, труд, познание, художественное творчество, безопасность, физическая культура, здоровье, художественная литература, коммуникация...

Итоговое занятие по ФЭМП подготовительная к школе группа

Программное содержание: выявить знания у детей:транспортных средств;в ориентировке во времени;решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться знаками >, <;распознавать многоу...

итогового НОД в логопедической подготовительной к школе группе №1 Тема: «Цветик- семицветик для малышей» (с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича)

Цель: закрепление у детей знаний и умений, полученных ранее.Задачи: Систематизировать познавательные действия.Систематизировать умение решать логические задачи с буквами, заниматься словотворчеством.П...

итоговое занятие в логопедической подготовительной к школе группе

Закрепление полученных ЗУНЗвук, буква, слог, слово, предложение, текст...